Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

Бывшим социалистическим странам предстоит большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден, противоречив и требует немало времени.

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Методы  государственного регулирования  и поддержки внешнеэкономической  деятельности

Во всех странах  внешнеэкономическая деятельность рассматривается как часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства.

Основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности в Российской Федерации:

· единство внешнеэкономической политики как части внешней политики России;

· единство системы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности и контроля за ее осуществлением;

· единство таможенной территории Российской Федерации;

· приоритет экономических мер регулирования;

· равенство  всех участников ВЭД и их недискриминация;

· защита государством прав и законных интересов участников ВЭД;

· исключение неоправданного вмешательства государства и  его органов во ВЭД, нанесения  ущерба ее участникам и экономике страны в целом.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние  экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Во-первых, все  меры могут быть разделены в зависимости  от направленности действия на экономические  процессы на протекционистские и  либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация.

Во-вторых, все  меры в зависимости от характера  воздействия на экономические процессы могут быть разделены на административные и экономические. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности, установление квот, лицензий, эмбарго и др. К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В России в процессе регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам.

В зависимости  от характера и разновидности  применяемых приемов регулирования  внешнеэкономической деятельности и согласно Закону РФ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные.

Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими нормативными актами (более подробно рассмотрен в гл. 13).

Меры, относимые  к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Всю совокупность этих методов можно разделить на три категории.

К первой относятся  меры прямого ограничения, которые  направлены на защиту интересов национальной экономики. К ним относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

Перечни лицензируемых  товаров (работ, услуг) устанавливаются  федеральным законодательством. В  настоящее время список товаров, экспорт и/или импорт которых  подлежит лицензированию, включает:

* товары с  содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря, изделий из них;

* лекарственные  средства и фармацевтические  субстанции;

* радиоактивные  вещества и изделия на их  основе;

* ядерные материалы,  оборудование и соответствующие  технологии;

* товары (материалы,  оборудование и технологии) двойного применения, т. е. товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены для создания ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия;

* возбудители  заболеваний (патогенов) человека, животных и растений;

* опасные отходы;

* пороха промышленного применения, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия;

* озоноразрушающие  вещества и продукты, содержащие  их;

* наркотические  средства, сильнодействующие и ядовитые  вещества;

* шифровальные  средства (техника, части для нее, пакеты программ, документация);

* спирт этиловый  и водка (только импорт).

Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация  и регулирование внешнеторговой деятельности (в настоящее время МТ). Большинство лицензий выдается после согласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами.

Лицензии выдаются на бланках, изготовленных на специальной  защищенной от подделок бумаге на основании заявлений, представленных на типовых бланках.

Лицензией является официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту на срок до 12 месяцев. Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ на каждый вид товара на определенный срок.

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта (voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Например, в феврале 1995 г. было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащее такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 1994 г., например, были введены "добровольные" ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

Аналогично может  быть установлен барьер по минимальным  ценам на рынке страны-импортера. Это соглашение должно строго соблюдаться  экспортирующими фирмами при  заключении контрактов. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести вообще к закрытию рынка для страны-экспортера. Хотя данная процедура заключения соглашений об установлении минимальных импортных цен, строго говоря, и не является мерой количественного ограничения экспорта, однако ее действие аналогично установлению квот в связи с "добровольным" ограничением экспорта.

Меры прямого  ограничения экспорта и импорта  могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в ст. 15 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": "Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений".

Исключительными случаями, когда могут быть введены  количественные ограничения, являются:

* обеспечение  национальной безопасности Российской  Федерации;

* выполнение  международных обязательств Российской  Федерации с учетом состояния  на внутреннем товарном рынке;

* защита внутреннего  рынка Российской Федерации от  импорта товаров, когда наносится существенный ущерб отечественным производителям аналогичных товаров.

Кроме того, законодательство (ст. 19 Закона) предусматривает возможность  установления запретов и ограничений  экспорта и/или импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, которые включают:

* соблюдение  общественной морали и правопорядка;

* охрану жизни  и здоровья людей, охрану животного  и растительного мира и окружающей среды в целом;

* сохранение  культурного наследия народов  Российской Федерации;

* защиту культурных  ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи прав собственности  на них;

* необходимость  предотвращения исчерпания невосполнимых  природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

* обеспечение  национальной безопасности Российской  Федерации;

* защиту внешнего  финансового положения и поддержку  платежного баланса российской Федерации;

* выполнение  международных обязательств Российской  Федерации.

Меры прямого  ограничения экспорта/импорта, а  также другие защитные меры вводятся в соответствии с общепризнанными  нормами международного права. В  соответствии с российскими законами процедура их введения предусматривает следующие обязательные действия.

Во-первых, обязательно  проводится расследование всех обстоятельств, связанных с введением защитных мер. Расследованием занимается специальная  комиссия при Правительстве РФ с привлечением необходимых организаций и специалистов. Расследование может быть начато на основании поручения Правительства и/или заявления органа исполнительной власти субъекта РФ и/или заявления производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. О начале такого расследования уведомляется соответствующий орган иностранного государства или орган таможенной территории с указанием товара, доказательств наличия ущерба или угрозы его причинения, конкретной предлагаемой защитной меры, срока ее введения, а также готовности провести консультации по этим вопросам.

Во-вторых, по результатам  проведенного расследования составляется доклад федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию  внешнеэкономической деятельности (МТ). Процедура введения защитных мер - гласная с официальным опубликованием в правительственном издании решения правительства о введении защитной меры. Решения правительства принимаются и публикуются не позднее чем за 3 месяца до введения такого рода ограничений с указанием общего количества и стоимости товаров, подпадающих под ограничение.

Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все  изменения устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных  обязательств Российской Федерации.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке  фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением преимущественного права организациям-изготовителям. Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не допускаются ограничения числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам форм собственности, места регистрации, положения на рынке.

Среди мер нетарифного  регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением  таможенных или административных формальностей. Одной из разновидностей таких мер, направленных на ограничение ввоза, являются импортные налоги и депозиты.

К числу импортных налогов (не следует их смешивать с импортными пошлинами) относятся:

* пограничный  налог, которым облагаются товары  за факт пересечения границы;

* сборы, связанные  с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

* другие сборы  (портовые, статистические, фитосанитарные  и т. п.).

Особую разновидность  импортного налога представляют скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них их уровень постоянно меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин, который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

Информация о работе Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью