Правовая основа осуществления таможенного контроля и его основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 21:57, реферат

Краткое описание

Развитие международной торговли потребовало приведения белорусского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути унификации белорусского таможенного законодательства стало принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС), вступившего в силу 01.07.2010г., что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (далее –Киотской конвенции).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие и общие положения таможенного контроля…………………………………4
Принципы проведения таможенного контроля………………………………………..7
Формы и порядок проведения таможенного контроля………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Реферат по ТП.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, – при отсутствии внешнеэкономической сделки;

  • иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена Таможенного союза в установленном порядке, – при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-члена Таможенного союза;

  • для заявления таможенной процедуры таможенного транзита: лица, указанные выше в пунктах ; перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства-члена Таможенного союза;

с.иные лица, располагающие сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информацией в сфере таможенного дела.

В отличие от устного опроса при получении объяснений результаты проведения указанной формы таможенного контроля фиксируются в письменной форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов" (далее – Решение N 260). В объяснении указываются следующие сведения:

- дата и место дачи  объяснений;

- должность, фамилия и  инициалы должностного лица таможенного  органа, принявшего объяснения;

- сведения о лице, давшем объяснения (фамилия, имя, отчество, место рождения, место работы, место жительства, сведения о документе, удостоверяющем личность);

- информация по существу  заданных вопросов.

Важным аспектом является то, что закреплено право таможенных органов на направление в письменной форме лицу, которое интересует таможенные органы в части дачи объяснений, уведомления о вызове для дачи объяснений.

  1. Таможенное наблюдение (ст.114 ТК ТС).

Таможенное наблюдение – гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Из определения можно выделить признаки таможенного наблюдения:

    1. по открытости информации – гласное;
    2. по целеполаганию – целенаправленное;
    3. по частоте проведения – систематическое или разовое;
    4. по близости к объекту – непосредственное или опосредованное (с применением технических средств).

Определены объекты таможенного наблюдения:

  • перевозка товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  • совершение грузовых и иных операций с товарами, в том числе транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем.

Грузовые операции – это операции по транспортировке, взвешиванию или иному определению количества товаров, погрузке, разгрузке, выгрузке, перегрузке, исправлению поврежденной упаковки и т.п.

Также необходимо отметить, что ст. 96 ТК ТС определено, какие товары считаются находящимися под таможенным контролем. Определение времени нахождения товаров под таможенным контролем обозначено путем установления в п.1 ст. 96 ТК ТС того, с какого момента товары находятся под таможенным контролем, а также закрепления в п. 2 ст. 96 ТК ТС того, до какого момента товары считаются находящимися под таможенным контролем.

  1. Таможенный осмотр (ст.115 ТК ТС).

Таможенный осмотр – внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Основные признаки таможенного осмотра:

  • объектами таможенного осмотра являются товары, в том числе транспортные средства, багаж физических лиц, грузовые емкости, таможенные пломбы, печати, иные средства идентификации.

Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами (пп.39 п.1 ст.4 ТК ТС).

Под багажом в целом понимаются вещи (предметы личного пользования), товары и иные предметы, которые пассажир при переезде через таможенную границу берет с собой или сдает для перевозки отдельно от него в порядке и на условиях того вида транспорта, которым он следует. Различают два вида багажа: сопровождаемый багаж, т.е. провозимый пассажиром при себе согласно проездному документу; несопровождаемый багаж, сдаваемый пассажиром по отдельному договору перевозки независимо от того, следует ли этот багаж на том же транспортном средстве.

  • таможенный осмотр осуществляется исключительно без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами;
  • от имени таможенных органов таможенный осмотр осуществляется должностными лицами таможенных органов;
  • целями таможенного осмотра является подтверждение сведений о:

- характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем;

- наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации;

  • в отношении присутствия при таможенном осмотре декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей установлено, что в зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие таких лиц, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
  • с учетом важности использования технических средств таможенного контроля, которые существенно повышают его эффективность, пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта;
  • по результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, утвержденной Решением N 260, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях.

В акте таможенного осмотра указываются следующие основные сведения:

- время начала и дата  проведения таможенного осмотра;

- информация о должностных  лицах таможенного органа, проводивших осмотр;

- информация о декларанте, лице, обладающем полномочиями в  отношении товаров (транспортных  средств), либо их представителях (место работы, должность, фамилия, инициалы, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место  жительства);

- информация о понятых, присутствовавших при таможенном  осмотре (место работы, должность, фамилия, инициалы, наименование и номер  документа, удостоверяющего личность, место жительства);

- в случае присутствия  специалиста (эксперта) – информация о нем (место работы, должность, фамилия, инициалы, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства);

- информация об отправителе  и получателе товаров (наименование  организации; УНП / РНН (БИН, ИИН) / ИНН; для физического лица – Ф.И.О., наименование и номер документа, удостоверяющего личность);

- информация о документах, представленных в отношении товаров;

- результаты таможенного  осмотра (уровень радиационного  фона, вес нетто и брутто товаров, способ установления веса товаров  и др.);

- информация о документах, прилагаемых к акту;

  • по требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо поставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.

  1. Таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС).

Таможенный досмотр – действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Основные признаки таможенного досмотра:

1) объектами таможенного  досмотра являются товары.

Товар – это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (пп.35 п.1 ст.4 ТК ТС);

2) таможенный досмотр  непосредственно связан со вскрытием  упаковки товаров или грузового  помещения транспортного средства  либо емкостей, контейнеров и  иных мест, где находятся или  могут находиться товары, с нарушением  наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (в этом состоит принципиальное отличие таможенного досмотра от таможенного осмотра);

3) от имени таможенных органов таможенный досмотр осуществляется должностными лицами таможенных органов;

4) в соответствии с п.2 ст.116 ТК ТС должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. При этом время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц, хотя точных временных пределов не установлено с учетом того, что в каждом конкретном случае они весьма индивидуальны.

5) в то же время установлено  право декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре. Однако п.4 ст.116 ТК ТС говорит о том, что существуют случаи, когда по требованию должностных лиц таможенного органа такие лица обязаны присутствовать при таможенном досмотре.

Кроме того, п.5 ст. 116 ТК ТС чётко определены случаи, в которых таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей:

- при неявке указанных  лиц либо когда такие лица  неизвестны;

- при существовании угрозы  национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;

- при пересылке товаров  в международных почтовых отправлениях. Международные почтовые отправления – почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза (пп.16 п.1 ст.4 ТК ТС);

Информация о работе Правовая основа осуществления таможенного контроля и его основные положения