Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:53, курсовая работа

Краткое описание

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком - системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие таможенных органов……………………………………5-6
1.1. Понятие и статус таможенных органов…………………………....6
1.2. Система и виды таможенных органов…………………………...6-7
1.3. Общие принципы организации таможни……………………….....8
Глава 2. Функции и задачи таможенных органов……………………....9-15
2.1. Внутренние функции…………………………………………...15-16
2.2. Внешние функции………………………………………………16-19
2.3. Основные задачи………………………………………………..20-22
Глава 3. Экономические проблемы и перспективы таможни……….. ..23-25
3.1. Меры для реализации новой таможни…………………………25-27
3.2. Права таможни…………………………………………………..27-30
3.3. Контроль таможни……………………………………………….....30
Заключение………………………………………………………………...33-34
4.Список использованной литературы………………………………....35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_2.docx

— 55.45 Кб (Скачать)

2.2. .Внешние функции

    Перечень внешних  функций более широк. В первую  очередь нужно  отметить, что   таможня  претворяет  в жизнь   в  подведомственном  регионе   правовой, экономический  и организационный   механизмы реализации    таможенной  политики  Российской  Федерации.  Подготавливает предложения о  совершенствовании  механизмов   реализации   таможенной   политики  Российской  Федерации, в том   числе  с  учетом особенностей  подведомственного региона.  Выявляет  наличие  в  подведомственном  регионе  проблем  в  обеспечении   единства  таможенной  территории  Российской  Федерации  и   экономической  безопасности   Российской Федерации   и   участвует   в   реализации  мер,  направленных  на урегулирование  таких проблем.  Участвует в  разработке и  реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона.                                                                                                                           Таможня применяет,  обеспечивает,  координирует и контролирует применение  нижестоящими  таможенными  постами средств таможенного регулирования экономической деятельности;  обобщает и  анализирует практику  применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании.  Принимает меры,  направленные  на  создание условий,  способствующих  ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации. Обеспечивает правильное применение в подведомственном   регионе   таможенных  режимов  при  перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации  и  при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации.                                                                              В части, касающейся компетенции таможенных органов Российской Федерации, применяет  меры  экономической  политики  в  отношении товаров  и  транспортных  средств,  перемещаемых  через таможенную границу Российской  Федерации,  включая  лицензирование  и  другие нетарифные   меры,  а  также  меры, обеспечивающие  соблюдение разрешительного   порядка   перемещения   отдельных   товаров и транспортных  средств  через  таможенную  границу  Российской Федерации;  координирует  и  контролирует  применение  таких   мер нижестоящими таможенными постами.  Осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением всеми юридическими  и  физическими лицами  правил,  порядка  и  условий таможенного дела;  обобщает и анализирует складывающуюся практику.

К внешним   функциям  относится  также  таможенное  оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль,  в том числе за   товарами  и  транспортными  средствами,  перемещаемыми  через таможенную границу Российской Федерации;  организация  и контроль над  производством таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами;  подготовка предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля.

Таможня реализует в пределах своей компетенции меры,  направленные на   совершенствование   таможенного   оформления   и  таможенного  контроля.  Осуществляет  сбор,  обобщение  и  анализ  сведений   о грузовых  и  пассажирских  потоках  в  части,  имеющей  отношение к таможенному  делу, а  также  контроль  за   доставкой   товаров   и транспортных  средств,  находящихся  под  таможенным контролем,  и документов на  них  в  места,  определяемые  таможенными  органами Российской Федерации.

Таможня контролирует  деятельность  в подведомственном регионе таможенных брокеров,  таможенных перевозчиков и иных лиц, контроль за  деятельностью  которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.  Выполняет  сбор, обобщение и  анализ  сведений   о деятельности  этих  лиц  в  части,  имеющей отношение к  таможенному делу. Контролирует создание и функционирование  в  подведомственном регионе  предусмотренных  законодательством  Российской Федерации о таможенном   деле  складов  и  иных  объектов,  контроль  за функционированием  которых возложен на таможенные органы.

Осуществляет в  пределах  своих  полномочий   и   контролирует деятельность   нижестоящих   таможенных  постов  по  осуществлению  валютного контроля.  Выполняет  функции агента валютного  контроля.

