Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 11:23, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе правового государства как социального явления и существующих проблем его построения.
Достижение этой цели связано с решением следующих задач:
1. Анализ понятия и принципов правового государства,
2. Выделение основных проблем правового государства в РФ,
3. Рассмотрение признаков правового государства по Конституции РФ.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, в том числе политико-правовых, в их взаимосвязи, взаимозависимости, целостности и всесторонности. Применялись методы анализа, частно-научные методы: сравнительного правоведения, историко-юридический.
Введение………………………………………………………………………3
1.Правовое государство: понятие, признаки и принципы……………5
2.Выбор модели правового государства: постановка проблем и их реализация……………………………………………………………..14
3.Теоретико-методологические проблемы конструирования правового государства……………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………….27
Министерство внутренних дел России
Нижегородская академия
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
К
У Р С О В
А Я Р
А Б О Т А
по теории государства и права
на тему: «Проблемы построения правового государства»
группы №09/ЗС-04 Шмелева Е.И.
Толстик В.А.
Нижний Новгород
2010
П Л А Н
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие в Российской Федерации осуществляются глубокие государственно-политические, социально-экономические, правовые преобразования. Сопутствующее этому процессу новое политико-правовое мышление, ставит человека, его жизненные проблемы и интересы в качестве важнейшего объекта исследования общественных наук. Одним из фундаментальных понятий, наиболее тесно связанных с реальными условиями существования человека, его правами и обязанностями, является демократический режим. В связи с этим вполне закономерна актуальность в наши дни изучение принципов демократизации политических режимов, заложенных в Конституции.
Процесс
становления правового
Актуальность темы работы заключается в том, что по содержанию правовое государство противоположно тому тоталитарному государству, которое подвергается реформированию в России. Следует отметить, что в российских условиях между формой и содержанием правового государства существуют значительные различия. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, соответствующие усилия субъектов власти, а также формирующееся гражданское общество. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.
Очевидно,
что в содержательном плане Россия
к правовому государству
Цель курсовой работы состоит в анализе правового государства как социального явления и существующих проблем его построения.
Достижение этой цели связано с решением следующих задач:
1. Анализ понятия и принципов правового государства,
2. Выделение основных проблем правового государства в РФ,
3. Рассмотрение признаков правового государства по Конституции РФ.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, в том числе политико-правовых, в их взаимосвязи, взаимозависимости, целостности и всесторонности. Применялись методы анализа, частно-научные методы: сравнительного правоведения, историко-юридический.
Научно-теоретическая
и практическая значимость исследования
заключается в том, что в нём
осуществлен комплексный
Комплексный характер исследуемых проблем обусловил необходимость обращения к работам ученых-юристов, теоретиков и практиков, политологов, философов, социологов, историков государства и права. Проанализированы труды отечественных ученых по политико- правовой тематике, послужившие теоретической основой курсовой работы, а именно: Авакьян С.А., Баглай М.В., Безуглов А.А., Бочкарев В., Веденеев Ю.А., Гаджиев К.С., Новгородцев П.Н., Перевалов В.Д., Черненко А.К., Керимов Д.А.
1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ
В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Можно, конечно, сказать и более полно: правовое государство есть определенная форма организации государственной власти, где государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равенстве всех перед законом. Правовое государство представляет собой сложную, многофакторную систему. Ведь право и закон только тогда чего - то стоят, когда они выражают высшие человеческие ценности - истину, разум, свободу, справедливость и способствуют их реальному воплощению в жизнь. Собственно в идее правового государства можно выделить два главных элемента: 1) свободу человека и наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования в основе которого лежит принцип: "Дозволено все, что не запрещено законом". Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать подобные явления могут только в одной связке. Это свидетельствует о том, что соединяющие звенья между человеком и государством должны быть истинно правовыми. Право выступает антиподом произвола и барьера на его пути. Поскольку политическая власть (особенно исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон необоснованному попранию прав человека. Правовые ограничения необходимы и для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Естественно, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством: утверждается верховенство первого и оно возвышается над вторым.
Рассмотрим существующие признаки правового государства. В качестве первого признака правового государства выступает верховенство закона. Этот признак имеет три аспекта. Первый - государство провозглашает и на практике признает, что оно само, все его органы и должностные лица связаны правом, т. е. действует строго на основе и во исполнении законов. Верховенство закона, его господство во всех сферах жизни общества - один из самых существенных признаков правового государства.
Второй аспект верховенства закона состоит в том, что наиболее важные общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны регулироваться законом. До недавнего времени многие общественные отношения у нас регулировались актами правительства и его ведомств, а не законами.
Третий аспект верховенства закона - строгая иерархия нормативно - правовых актов. Ни один орган государства не может своими актами дополнять и изменять закон, а закон не может дополнять и изменять действующую Конституцию страны. Это является прерогативой законодательных органов.
Вторым признаком правового государства является правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства. Правовое государство должно признать, что субъекты права (граждане, предприятия, организации) обладают неотъемлемыми правами и свободами и гарантировать их, прежде всего, от нарушений со стороны государства, охранять и защищать от произвола частного случая. Поэтому действующее право должно найти четкое выражение в тексте Основного закона. Основой правовых взаимоотношений гражданина с обществом и государством должно быть признание равенства, равноправия граждан, речь идет не о фактическом, а о формально - юридическом равенстве. Таким образом, права человека, прежде всего, должны быть закреплены в Конституции. Кроме этого норма права должна иметь санкцию против любого ее нарушителя.
Следующий признак - взаимная ответственность государства и личности. Не только граждане, предприятия и организации несут ответственность за свои обязанности перед государством, но и государство, его органы и должностные лица должны отвечать перед гражданами, предприятиями, организациями.
Власть
в государстве может
Классическая теория "разделения властей" утверждает, что в правильно организованном государстве нет единой власти, а должны существовать три независимые друг от друга власти - законодательная, исполнительная и судебная. Структура государственных органов предполагает наличие высшего представительного органа, которому принадлежит только законодательная власть, правительства как исполнительного органа и судебной власти. Все они независимы в исполнении своих полномочий и взаимно контролируют друг друга. Разделение властей - это показатель развитости, цивилизованности права и государства, организационное выражение правового характера государства.
Следующим основополагающим признаком правового государства является наличие в государстве конституционно - правового контроля.
К сожалению, на практике стройной системы контроля за соответствием законов Конституции РФ, других нормативно-правовых актов – законам, добиться сложно. Ясно, что такой контроль не может принадлежать ни законодательной, ни исполнительной власти, поскольку их акты как раз и должны быть объектом конституционно-правового контроля, который должен осуществляться Конституционным судом РФ. В этой связи немаловажное значение имеет реальное обеспечение независимости суда от любых давлений и влияний. Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Характеристика понятия "правовое государство" будет далеко не полной, если обойти принципы правового государства. Принципы - это основополагающие идеи (требования) определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы назваться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов, степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях им самим ограниченной.
1.Принцип приоритета права.
Информация о работе Проблемы построения правового государства