Правовая основа осуществления таможенного контроля и его основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:57, реферат

Краткое описание

Развитие международной торговли потребовало приведения белорусского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути унификации белорусского таможенного законодательства стало принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС), вступившего в силу 01.07.2010г., что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (далее –Киотской конвенции).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие и общие положения таможенного контроля…………………………………4
Принципы проведения таможенного контроля………………………………………..7
Формы и порядок проведения таможенного контроля………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Реферат по ТП.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

- при оставлении на  таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз;

6) также важным признаком  таможенного досмотра, при котором  согласно п.5 ст.116 ТК ТС отсутствуют декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители, является обязательность присутствия при нем двух понятых.

7) согласно п.3 ст.116 ТК ТС определена возможность проведения таможенного досмотра в ходе другой формы – таможенного осмотра помещений и территорий, содержание которого раскрыто в ст. 119 ТК ТС. При этом таможенный досмотр проводится без создания зон таможенного контроля;

8) по результатам таможенного  досмотра должностными лицами  таможенных органов составляется  акт по форме, утвержденной Решением N 260.

9) по требованию лица, обладающего полномочиями в отношении  товаров, должностные лица таможенного  органа обязаны составить акт  либо поставить отметку о факте  проведения таможенного досмотра  на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Второй экземпляр акта о проведении таможенного досмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.

  1. Личный таможенный досмотр (ст. 117 ТК ТС).

Единственной формой таможенного контроля, в отношении которой оговорено, что она является исключительной, является личный таможенный досмотр. Можно сделать вывод, что во многом исключительность указанной формы таможенного контроля связана с тем, что она непосредственно касается человека, его прав и свобод.

Среди основных характеристик личного таможенного досмотра можно выделить следующие:

1) личный таможенный досмотр  проводится только по письменному  разрешению одного из следующих  лиц:

  • руководителя (начальника) таможенного органа;
  • уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа;
  • лиц, их замещающих;

2) п.1 ст.117 ТК ТС закреплено, что для проведения личного таможенного досмотра должны иметь место достаточные основания полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза.

3) решение о проведении  личного таможенного досмотра  принимается только в письменной  форме одним из следующих способов:

    • путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа;
    • оформляется отдельным документом;

4) п. 2 ст.117 ТК ТС установлена обязанность должностного лица таможенного органа по:

- представлению физическому  лицу перед началом личного  таможенного досмотра решения  о проведении личного таможенного  досмотра;

- ознакомлению физического  лица с его правами при проведении  такого досмотра (о правах физического  лица в данном случае речь пойдет ниже);

- предложению добровольно  выдать скрываемые товары;

5) чрезвычайно важным  аспектом с учетом вышеизложенного  об исключительности личного  таможенного досмотра является  положение п. 3 ст. 117 ТК ТС о том, что действия должностного лица таможенного органа при проведении личного таможенного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб имуществу досматриваемого лица;

6) п. 4 ст.117 ТК ТС установлены права физического лица в рамках проведения личного таможенного досмотра, к которым относится право:

- до начала проведения  личного таможенного досмотра  ознакомиться с решением и  порядком проведения личного  таможенного досмотра;

- ознакомиться со своими правами и обязанностями;

- давать объяснения и  заявлять ходатайства;

- добровольно выдать скрываемые  при себе товары, перемещаемые  через таможенную границу с  нарушением таможенного законодательства  Таможенного союза, о чем должностное  лицо таможенного органа перед проведением личного таможенного досмотра обязано попросить физическое лицо;

- делать заявление с  обязательным внесением его в  акт о проведении личного таможенного  досмотра должностным лицом таможенного  органа, производящим личный таможенный досмотр;

- пользоваться родным  языком, а также пользоваться  услугами переводчика;

- знакомиться с актом  о проведении личного таможенного  досмотра по окончании его  составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;

- обжаловать действия  должностных лиц таможенного органа, производящих личный таможенный досмотр в соответствии с ТК ТС. Право любого лица на обжалование действий (бездействия) таможенных органов закреплено ст. 9 ТК ТС;

7) п.6 ст. 117 ТК ТС оговаривается, что личный таможенный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники;

8) с учетом необходимости  соблюдения прав несовершеннолетних  или недееспособных физических  лиц комментируемая статья оговаривает, что при личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие;

9) О проведении личного таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Форма такого акта утверждена Решением N 260.

В акте о проведении личного таможенного досмотра указываются следующие основные сведения:

- время начала и окончания (с точностью до минут), а также дата проведения таможенного досмотра;

- информация о должностных  лицах таможенного органа, проводивших  личный таможенный досмотр и  составивших акт, а также о  должностном лице таможенного  органа, принявшем решение о проведении  личного таможенного досмотра;

- информация о досматриваемом  лице (гражданство, фамилия, имя, отчество, год рождения, наименование и  номер документа, удостоверяющего  личность);

- информация о законном  представителе, сопровождающем досматриваемого  лица (фамилия, имя, отчество, место жительства, наименование и номер документа, удостоверяющего личность);

- информация о понятых, присутствовавших при личном  таможенном досмотре (фамилия, имя, отчество, место жительства, наименование  и номер документа, удостоверяющего  личность);

- в случае присутствия переводчика - информация о нем (фамилия, имя, отчество, место работы, место жительства, наименование и номер документа, удостоверяющего личность);

- в отношении медицинского  работника - информация о нем (фамилия, имя, отчество, место работы и должность);

- информация об отказе  в добровольной выдаче или  о факте добровольной выдачи  товаров с указанием сведений  о них (какие товары выданы, их  количество и индивидуальные  признаки, способ и место сокрытия);

- ход и результаты личного  таможенного досмотра (в какой последовательности проводился такой досмотр, какие товары были найдены с указанием сведений о них);

- информация о документах, прилагаемых к акту;

- информация о заявлениях  лиц, принимавших участие в личном  таможенном досмотре.

8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст.118 ТК ТС).

С учетом важности подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза установлена возможность их идентификации вышеуказанными способами. В частности, в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011г. №243 "О маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками" ряд товаров маркируется контрольными (идентификационными) знаками. Перечень таких товаров утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011г. N 1030 "О некоторых мерах по реализации Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011г. №243".

Ст. 118 ТК ТС даёт таможенным органам государств-членов Таможенного союза (в частности, и Республики Беларусь) проверять наличие таких способов обозначения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Если такие способы идентификации не будут обнаружены и декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут, что ввоз товаров был легальным, то соответствующие товары будут рассматриваться как ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза без совершения таможенных операций и выпуска товаров.

      1. Таможенный осмотр помещений и территорий (ст.119 ТК ТС).

Рассмотрим основные характерные признаки указанной формы таможенного контроля:

1) целью таможенного осмотра  помещений и территорий является подтверждение наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС;

2) целью проведения таможенного  осмотра помещений и территорий  обозначен круг помещений и  территорий, которые могут осматриваться  таможенными органами. Кроме того, п.2 ст. 119 ТК ТС устанавливает еще ряд помещений и территорий, в которых может проводиться указанная форма таможенного контроля;

3) таможенный осмотр помещений  и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств-членов Таможенного союза в отношении:

    • складов временного хранения;
    • таможенных складов;
    • магазинов беспошлинной торговли;

4) п. 4 ст. 119 ТК ТС установлен запрет на проведение таможенного осмотра помещений и территорий в отношении жилых помещений.

5) согласно п.5 ст.119 ТК ТС для проведения таможенного осмотра помещений и территорий должностное лицо таможенного органа должно предъявить два документа:

    • предписание (указание) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий;
    • служебное удостоверение.

6) п.6 ст. 119 ТК ТС установлено право должностных лиц таможенных органов входить на территорию или в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых.

При этом обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза;

7) в отношении длительности  проведения таможенного осмотра  помещений и территорий п. 8 ст.119 ТК ТС установлено, что такой осмотр не может продолжаться более 1 дня, если иное не установлено законодательством государств-членов Таможенного союза;

8) для документального  закрепления проведения таможенного осмотра помещений и территорий по результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой Решением N 260.

В акте таможенного осмотра помещений и территорий указываются следующие основные сведения:

- время начала и дата  проведения таможенного осмотра  помещений и территорий;

- информация о должностных  лицах таможенного органа, проводивших таможенный осмотр помещений и территорий;

- информация о владельце (пользователе) помещений и территорий  либо его представителе (место  работы, должность, фамилия, инициалы, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства);

Информация о работе Правовая основа осуществления таможенного контроля и его основные положения