Функции таможенных органов
представляют собой основные направления
деятельности таможенных органов. С
этой точки зрения особую роль играет
значение таможенных органов с позиций
экономического развития РФ и ростом
товарооборота между Россией
и зарубежными странами. Роль таможенных
органов во внешнеполитической деятельности
РФ обуславливает особый «набор»
функций таможенных органов, но в
то же время взаимосвязь с выполнение
важнейших социально-экономических
и внешнеполитических программ не ограничивает
многообразия функций таможенных органов.
Функции таможенных
органов:
1) участвуют в разработке
таможенной политики Российской
Федерации и реализуют эту
политику;
2) обеспечивают соблюдение
законодательства, контроль за исполнением
которого возложен на таможенные
органы Российской Федерации;
принимают меры по защите прав
и интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций при
осуществлении таможенного дела;
3) обеспечивают в пределах
своей компетенции экономическую
безопасность Российской Федерации,
являющуюся экономической основой
суверенитета Российской Федерации;
4) защищают экономические
интересы Российской Федерации;
5) применяют средства
таможенного регулирования торгово-экономических
отношений;
6) взимают таможенные
пошлины, налоги и иные таможенные
платежи;
7) участвуют в разработке
мер экономической политики в
отношении товаров, перемещаемых
через таможенную границу Российской
Федерации, реализуют эти меры;
8) обеспечивают соблюдение
разрешительного порядка перемещения
товаров и транспортных средств
через таможенную границу Российской
Федерации;
9) ведут борьбу с контрабандой,
нарушениями таможенных правил
и налогового законодательства,
относящегося к товарам, перемещаемым
через таможенную границу Российской
Федерации, пресекают незаконный
оборот через таможенную границу
Российской Федерации наркотических
средств, оружия, предметов художественного,
исторического и археологического
достояния народов Российской
Федерации и зарубежных стран,
объектов интеллектуальной собственности,
видов животных и растений, находящихся
под угрозой исчезновения, их
частей и дериватов, других
товаров, а также оказывают
содействие в борьбе с международным
терроризмом и пресечении незаконного
вмешательства в аэропортах Российской
Федерации в деятельность международной
гражданской авиации;
10) осуществляют и совершенствуют
таможенный контроль и таможенное
оформление, создают условия, способствующие
ускорению товарооборота через
таможенную границу Российской
Федерации;
11) ведут таможенную статистику
внешней торговли и специальную
таможенную статистику Российской
Федерации;
12) ведут Товарную номенклатуру
внешнеэкономической деятельности;
13) содействуют развитию
внешнеэкономических связей республик
в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, а также
предприятий, учреждений, организаций
и граждан;
14) содействуют осуществлению
мер по защите государственной
безопасности, общественного порядка,
нравственности населения, жизни
и здоровья человека, защите животных
и растений, охране окружающей
природной среды, защите интересов
российских потребителей ввозимых
товаров;
15) осуществляют контроль
за вывозом стратегических и
других жизненно важных для
интересов Российской Федерации
материалов;
16) осуществляют валютный
контроль в пределах своей
компетенции;
17) обеспечивают выполнение
международных обязательств Российской
Федерации в части, касающейся
таможенного дела; участвуют в
разработке международных договоров
Российской Федерации, затрагивающих
таможенное дело; осуществляют сотрудничество
с таможенными и иными компетентными
органами иностранных государств,
международными организациями, занимающимися
вопросами таможенного дела;
Приведенный
перечень показывает, насколько
многообразной является деятельность
российских таможенных органов.
При этом следует обратить
внимание на один существенный
момент. Таможенные органы призваны
обеспечить соблюдение разрешительного
порядка перемещения товаров
и транспортных средств через
таможенную границу, выступая
при этом как исполнительно-административные
органы, в таможенные органы время
как исполнительный характер, действующий
в тех или иных областях
управления, характерен в целом
для административно-правового регулирования.
При этом деятельность таможенных
органов характеризуется так
же и правоохранительной направленностью.