Взаимодействует  с  банками  и  иными агентами валютного контроля. Осуществляет  экспортный   контроль, в  частности,  контроль   за перемещением   через   таможенную   границу  Российской  Федерации  предметов  художественного,   исторического   и   археологического достояния   народов   России   и   зарубежных   стран  (культурных ценностей).

Важной функцией таможни  является борьба с контрабандой и  иными преступлениями  в  сфере  таможенного  дела.  В   соответствии   с законодательством   Российской   Федерации   таможня  осуществляет дознание по делам о  контрабанде  и  иным  преступлениям  в  сфере  таможенного   дела,  а  также  оперативно-розыскную  деятельность.

Обеспечивает  выполнение  нижестоящими   таможенными   постами   в пределах   их   компетенции  функций  органов  дознания.  Передает материалы  по  делам  о  преступлениях  органам   предварительного следствия либо прокурору. Таможня осуществляет  в  подведомственном  регионе  борьбу   с нарушениями      таможенных     правил     и     административными правонарушениями,   посягающими   на    нормальную    деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных  постов  по  борьбе  с  такими нарушениями.  Ведет  производство  по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение.

Осуществляет контроль  за  соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих  таможенных постов  при  осуществлении  дознания  по  делам  о  контрабанде  и  иных преступлениях в сфере  таможенного дела, осуществлении  оперативно-розыскной деятельности, производстве   по   делам  о  нарушении  таможенных  правил  и  их рассмотрении,   производстве   по  делам  об   административных правонарушениях,  посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации. Взаимодействует  с  другими  правоохранительными   и контролирующими  органами  Российской  Федерации,  находящимися  в подведомственном регионе,  по вопросам выявления,  предупреждения, пресечения и расследования  преступлений и  иных  правонарушений  в сфере таможенного дела.                                                                                                      Таможня участвует   и   обеспечивает    участие    нижестоящих таможенных  постов  в  реализации  системы  мер,  направленных  на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации  наркотических  средств,  психотропных веществ,  оружия, предметов  художественного,   исторического   и   археологического достояния   народов   Российской   Федерации  и  зарубежных  стран (культурных ценностей),  объектов интеллектуальной  собственности, видов  животных и растений,  находящихся под угрозой исчезновения, их частей  и  дериватов,  других  товаров;  вносит  предложения  в вышестоящий таможенный орган о совершенствовании такой системы.                                                         Осуществляет сбор    и    обработку   первичных   данных   для формирования таможенной статистики внешней торговли и  специальной таможенной  статистики;  представляет  такие  данные  вышестоящему таможенному органу и обеспечивает их достоверность.  Рассматривает поступающие из органов государственной власти субъектов Российской Федерации   и   правоохранительных    органов,    находящихся    в подведомственном    регионе,   нерегламентированные   запросы   по различным аспектам внешней торговли.                                                                                      Осуществляет сбор,  обобщение и анализ  сведений  о  состоянии внутреннего рынка на территории подведомственного региона. Таможня защищает права,  имущественные и иные свои интересы  в судах,  арбитражных  судах  и других организациях при рассмотрении исковых    споров, жалоб   по  делам,  возникающим   из  административно-правовых   отношений; обеспечивает   участие  в судопроизводстве  своих  сотрудников  в  качестве   представителей таможни и нижестоящих таможенных постов.           Рассматривает жалобы  на  решения,  действия  или  бездействие должностных  лиц  таможни,  нижестоящих  таможенных  постов  и  их должностных лиц,  обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб;  выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов организаций  и  граждан,  и  принимает меры по устранению таких причин и условий. Рассматривает обращения организаций  и  граждан,  обеспечивает  своевременное   и   полное рассмотрение   обращений   организаций   и   граждан  нижестоящими таможенными постами.

     2.3. Основные экономические задачи таможенных органов.

   Экономическими задачами, стоящими  перед  таможенной  службой Российской Федерации  являются:

* участие в разработке  таможенной политики Российской  Федерации  и ее реализация;

* обеспечение в пределах  своей компетенции экономической  безопасности РФ;

* защита экономических  интересов РФ;

* взимание таможенных  пошлин и иных таможенных платежей;

* участие в разработке  мер экономической политики в  отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу РФ  и реализация этих мер;

* ведение борьбы с контрабандой  и НТП;

* ведение таможенной статистики  и статистики внешней торговли  РФ;

* ведение ТНВЭД;

* содействие развитию  внешнеэкономических связей;

* осуществление валютного  контроля в пределах своей  компетенции.

   Это далеко не  полный перечень задач, выполняемых  таможенными органами России.  Круг экономических задач таможенного  дела широк и многообразен.

    В разработке  таможенной политики РФ участвуют  Президент РФ, который определяет  основные направления внутренней  и внешней политики государства,  Правительство России участвует  в разработке таможенной политики  и мероприятий в сфере таможенного  дела, а также Министерство финансов  РФ, Министерство по налогам и  сборам и др. Однако наиболее  активная, непосредственная роль  в разработке таможенной политики  принадлежит самим таможенным  органам.   В укреплении экономической  безопасности РФ принимают участие  все органы государственной власти. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей компетенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др.

   Экономические интересы  государства и их зашита имеют  различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и  внешнеэкономические. При этом  внутриэкономические задачи могут  быть связаны с развитием промышленного  комплекса, транспорта, связи, строительства  и др.

    При разработке  мер экономической политики в  отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу, таможенные  органы участвуют в установлении  ограничений на ввоз в Россию  и вывоз из нее товаров и  транспортных средств. Такие ограничения  могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных  цен, а также другие меры  регулирования взаимодействия российской  экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы  не только участвуют в разработке  мер экономической политики, но  и практически осуществляют составляющие  эти ограничения конкретные меры.

    Борьбе с контрабандой  посвящен целый раздел Таможенного  кодекса, что свидетельствует  о месте и об особой актуальности  данного вопроса в сфере и  системе таможенного дела. Специально  выделены таможенные органы как  органы дознания с уточнением, что они являются органами  дознания по делам о контрабанде  и иным преступлениям в сфере  таможенного дела, производство  дознания по которым отнесено  к компетенции таможенных органов. 

Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, т.е. статистику, характеризующую результаты деятельности таможенного ведомства  на основных направлениях оперативной  работы. Это направление оперативной  деятельности таможенного дела получило свое дальнейшее закрепление в ряде положений Государственной программы  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Государственная программа содержит принципиально важное положение, в соответствии с которым определено, что методологические положения таможенной статистики внешней торговли РФ разрабатываются на основе методологических материалов, используемых в странах ЕС и его Статистическом бюро (Евростат), что должно обеспечить сопоставимость и сравнимость данных по внешней торговле Российской Федерации и ее основных внешнеторговых партнеров. Соответствие «Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ» концептуально-методологическим материалам по статистике международной торговли, принятым в международной практике, подтверждено в официальном докладе миссии экспертов статистических подразделений ООН и МВФ, проверившей постановку формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций статистики внешней торговли страны силами таможенного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономические  проблемы и перспективы таможенной    деятельности.

Фискальные выгоды не должны заслонять долгосрочные перспективы  таможенной дела. Поэтому сегодня  принципиально важно по-новому расставить акценты и обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями  таможни - фискальной, регулирующей и  защитной.

Государство, к сожалению, до сих пор не определило приоритетные сферы экономики - это мешает направить  точно острие таможенной политики. Надо четко понять: от кого какие  рынки защищать. Например, если в  стране полное отсутствие хлопка и 65%  дефицит глинозема, то необходимо создавать  условия для сохранения данных отраслей промышленности. Конечно, следует оказывать  поддержку российским энергоносителям  или конкурентоспособному машиностроению. Но я не могу понять, как защитить нашу автомобильную промышленность таможенными мерами. Вне поля зрения разумной таможенной политики беспошлинный ввоз готовой печатной продукции, мы забыли, что у нас есть собственное  бумажное и полиграфическое производство. Нет контроля и за потоками лекарственных  средств и препаратов. Очевидно, что их импорт в Россию будет повышаться. Ведь, с одной стороны, мы стареющая  нация, а с другой - благосостояние населения постепенно растет. Люди будут больше тратить на свое лечение, а отечественных лекарств в стране крайне мало. Действующее российское законодательство позволяет применять  практически все известные в  мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования  внешней торговли. Выбор же тех  или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед  таможенной службой.

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности