Правовая основа осуществления таможенного контроля и его основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:57, реферат

Краткое описание

Развитие международной торговли потребовало приведения белорусского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути унификации белорусского таможенного законодательства стало принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС), вступившего в силу 01.07.2010г., что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (далее –Киотской конвенции).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие и общие положения таможенного контроля…………………………………4
Принципы проведения таможенного контроля………………………………………..7
Формы и порядок проведения таможенного контроля………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Реферат по ТП.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

Следующим важным принципом таможенного контроля, предусмотренным Киотской конвенцией, является принцип таможенного контроля на основе методов аудита.

Из определения E.3/F.4 Киотской конвенции следует, что под контролем на основе методов аудита понимается совокупность мер, при помощи которых таможенная служба убеждается в правильности заполнения деклараций на товары и достоверности указанных в них сведений, проверяя имеющиеся у причастных к декларированию лиц соответствующие книги учета счетов, документы, учетную документацию и коммерческую информацию.

Всемирная таможенная организация исходит из того, что постаудит (проверка товаров после выпуска) является важной частью современного таможенного контроля и содействия развитию торговли. С одной стороны, он позволяет справиться с растущим объемом перемещений товаров, с другой – создает благоприятные условия для участников внешней торговли.

Постаудит обычно проводится в целях подтверждения соответствия сведений в отношении таможенной стоимости, происхождения товаров, классификации товара, освобождения от уплаты таможенных пошлин, возврата, возмещения сумм таможенных пошлин и т.д., однако при необходимости может затрагивать и другие области [15].

Без развитой системы постконтроля, т.е. отнесения контроля на время после выпуска товаров, говорить об ускорении таможенных формальностей и упрощении процедур немыслимо.

Принцип проверки достоверности сведений после выпуска товаров (и транспортных средств) отражен в ст. 99 ТК ТС, в соответствии с которой после выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных сведений при таможенном декларировании товаров в соответствующей таможенной процедуре.

Формой реализации принципа таможенного контроля, выраженного в ст. 99 ТК ТС о проверке достоверности сведений после выпуска товаров (так называемый постаудит), является таможенная проверка (ст. 122 ТК ТС). Таможенная проверка, являющаяся одной из форм таможенного контроля (ст. 110 ТК ТС) – это в том числе проверка достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при помещении товаров под таможенную процедуру, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц.

В соответствии со ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится и еще с одной целью – целью проверки факта выпуска товаров как такового, т.е. легальности нахождения товаров у проверяемого лица.

Помимо названных выше принципов таможенного контроля (выборочность, анализ и управление рисками, постаудит), которые относятся к основе современного таможенного контроля, в главе 6 Генерального приложения к Киотской конвенции указаны еще две составляющие современного таможенного контроля:

    • сотрудничество таможенных служб и заключение ими соглашений о взаимной помощи в целях совершенствования таможенного контроля;
    • сотрудничество таможенных служб с участниками внешней торговли и заключение с ними меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля.

Обмен информацией, полученной на основе взаимной административной помощи таможенных служб, может, в частности, содействовать и управлению рисками. Информация, предоставленная таможенной службой другого государства по собственной инициативе или по запросу, является дополнительным, очень точным источником, на котором можно базировать анализ рисков.

Что касается сотрудничества таможенных служб с участниками внешнеэкономической деятельности, то в деле достижения надлежащего баланса между эффективностью контроля и упрощением условий для торговли таможенные службы в качестве своих партнеров видят законопослушных участников внешней торговли.

Оба названных принципа таможенного контроля, предусмотренных Киотской конвенцией, нашли закрепление в ТК ТС.

Первый из них отражен в п. 3 ст. 94 ТК ТС, предусматривающем сотрудничество с таможенными органами иностранных государств и заключение с ними соглашений о взаимной помощи в целях совершенствования таможенного контроля.

Говоря о новых подходах к организации таможенного контроля, нельзя не упомянуть и о значении, придаваемом Киотской конвенцией применению информационных технологий при таможенном контроле (как, впрочем, и во всех иных областях таможенного дела).

Киотская конвенция предусматривает, что для совершенствования таможенного контроля должны, где это возможно, использоваться информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п.

Общие принципы применения информационных систем и информационных технологий установлены в главе 4 ТК ТС.

Кроме того, ТК ТС в целом ряде норм предусматривает использование информационных технологий на разных этапах таможенного оформления и таможенного контроля, что создает правовые предпосылки для применения этих технологий на практике.