Они принимают меры по защите
прав и интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций при
осуществлении таможенного дела;
и в процессе осуществления
своих функций таможенные органы
действуют именно как правоохранительные
органы - в частности, осуществляют
борьбу с контрабандой, нарушениями
таможенных правил и таможенного
законодательства. При этом следует
отметить, что деятельность таможенных
органов по раскрытию преступлений
в сфере таможенного законодательства
предполагает совершение таможенными
органами следующих мероприятий:
1) выявление, предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений,
отнесенных к компетенции таможенных
органов, преступлений в сфере
таможенного дела, а также выявление
лиц, их подготавливающих, совершающих
или совершивших;
2) получение упреждающей
оперативной информации об обстановке
в зоне таможенной деятельности
для принятия правильных решений
с целью защиты экономических
интересов Российской Федерации;
3) оказание помощи органам
расследования, прокуратуры и
суда в сборе доказательств
по уголовному делу, выполнение
их поручений;
4) розыск лиц, скрывающихся
от органов расследования и
суда и уклоняющихся от уголовного
наказания за преступления, а
также розыск без вести пропавших;
5) добывание информации
о событиях или действиях, создающих
угрозу экономической или экологической
безопасности РФ;
6) участие в совместных
оперативно-розыскных мероприятиях,
проводимых ФСБ, МВД, ФПС и
другими компетентными органами
в интересах обеспечения экономической
безопасности Российской Федерации;
7) оказание помощи международным
таможенным организациям, иностранным
таможенным органам и полиции
в борьбе с контрабандными
операциями и по другим вопросам,
предусмотренным международными
договорами РФ;
8) обеспечение собственной
безопасности объектов таможенной
инфраструктуры;
9) обеспечение безопасности
сотрудников таможенных органов,
членов их семей, их имущества,
а также лиц, оказывающих таможенным
органам конфиденциальную помощь;
10) выявление, предупреждение
и пресечение фактов коррупции
и других должностных преступлений,
совершаемых сотрудниками таможенных
органов. Данное направление деятельности
таможенных органов в последнее
время особенно актуально, поскольку
преступления, связанные с нарушением
режима таможенной границы и
в целом таможенного законодательства
являются одним из наиболее
распространенным видом преступной
деятельности.
С переходом
от монополии государства на
внешнеэкономическую деятельность
к ее либерализации существенно
возросла роль и ответственность
таможенных органов в регулировании
международного обмена. Их основное
назначение -защита экономической
безопасности государства путем
обеспечения движения людей, товаров,
грузов через границу, взимания
таможенных платежей, таможенное
оформление и таможенный контроль.
Очевидно, что такого рода деятельность
самым непосредственным образом
связана с соблюдением законности
и правопорядка, охраной прав
и интересов граждан, организаций,
государства и общества, борьбой
с контрабандой и применением
мер ответственности, иначе говоря,
с выполнением функций правоохранительных
органов.
За совершение нарушений
таможенных правил законодатель предусмотрел
следующие виды взысканий:
1. Предупреждение.
Как мера ответственности
за нарушение таможенных правил предупреждение
выносится в письменной форме, о
чем составляется постановление
по делу. Применяется в качестве
основного взыскания и, как правило,
по таможенным правонарушениям, которые
не имеют тяжких последствий.
2. Штраф.
Таможенный кодекс РФ за
нарушения таможенных правил предусматривает
два вида штрафа:
- исчисляемый применительно
к размеру минимальной месячной
оплаты труда, под которой понимается
установленная законом минимальная
месячная оплата труда на день
совершения правонарушения, а если
такой день невозможно установить
- на день обнаружения правонарушения;
- исчисляемый, исходя
из стоимости товаров и транспортных
средств, в виде их свободной
(рыночной) цены на день обнаружения
правонарушения.
3. Отзыв лицензии
или квалификационного аттестата.
