Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

Бывшим социалистическим странам предстоит большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден, противоречив и требует немало времени.

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

* определение  порядка вывоза отдельных видов  сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;

* определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;

* определение  порядка ввоза и вывоза драгоценных  металлов, драгоценных камней, изделий  из них, лома драгоценных металлов  и драгоценных камней, отходов  их переработки и химических  соединений, содержащих драгоценные  металлы;

* установление  показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

* предоставление  государственных кредитов и иной  экономической помощи иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;

* формирование  и использование официальных  золотовалютных резервов Российской  Федерации;

* разработка  платежного баланса Российской  Федерации;

* привлечение  государственных, банковских и  коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;

* установление  лимита внешнего государственного  долга Российской Федерации и  управление этим долгом, организация  работы по погашению долгов  иностранных государств перед  Российской Федерацией;

* заключение  международных договоров Российской  Федерации в области внешних  экономических связей;

* участие в  деятельности международных экономических  и научно-технических организаций,  реализации решений, принимаемых  этими организациями;

* создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;

* владение, пользование  и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.

Система органов  государственной власти, предусмотренная  Конституцией РФ, включает три ветви  власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть в РФ осуществляется в лице Федерального Собрания (Парламента РФ), который является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, обязательных к применению на всей территории Российской Федерации, а также назначение на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других вопросов.

Высшая судебная власть в РФ осуществляется Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом. В целом судебная система РФ устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным судом. Основное назначение судебной системы применительно к сфере внешнеэкономической деятельности - защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Преимущества судебного порядка защиты очевидны. Суд независим и подчиняется только закону.

В условиях проведения экономической реформы, перехода к  рынку государственная система прямого административного управления предприятиями претерпела глубокие изменения. Произошла замена планирования и прямого контроля косвенным, опирающимся в основном на экономические и правовые рычаги. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т.е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом - Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они не противоречат последней. К их числу следует отнести прежде всего общеэкономические законы, например, законы "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О собственности", налоговое законодательство и др. В этих законодательных актах содержатся, как правило, специальные статьи и разделы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, ст. 25 "Внешнеэкономическая деятельность" Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и др. Принимаются также законодательные акты по тем или иным аспектам внешнеэкономической деятельности. Например, "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Таможенный кодекс РФ, Законы РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об иностранных инвестициях", "О международном коммерческом арбитраже", "О таможенном тарифе" и др.

Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют  указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

На основе и  в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.

Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью  в России осуществляется целой системой органов государственной власти.

Наиболее разнообразной  системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент, избираемый на основе всенародного голосования, является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В своей деятельности по управлению ВЭД он работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский Совет, Совет глав администраций, Экспортный Совет и другие Советы и комиссии при Президенте - консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений. Администрация Президента - рабочий орган, созданный для обеспечения деятельности Президента, реализации конституционных полномочий. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Согласно закону РФ "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" Президент  России обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования  этого вида деятельности:

* осуществляет  руководство государственной внешнеторговой  политикой;

* регулирует  сотрудничество в военно-технической  области;

* определяет  порядок экспорта драгоценных  металлов, драгоценных камней и  расщепляющих материалов;

* в ежегодные  послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;

* в целях обеспечения  национальной безопасности вводит  признанные международным правом  экономические санкции;

* в случае, если  сочтет необходимым, на основании  Конституции РФ использует согласительные  процедуры для разрешения разногласий  между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов  РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда при необходимости на основании Конституции РФ;

* приостанавливает  действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.

Исполнительную  власть в соответствии со ст. 110 Конституции  РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.

В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с законом:

* обеспечивает  проведение единой государственной  внешнеторговой политики и осуществляет  меры по ее реализации, принимает  соответствующие решения и обеспечивает  их выполнение;

* разрабатывает  и представляет на утверждение  Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;

* принимает временные  меры по защите внутреннего  рынка РФ;

* принимает решения  об определении величины ставок  таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

* вводит количественные  ограничения экспорта и импорта  в соответствии с федеральными  законами;

* принимает в  пределах своей компетенции решения  о проведении переговоров и  подписании международных договоров  РФ;

* осуществляет  управление федеральной собственностью РФ за рубежом;

* осуществляет  иные полномочия в области  государственного управления внешнеторговой  деятельностью на основании и  в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами  Президента РФ.

Структура федеральных  органов исполнительной власти утверждается Указом Президента и состоит из двух уровней: Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, департаментов и др.).

В управлении внешнеэкономической  деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.

Министерство  торговли РФ (МТ), которому переданы функции упраздненного в сентябре 1998 г. Министерства внешних экономических связей и торговли РФ (МВЭСиТ). Последнее являлось федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, который проводил единую государственную политику и осуществлял управление в области внешних экономических связей в части внешнеторговой деятельности, военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами и в пределах своей компетенции - других видов внешнеэкономической деятельности, а также в области внутренней торговли. Главная задача МТ в области ВЭД - координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

МТ разрабатывает  предложения по государственной  политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд. Кроме того, министерство разрабатывает предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер. Важной задачей МТ является разработка предложений по заключению международных договоров РФ, координация совместно с МИД действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, разработка и реализация мер по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику. МТ участвует в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами и привлечения иностранных инвестиций.

Информация о работе Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью