Проблемы применения процедуры личного досмотра в различныx отрасляx права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование института личного досмотра в таможенном законодательстве.
Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе написания работы следующих задач:
- определить понятие личного таможенного досмотра;
- рассмотреть основания проведения личного досмотра;
- рассмотреть порядок проведения личного досмотра;
-рассмотреть права и обязанности лиц, участвующих в проведении личного досмотра;
-раскрыть этапы проведения личного досмотра.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие и основание проведения личного таможенного досмотра….5
Личный таможенноый досмотр как исключительная форма таможенного контроля …………………………………………………….5
Основания проведения личного таможенного досмотра ……………….9
Глава 2.Порядок проведения личного таможенного досмотра ………………11
2.1 Лица участвующие в проведении личного досмотра …………………11
2.2 Этапы личного досмотра ………………………………………………..18
Глава 3. Проблемы применения процедуры личного досмотра в различныx отрасляx права …………………………………………………………………..19
3.1 Таможенно-правовые аспекты соблюдения прав человека при проведении личного досмотра ………………………………………………23
Заключение ………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

ксюша.docx

— 61.40 Кб (Скачать)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1.Понятие и основание  проведения личного таможенного  досмотра….5

    1. Личный таможенноый досмотр как исключительная форма таможенного контроля …………………………………………………….5
    2. Основания проведения личного таможенного досмотра ……………….9

Глава 2.Порядок проведения личного таможенного досмотра ………………11

 2.1 Лица участвующие в проведении личного досмотра …………………11

 2.2 Этапы личного досмотра ………………………………………………..18

Глава 3. Проблемы применения процедуры личного досмотра в  различныx отрасляx права …………………………………………………………………..19

 3.1 Таможенно-правовые аспекты соблюдения прав человека при проведении личного досмотра ………………………………………………23

Заключение ………………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена изменениями, внесенными в таможенное законодательство, регулирующими правоотношения в сфере таможенного дела.

Большие изменения, произошедшие в  политической и социально-экономической  жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления. Одной из таких  областей является внешнеэкономическая  деятельность нашего государства, проводником  которой является таможенное дело и  таможенная политика. С начала экономических  преобразований, данные структуры приобретают  качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.  
           С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно- правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.  
             Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.  
              Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.  
              В свете демократических преобразований, происходящих в нашем обществе, важнейшей нормой становятся демократические права и свободы граждан, а с расширением торгово-промышленного и туристического обмена между странами, изучение такой нормы таможенного контроля как личный досмотр представляется крайне важной и актуальной задачей. В рамках данной работы будет рассмотрен личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля.  
          Личный таможенный досмотр является одной из форм таможенного контроля,применяемой в исключительных случаях.

 Статья 2 Конституции  РФ провозглашает важнейшее правовое  положение, согласно которому "человек,  его права и свободы являются  высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина - обязанность государства"; закрепляя,  таким образом, принцип приоритета  личности.

Все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ, в том  числе право на личную неприкосновенность и охрану достоинства личности государством, содержит Таможенный кодекс Таможенного  Союза (ТК ТС), признавая личный досмотр (ст. 117 ТК ТС) исключительной формой таможенного  контроля.

Целью настоящей работы является исследование института личного досмотра в таможенном законодательстве.

Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе написания работы следующих задач:

- определить понятие личного таможенного досмотра;

- рассмотреть основания  проведения личного досмотра;

- рассмотреть порядок проведения личного досмотра;

-рассмотреть права и  обязанности лиц, участвующих  в проведении личного досмотра;

-раскрыть этапы проведения  личного досмотра.

 

Глава 1.Понятие  и основание проведения личного  таможенного досмотра.

    1. Личный таможенноый досмотр как исключительная форма таможенного контроля

Личный таможенный досмотр-исключительная форма таможенного контроля,который проводитсяпо письменному разрешению руководителя (начальника) таможенного органа,уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их заменяющих,при наличии достаточных оснований полагать.что физическое лицо,следующее через таможенную границу и находящееся в зоне международного аэропорта,скрывает при себе и добровольно не выдает товары,перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза.

Использование личного досмотра возможно при наличии оснований  предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно  не выдает товары:

- запрещенные к ввозу  на таможенную территорию РФ  и вывозу за ее пределы; 

- перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК ТС.

При этом, физическое лицо должно следовать через Государственную границу Российской Федерации и находиться в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения.

