Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 11:23, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе правового государства как социального явления и существующих проблем его построения.
Достижение этой цели связано с решением следующих задач:
1. Анализ понятия и принципов правового государства,
2. Выделение основных проблем правового государства в РФ,
3. Рассмотрение признаков правового государства по Конституции РФ.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, в том числе политико-правовых, в их взаимосвязи, взаимозависимости, целостности и всесторонности. Применялись методы анализа, частно-научные методы: сравнительного правоведения, историко-юридический.
Введение………………………………………………………………………3
1.Правовое государство: понятие, признаки и принципы……………5
2.Выбор модели правового государства: постановка проблем и их реализация……………………………………………………………..14
3.Теоретико-методологические проблемы конструирования правового государства……………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………….27
В данном случае правовое государство в границах своей сущности одновременно и полагает себя в виде силы принуждения и предполагает в виде необходимых условий для защиты и развития естественных прав и свобод индивида. Словом, правовое государство в качестве содержания своего действия предполагает естественно-правовые ценности, а в качестве способа их реализации – традиционно присущую ему силу принуждения. Скажем, в Конституции страны провозглашается правовое государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Достаточно ли этого конституционного акта для формирования правового государства? Нет, не достаточно. Для создания правового государства одновременно с законом необходимо формирование системы условий и предпосылок, способных обеспечить защиту прав и свобод человека. Если государство не реализует эту обязательную для него функцию, то, как следствие этого, будут нарушаться права и свободы (право на труд, на отдых, на образование, развитие национальных культур). В данной ситуации говорить о правовом государстве не приходится. В лучшем случае мы имеем дело с государством формальной свободы.
Что же касается права, то и оно имеет диалектический характер. Право, для того чтобы осуществить свои принципы – равноправие, справедливость, всеобщность и другие, должно сначала предстать в своем отчужденном виде, т.е. в виде закона, правовой нормы; в то же время сам факт такого отчуждения является всего лишь средством, формой реального существования и развития естественного права. Здесь в роли права выступает правовой закон, который воплотил в себе бессознательный, естественный закон свободы человека. Рассматриваемая ступень правового государства и свойственного ей права предполагает реализацию идеи подчинения политических решений основополагающим правовым актам, прежде всего Конституции государства. Если происходит возвышение политики над правом, то право автоматически превращается в инструмент политической борьбы и политических амбиций. В результате и идея правового государства теряет основу и способ существования.
Существенно
отметить, что изменение способа
взаимосвязи между государством
и правом вовсе не означает возвращения
к исходным позициям, когда правовыми
считаются лишь те нормы, которые
изданы или санкционированы
Известно, что необходимым условием
функционирования правового
Какова
же природа качественной основы, которая
позволяет создать прочную правовую систему
взаимодействия ветвей и власти? Этот
подход предполагает внутреннюю согласованность
относительно независимых друг от друга
ветвей власти. В качестве стержневого
момента согласованности должны выступать
системообразующие факторы и ценности:
главным образом это соблюдение и защита
прав и свобод человека; содержательное
определение права, т.е. определение, включающее
в себя общие для всех властей требования
и обязательства. Среди них назовем приверженность
естественному правопониманию; строжайшее
соблюдение правовой политики; создание
законодательной практики, которая базируется
не на произвольном формировании законов,
а на основе объективных закономерностей
развития правовых ценностей; установление
сфер правоприменения, которое исключает
декларативность законов и видит смысл
права в его действии, механизме практической
реализации правовых норм и установок.
Системообразующие факторы и требования
детерминируют характер и способ действия
каждой власти. Любая из властей – законодательная,
исполнительная, судебная и, можно добавить,
информационная становится составляющей
правового государства лишь в силу ее
двойственного характера. А это означает,
что, скажем, исполнительная власть должна
одновременно выполнять присущую ей специфическую
функцию и вместе с тем должна содержать
в себе качественные характеристики, необходимые
для функционирования правового государства.
Ибо ее действие в качестве специфической
исполнительной, законодательной или
судебной является всего лишь средством,
которое правовое государство использует
в целях своего развития и “воспроизводства”.
В силу сказанного можно сделать вывод,
что гарантия для предотвращения смешения
властей или возвышения одной из ветвей
власти за счет других появляется лишь
в том случае, когда основу ее деятельности
составляет процесс формирования и развития
системообразующих правовых ценностей,
а не собственные амбиции и специфические
для нее предметы ведения и полномочия.
Данный подход к разделению властей позволяет
создать достаточно надежный базис для
эффективного решения и такой прагматической
задачи, как отбор профессионалов для
работы в государственном аппарате. При
этих условиях резко сокращается зона
действия протекционизма, отбора по признаку
личной преданности и политической благонадежности.
