Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:57, реферат
Развитие международной торговли потребовало приведения белорусского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути унификации белорусского таможенного законодательства стало принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС), вступившего в силу 01.07.2010г., что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (далее –Киотской конвенции).
Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие и общие положения таможенного контроля…………………………………4
Принципы проведения таможенного контроля………………………………………..7
Формы и порядок проведения таможенного контроля………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра финансового права правового регулирования
хозяйственной деятельности
Реферат
по курсу “Таможенное право”
на тему: «Правовая основа осуществления таможенного контроля и его основные положения»
Выполнила:
студентка 5 курса, 12 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Экономическое право»
очной формы обучения,
Юрковец Елена Петровна
Минск, 2012
Содержание
Введение
Развитие международной торговли потребовало приведения белорусского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути унификации белорусского таможенного законодательства стало принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС), вступившего в силу 01.07.2010г., что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (далее –Киотской конвенции).
Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В настоящее время таможенный контроль осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Стратегия развития правового регулирования таможенного контроля определяется, исходя из принципа выборочности, основанного на использовании системы управления рисками, что выступает нововведением законодательства.
Показателем эффективности таможенного контроля является расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства. В связи с тем, что большинство таких нарушений совершается с целью сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, посредством таможенного контроля государство обеспечивает выполнение своих фискальных задач.
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права.
Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу на которой выстраиваются все правоотношения возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.
Согласно п.31 ст.4 ТК ТС, таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Понятие «таможенный контроль» раскрывается и в главе 2 (определение понятий) Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в редакции от 26.06.1999 – таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Таким образом, приведенное определение показывают, что содержащееся в ТК ТС определение таможенного контроля по своему содержанию идентично определению, содержащемуся в Киотской конвенции – основном международном документе в сфере таможенного регулирования.
Цель таможенного контроля: проверка соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела [14].
Субъектами таможенного контроля являются система таможенных органов Республики Беларусь, их должностные лица, выполняющие функции представителей власти, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Субъекты таможенного контроля наделены определённой компетенцией (совокупностью прав, обязанностей) на осуществление конкретных действий, связанных с проверкой выполнения всеми лицами требований таможенного законодательства, подготовки, принятия и реализации решений по фактам, установленным в процессе такой проверки.
В соответствии с
Деятельность субъектов таможенного контроля, т. е. таможенный контроль, включает совокупность мер наблюдения за объектами контроля, проверки фактического соблюдения таможенных норм и правил и реагирование на установленные правомерные и неправомерные действия и бездействие контролируемых лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенный контроль проводиться, как правило, в зонах таможенного контроля.
Зоной таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-участников таможенного союза.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными, создаваемыми на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств-участников таможенного союза.
При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, указанных в ТК ТС.
Принципы проведения таможенного контроля закреплены в ст.94, главы 15 (общие положения о таможенном контроле) ТК ТС.
Как отмечалось ранее, основном международном документе в сфере таможенного регулирования является Киотской конвенции. Основные положения, относящиеся к таможенному контролю, установлены главой 6 Генерального приложения. Республика Беларусь присоединилась к Киотской конвенции с принятием обязательств по Специальному приложению А, Специальному приложению В, Специальному приложению С, Главе 2 Специального приложения D, Специальному приложению Е, Специальному приложению G и Главам 1 и 4 Специального приложения J к Конвенции (Закон Республики Беларусь от 16.11.2010 N 194-З), но ведётся работа для полного присоединения. Казахстан и Российская Федерация ратифицировали данную Конвенцию.
Таким образом, принципы проведения таможенного контроля будут рассмотрены в рамках Киотской конвенции.
Киотская конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой – на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привело к нанесению ущерба интересам государства и общества в части пополнения доходной части государственного бюджета, защиты внутреннего рынка, иных публичных интересов государства и общества, т.е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи. Киотская конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы таможенного контроля, основанные на применении постаудита и управления рисками.
В соответствии с Киотской конвенцией таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли. Поэтому таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками.
Такая концепция таможенного контроля основана на том, что все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно.
Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках с точки зрения повышенного налогообложения, устойчивого характера нарушений, подрыва интересов отечественных товаропроизводителей, создания угрозы другим государственным интересам, защищать которые призвана таможенная служба [15].
С другой стороны, там, где рисков несоблюдения законодательства нет либо где риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, нужно предлагать бизнесу самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.
На реализации системы управления рисками основан и принцип выборочности таможенного контроля. В соответствии с этим принципом пределы контроля, применяемого в целях обеспечения соблюдения законов и правил, регулируемых таможенной службой, должны быть пропорциональны уровню оцененного риска.
Действующим таможенным законодательством воспринята приведенная выше концепция таможенного контроля.
Согласно ст. 94 ТК ТС предусмотрены следующие принципы проведения таможенного контроля:
Таким образом, в соответствии с ТК ТС основой регулирования таможенного контроля является принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и должна определяться степень такой проверки.
Несмотря на то, что институту анализа и управления рисками в ТК ТС посвящены только четыре статьи, они создают правовую предпосылку для активного внедрения в таможенную службу Республики Беларусь системы управления рисками.
Основой системы управления рисками является Положение о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2008 N 419. Положение устанавливает основные понятия, задачи, принципы построения и управления, а также элементы системы управления рисками.
Информация о работе Правовая основа осуществления таможенного контроля и его основные положения