Местами возможного нахождения физических лиц, в отношении которых  принято решение о производстве личного досмотра могут быть:

  1. Место следования лица через таможенную границу РФ (место таможенного оформления). Такими местами, как правило, служат международные морские и воздушные порты, железнодорожные вокзалы, места пересечения таможенной границы (автомобильные пункты пропуска, создаваемые по согласованию с уполномоченными представителями пограничной службы). Пределы подобного рода мест таможенного оформления имеют еще название линий таможенного контроля. Кроме того, местами таможенного оформления могут быть также и транспортные средства, например, железнодорожный пассажирский состав либо морское судно.
  2. Зоны таможенного контроля. Зонами таможенного контроля являются участки местности (территории) или помещения, в пределах которых действуют повышенные требования, установленные таможенным законодательством. Осуществление какой-либо деятельности в зонах таможенного контроля возможно только с разрешения и под контролем таможенных органов. В настоящее время статус зон таможенного контроля имеют территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и свободных таможенных зон. При нахождении физических лиц в зонах таможенного контроля личный досмотр возможен и при отсутствии обязанности по таможенному оформлению (декларированию) товаров. Например, личному досмотру может быть подвергнуто физическое лицо из состава обслуживающего персонала магазина беспошлинной торговли, предпринявшее попытку вынести с сокрытием (при себе) от сотрудников таможенного органа товары, находящиеся под таможенным контролем.

Транзитная зона аэропорта, открытого для международного сообщения. Транзитная зона представляет собой  территорию, предназначенную для  местонахождения пассажиров, следующих  через РФ международными авиарейсами  с посадкой в соответствующем  российском аэропорту. Следует признать, что по настоящее время как  таковых транзитных зон не существует, то есть, нет определенных мест с самостоятельным статусом транзитной зоны, границы которой были бы четко обозначены. Как правило, в качестве транзитной зоны принято понимать залы ожидания, предназначенные для пассажиров, прошедших таможенный и паспортный контроль и ожидающих посадку на свой рейс1.

  1. Компетенцией принятия решения о необходимости производства личного досмотра обладает только начальник таможенного органа, либо лицо его замещающее.  Решение о проведении личного таможенного досмотра принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным документом.

Форма, в которой выражается решение о проведении личного  досмотра, избирается начальником таможенного  органа (лицом, его замещающим) в  зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность места, в котором должен производиться  личный досмотр, отсутствие связи и  т.п.) в целях ускорения начала проведения личного досмотра. В решении  должно быть указано конкретное должностное  лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра2.

Перед началом личного  таможенного досмотра должностное  лицо таможенного органа обязано  представить физическому лицу решение  о проведении личного таможенного  досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно  выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о  проведении личного таможенного  досмотра удостоверяется указанным  лицом путем соответствующей  надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении такого досмотра.

Личный таможенный досмотр  проводится должностными лицами таможенного  органа одного пола с досматриваемым в присутствии 2 (двух) понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим  требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники.

При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного  физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или  лица, его сопровождающие.

О проведении личного таможенного  досмотра составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Этот акт должен быть составлен в  ходе проведения личного таможенного  досмотра либо непосредственно после  его окончания.(прил. 1)

Акт подписывается должностным  лицом таможенного органа, проводившим  личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был  проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании - медицинским  работником.

Физическому лицу, в отношении  которого проводился личный таможенный досмотр, либо его законному представителю  или лицу, его сопровождающему, вручается второй экземпляр акта о проведении личного таможенного досмотра незамедлительно после его составления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Основания проведения личного таможенного досмотра

Все основания проведения личного досмотра можно условно  разделить на две группы:фактические и юридические.

К  фактическим основаниям относится информация о том, что  физическое лицо скрывает при себе и не выдает предметы, подлежащие таможенному  контролю.

 Такого рода информация  может быть получена из различных  источников:

  • сообщения и заявления российских и иностранных лиц;
  • материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов РФ;
  • информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
  • материалы, поступившие от других таможенных органов РФ;
  • информация, полученная сотрудником таможенного органа непосредственно в ходе проведения таможенного оформления либо при применении одной из форм таможенного контроля, осуществляемого вне процедуры таможенного оформления.

К юридическим основаниям следует отнести решение уполномоченного  должностного лица таможенного органа о производстве личного досмотра в отношении конкретного физического  лица.

Юридическими основаниями  могут быть:

  • резолюция начальника таможенного органа (либо лица, его замещающего), поставленная на таможенной декларации физического лица, которого предполагается подвергнуть личному досмотру;
  • резолюция начальника таможенного органа (либо лица, его замещающего), поставленная на рапорте сотрудника данного таможенного органа о необходимости проведения в отношении конкретного физического лица личного досмотра;
  • постановление начальника таможенного органа (либо лица, его замещающего) о проведении личного досмотра в отношении конкретного физического лица.

Из приведенных юридических  оснований следует обратить внимание на несколько важных особенностей:

  1. Если возникновение фактических оснований — явление относительно произвольное, то юридические основания проведения личного досмотра (формы решения) избираются начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность места проведения личного досмотра и др.) в целях ускорения начала проведения досмотра .
  2. Решение о производстве личного досмотра может принять как начальник таможенного органа, так и лицо, его замещающее.

Информация о работе Проблемы применения процедуры личного досмотра в различныx отрасляx права