Данный вид взыскания
имеет специфических субъектов
и может применяться к:
- владельцам таможенных
складов, магазинов беспошлинной
торговли, свободных складов, складов
временного хранения;
- таможенным брокерам, таможенным
перевозчикам;
- специалистам по таможенному
оформлению.
4. Конфискация
товаров и транспортных средств,
являющихся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил, товаров
и транспортных средств со
специально изготовленными тайниками,
использованными для перемещения
через таможенную границу Российской
Федерации с сокрытием предметов,
являющихся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил. Конфискация
состоит в принудительном безвозмездном
обращении товаров и транспортных
средств, обладающих вышеперечисленными
признаками, в федеральную собственность.
Конфискация производится независимо
от того, являются ли они собственностью
лица, совершившего нарушение таможенных
правил, а также независимо от
того, установлено это лицо или
нет. Данный вид взыскания может
применяться как в качестве
основного, так и в качестве
дополнительного.
5. Взыскание стоимости
товаров и транспортных средств,
являющихся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил, товаров
и транспортных средств со
специально изготовленными тайниками,
использованными для перемещения
через таможенную границу Российской
Федерации с сокрытием предметов,
являющихся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил. Данный
вид взыскания представляет собой
принудительное изъятие денежной
суммы, составляющей свободную
(рыночную) цену товаров и транспортных
средств, обладающих вышеперечисленными
признаками, на день обнаружения
правонарушения. Он может применяться
в качестве основного или дополнительного
взыскания. Следует иметь в
виду, что взыскание стоимости
товаров и транспортных средств является
самостоятельным видом административного
воздействия. Взыскание стоимости товаров
и транспортных средств как самостоятельный
вид административного воздействия следует
отличать от взыскания стоимости товаров
и транспортных средств как меры, применяемой
при невозможности конфискации товаров
и транспортных средств на стадии исполнения
постановления таможенного органа в части
конфискации. В последнем случае в качестве
вида взыскания применяется конфискация
товаров и транспортных средств, однако,
если по каким-либо причинам исполнить
постановление таможни в этой части не
представляется возможным, оно реализуется
через взыскание их стоимости.
6. Конфискация
транспортных средств, на которых
перевозились товары, являющиеся
непосредственными объектами нарушения
таможенных правил. Данный вид
взыскания предусмотрен лишь
в санкции ст.276 ТК. РФ "Перемещение
товаров и транспортных средств
через таможенную границу Российской
Федерации помимо таможенного
контроля".
2.1.Внутренние функции
Внутренних функций у
таможни меньше, чем внешних,
перечислим несколько из них. Итак,
к внутренним функциям таможни относятся:
- работа по подбору,
расстановке и воспитанию кадров
таможни и нижестоящих таможенных
постов;
- формирование резервов кадров
для выдвижения на руководящие должности
иихобучение.
Аттестация сотрудников таможни и нижестоящих
таможенных постов на соответствие
занимаемой должности, при представлении
сотрудников к назначению на должности
руководящих работников, при представлении
сотрудников к присвоению специальных
званий. Представление в вышестоящий
таможенный орган материалов
к награждению сотрудников таможни и
нижестоящих таможенных постов
государственными наградами
Российской Федерации, присвоению
почетных званий Российской Федерации.
Присяга сотрудников таможни и нижестоящих
таможенных постов. Обеспечение первичной
профессиональной, боевой и физической
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации сотрудников таможни
и нижестоящих таможенных постов.
Создание необходимых условий труда для
работников таможни и нижестоящих
таможенных постов, а также
обеспечение правовой и социальной защищенности
указанных работников; участие в разработке
и реализации программ и планов развития
социальной базы таможенных органов.
Осуществление мероприятий по охране
труда, соблюдению техники безопасности
и пожарной безопасности. Поддержка приверженности
сотрудников таможни и нижестоящих
таможенных постов здоровому образу жизни.
Организация и обеспечение контроля за
применением должностными лицами таможни
и нижестоящих таможенных постов специальных
средств и огнестрельного оружия.