Подводя итог, можно сказать, что сопоставление положений Киотской конвенции, относящихся к таможенному контролю, и ТК ТС показывает, что в части принципов проведения таможенного контроля ТК ТС удалось в значительной степени приблизиться к международным стандартам – Киотской конвенции. ТК ТС закрепил правовые предпосылки к тому, чтобы система тотального таможенного контроля ушла в прошлое.

 

 

 

  1. Формы и порядок проведения таможенного контроля.

Таможенный кодекс Таможенного союза устанавливает в главе 16 (формы и порядок проведения таможенного контроля) формы таможенного контроля. В Таможенном кодексе Республики Беларусь (далее – ТмК) понятие форм таможенного контроля отсутствует, однако присутствует понятие «операции таможенного контроля» (глава 30, операции таможенного контроля  порядок их проведения), которое по своему содержанию аналогично понятию «форма таможенного контроля» согласно ТК ТС.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ наименования форм и операций таможенного контроля в ТК ТС, ТмК РБ.

п/п

ТК ТС

ТмК РБ

1.

Проверка документов и сведений

Проверка документов и сведений

2.

Устный опрос

Устный опрос

3.

Получение объяснений

Получение объяснений

4.

Таможенное наблюдение

Таможенное наблюдение

5.

Таможенный осмотр

Таможенный осмотр

6.

Таможенный досмотр

Таможенный досмотр

7.

Личный таможенный досмотр

Личный таможенный досмотр

8.

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков

9.

Таможенный осмотр помещений и территорий

Таможенный осмотр помещений и территорий

10.

Учёт товаров, находящихся под таможенным контролем

Учёт товаров, находящихся под таможенным контролем

11.

Проверка системы учёта товаров и отчётности

Аналогичная операция таможенного контроля отсутствует

12.

Таможенная проверка

Таможенная проверка

13.

Аналогичная форма таможенного контроля отсутствует

Таможенное исследование


 

  1. Проверка документов и сведений (ст.111 ТК ТС).

В первую очередь, необходимо обратить внимание на цели, для достижения которых осуществляется указанная форма таможенного контроля. Основными целями проверки документов и сведений являются:

    • определение подлинности документов и подлинности содержащихся в них сведений;
    • определение правильности оформления документов и представления сведений;
    • профилактика таможенных правонарушений;
    • предотвращение таможенных преступлений;
    • соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза в отношении запретов и ограничений перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;
    • иные цели, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза.

Основные способы проверки достоверности представленных сведений:

  • сопоставление сведений, представленных в таможенные органы, с информацией, полученной из других источников (например, от иных правоохранительных органов государств-членов Таможенного союза или таможенных органов иностранных государств);
  • анализ сведений таможенной статистики (в соответствии со ст. 47 ТК ТС таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525 "О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза");
  • обработка сведений с использованием информационных технологий (использование информационных систем и информационных технологий в деятельности таможенных органов государств-членов Таможенного союза предусмотрено главой 4 ТК ТС);
  • другие способы, не запрещенные таможенным законодательством Таможенного союза.

Ст.111 ТК ТС устанавливает ряд ключевых положений в отношении направления запросов о представлении дополнительных документов и сведений в рамках применения рассматриваемой формы таможенного контроля. В частности:

    • установлено право таможенных органов при проведении таможенного контроля на осуществление подобного запроса с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах (согласно пп.28п.1ст. 4 ТК ТС таможенные документы – это документы, составляемые исключительно для таможенных целей);
    • закреплено основополагающее положение о том, что подобный запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено ТмК ТС.
  1. Устный опрос (ст.112 ТК ТС).

Устный опрос можно определить как метод сбора информации со слов опрашиваемого, т.е. получение информации в устной форме без фиксации ее результатов в письменной форме.

Основные особенности устного опроса:

  • устный опрос может осуществляться таможенными органами при совершении таможенных операций, под которыми согласно пп.29 п.1 ст.4 ТК ТС понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза;
  • от имени таможенных органов устный опрос вправе проводить должностные лица таможенных органов;
  • лицами, которых имеют право опрашивать должностные лица таможенных органов, являются:
  • физические лица, которыми в соответствии с п.6 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) являются: граждане Республики Беларусь; граждане либо подданные иностранного государства; лица без гражданства (подданства);
  • представители физических лиц;
  • лица, являющиеся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
  1. Получение объяснений (ст.113 ТК ТС).

Таможенные органы могут получать объяснения от следующего круга лиц:

    1. перевозчиков;
    2. декларантов (пп.6 п.1 ст. 4 ТК ТС декларант – это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Декларантами в соответствии со ст. 186 ТК ТС могут быть:
  • лицо государства-члена Таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

Информация о работе Правовая основа осуществления таможенного контроля и его основные положения