Достойно сожаления, что в нашей стране
слабо учитываются как правовые требования
к самой власти, так и определение профессионалов
правотворчества и государственного управления
на основе цивилизационных критериев.
В русле теоретико-методологических проблем конструирования находится и такая проблема как выбор методов, процедур, необходимых для придания самому процессу конструирования правового государства эффективности и рациональности. Эта проблема может быть разрешена с помощью применения методов правовой технологии. В качестве таких методов для современной социальной и правовой ситуации принципиальное значение имеют метод поэтапного изменения и построения институтов государства и права и метод рационального конструирования5. Сторонник поэтапного метода, опираясь на знание специфической природы конкретной правовой ситуации, “правовой природы вещей”, ее потребностей и возможностей, ставит перед собой достаточно определенную цель изменения и преобразования правовых реалий. Этим он существенно отличается от тех, кто основной своей задачей считает поиск “конечного блага”, идеала правового государства. Утопичность и нерациональность последнего метода проявляется в определении границ переходного периода в России. Вначале считалось, что этот период завершается временем принятия Конституции РФ 1993 г. Такое определение границ переходного периода наложило свою печать на характер законодательных решений: многие из них носили (и продолжают носить) временный характер, рассчитаны на короткий срок действия. Сегодня же прослеживается иная крайность: утверждается, что переходным периодом следует считать временной интервал, в течение которого Россия на практике станет демократическим, правовым, федеральным и социальным государством. Если в первом случае утопический и субъективный подход к определению переходного периода выразился в форсировании событий, что в ряде случаев привело к нерациональности законодательных решений, их неадекватности реальным общественным отношениям. То во втором случае определение границ переходного периода временем практической реализации “конечного блага” построением демократического, правового государства, может послужить удобным поводом и праводоподобным аргументом, чтобы откладывать принятие самых неотложных мер по конструированию эффективной правовой системы на более поздний срок, когда-де условия будут соответствовать правовому государству. Хотя, как известно, в идеале такого государства нет, и весьма проблематично, будет ли оно в будущем. Другими словами, если человечество способно достичь на практике такого совершенства, то произойдет это очень не скоро. Принципиально иной методологический подход предлагает метод поэтапного изменения и построения новых правовых институтов. В данном случае не ставится (в качестве основного приоритета) общая задача осуществления правового государства, напротив, приоритет отдается частным, поэтапным изменениям. Скажем, уже сегодня ставится разумная и практически достижимая цель – разработать такие способы и процедуры, осуществление которых позволит сократить разрыв между содержательным (материальным) правом и организационно-процессуальной стороной, т.е. механизмом его реального действия. Причем решение этой задачи может быть также разбито на этапы. При этом используется метод проб и ошибок, метод корректировки – внесения поправок в правоприменительную практику, исправление тех или иных приемов, процедур, а также отдельных законодательных актов с целью повышения эффективности их действия. Как видим, здесь акцент переносится на осуществление конкретных мер, их эффективность. Но именно реализация этих мер и есть практический путь и необходимое условие для построения правового государства.
Не
менее значимым является и проблема
выбора рационального или
Итак,
проблемы конструирования правовых
институтов и в целом правовой системы
включают в себя не только выбор стратегически
обоснованных моделей общества как базового
ядра социального развития страны, но
и систему методов и процедур, необходимых
для эффективного и рационального изменения
и построения институтов, соответствующих
концепции правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод:
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Оно имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Правовое государство как
Проанализировав изученный материал, познакомившись с работами авторов относительно путей и методов совершенствования государственного устройства и создания правового государства, хотелось бы высказать свою точку зрения на ряд положений по этой проблеме.
На протяжении многих столетий с момента зарождения государственной формы устройства и организации жизни общества человечество всегда стремилось найти оптимальные варианты взаимоотношений между интересами личности, общества и власти. Мировая история богата примерами свидетельствующими о многочисленных неудачах и трагедиях, связанных с игнорированием объективных правовых начал рациональной и разумной организации государственного устройства. Власть, формирующая свои взаимоотношения с обществом преимущественно только на принуждении, силе, жестокости рано или поздно обречена на вымирание и гибель.
Стабильное государство - это государство не только сильное в экономическом плане, но и прочное своими внутренними политическими и правовыми связями, которые являются цементирующей основой любого общества и создают надежные предпосылки для его гармоничного развития. И чем справедливее правовые взаимосвязи: власть - общество - личность, чем полнее учитываются интересы каждого человека и общества в целом, тем стабильнее и прочнее само государство.
Информация о работе Проблемы построения правового государства