Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:19, реферат
Бывшим социалистическим странам предстоит большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден, противоречив и требует немало времени.
Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ "О сертификации продукции и услуг" и иными правовыми актами.
Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и других нормативных актах.
Законом определены такие понятия, как валютные ценности, резидент и нерезидент, валютные операции, уполномоченный банк и др. Он закрепил имеющее большое значение для ВЭД право российских физических и юридических лиц на владение иностранной валютой, проведение валютных операций.
К валютным ценностям по закону относятся иностранная валюта в виде денежных знаков, банкнот и средств на счетах, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Все операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, называются валютными операциями, которые делятся на текущие и связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относят:
* операции, связанные
с куплей-продажей валютных
* переводы за
границу и получение из-за
* переводы неторгового характера (заработная плата, пенсии, алименты, наследство и другие аналогичные операции).
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
* прямые и портфельные инвестиции;
* предоставление
и получение финансовых
* все иные валютные операции, не относимые к текущим.
Важным положением
российской системы валютного
Валютные операции проводятся через уполномоченные банки, т.е. банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием проводимых операций действующему валютному законодательству и представляют в ЦБ РФ отчетность о проводимых валютных операциях. Таким образом, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля.
В современных условиях в РФ широко применяется такая мера контроля за поступлением валюты в страну, как регистрация экспортных контрактов. Она предполагает обязательную регистрацию контрактов и контроль за ценами, поступлением в страну валютной выручки и соблюдением других условий контрактов. Эта мера введена с целью усиления контроля за поступлением в страну валютной выручки.
Важная составная
часть валютно-хозяйственного механизма
управления внешнеэкономической
К числу мер
государственного регулирования
Государственная финансовая поддержка осуществляется на возвратной и платной основе.
К мерам налогового регулирования поддержки экспорта следует отнести отсрочку платежей по налогу на прибыль. Такую отсрочку получили предприятия - экспортеры машинно-технической продукции в 1996 г. Доходы от экспорта не учитывались при исчислении налога на прибыль в течение года, тогда как согласно действующему законодательству сумма налога должна была бы ежеквартально исчисляться нарастающим итогом с уплатой авансовых взносов исходя из предполагаемой прибыли. Тем самым предприятия-экспортеры получают временно свободные денежные ресурсы для пополнения оборотных средств.
Первое и главное направление - финансовая поддержка экспортеров, для осуществления которой выделяются отдельной строкой средства в федеральном бюджете. Эти средства предназначены для:
* предоставления
Правительством РФ в лице
* гарантирование
и страхование экспортных
* прямое льготное кредитование экспертов машин и технической продукции из средств федерального бюджета;
* долевая государственная
поддержка эффективных
К мерам таможенно-тарифного стимулирования экспорта, прежде всего машинно-технической продукции, следует отнести изменения, касающиеся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения. Эти изменения предоставляют отсрочку уплаты таможенных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта продукции за рубежом, или же невзимание таможенных платежей, а также процентов за предоставление отсрочки их уплаты, если экспорт продукции будет произведен в течение заранее установленного срока.
К мерам специальной поддержки экспортеров относят информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам.
Согласно Закону
РФ "О государственном
* федеральных и региональных программах развития внешнеторговой деятельности;
* российских
и иностранных лицах,
* российском
и иностранном
* деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом;
* деятельности
специализированного
* таможенной статистике РФ;
* конъюнктуре по основным товарным группам на зарубежных рынках;
* правовых актах
РФ по стандартизации и
* правонарушениях
в сфере внешнеторговой
* перечне товаров,
запрещенных для ввоза на
а также другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.
Согласно Закону
(ст. 25) МТ обязано в разумный срок
представить необходимую
Особый интерес для российских экспортеров представляет возможность использования потенциала торговых представительств за рубежом. Среди возможных направлений работы российских загранучреждений с отечественными предприятиями можно выделить:
* проведение маркетинговых исследований, подготовку справок по просьбе российских предприятий;
* предварительное
ознакомление зарубежной
* консультирование
по вопросам зарубежного
* содействие
в организации деловых визитов,
* другие виды
содействия в стране
Кроме того, в соответствии с законом, Правительство РФ в лице своих уполномоченных органов осуществляет организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них, проведение рекламных кампаний и кампаний по развитию экспорта товаров и услуг.
Среди мер общеэкономического
характера, имеющих наибольшее значение
для экспорта, следует отметить такие,
как наведение порядка в
В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.
Информация о работе Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью