Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

Бывшим социалистическим странам предстоит большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден, противоречив и требует немало времени.

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей  является сертификация ввозимых товаров  и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ "О сертификации продукции и услуг" и иными правовыми актами.

Особое место  в ряду нетарифных инструментов регулирования  ВЭД занимают валютные ограничения  и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и других нормативных актах.

Законом определены такие понятия, как валютные ценности, резидент и нерезидент, валютные операции, уполномоченный банк и др. Он закрепил имеющее большое значение для ВЭД право российских физических и юридических лиц на владение иностранной валютой, проведение валютных операций.

К валютным ценностям по закону относятся иностранная валюта в виде денежных знаков, банкнот и средств на счетах, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Все операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, называются валютными операциями, которые делятся на текущие и связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относят:

* операции, связанные  с куплей-продажей валютных ценностей,  товаров и услуг, реализацией  прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются с отсрочкой платежа, не превышающей 180 дней;

* переводы за  границу и получение из-за границы  процентов, дивидендов и иных  доходов по вкладам, инвестициям,  кредитам и прочим финансовым  операциям;

* переводы неторгового характера (заработная плата, пенсии, алименты, наследство и другие аналогичные операции).

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

* прямые и  портфельные инвестиции;

* предоставление  и получение финансовых кредитов  и отсрочки платежа за поставленные товары, работы и услуги на срок более 180 дней;

* все иные  валютные операции, не относимые  к текущим.

Важным положением российской системы валютного регулирования  и контроля, без которого была бы невозможна самостоятельная внешнеэкономическая деятельность предприятия, является то, что резиденты (российские участники ВЭД) могут осуществлять текущие валютные операции без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Валютные операции проводятся через уполномоченные банки, т.е. банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием проводимых операций действующему валютному законодательству и представляют в ЦБ РФ отчетность о проводимых валютных операциях. Таким образом, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля.

В современных  условиях в РФ широко применяется  такая мера контроля за поступлением валюты в страну, как регистрация экспортных контрактов. Она предполагает обязательную регистрацию контрактов и контроль за ценами, поступлением в страну валютной выручки и соблюдением других условий контрактов. Эта мера введена с целью усиления контроля за поступлением в страну валютной выручки.

Важная составная  часть валютно-хозяйственного механизма  управления внешнеэкономической деятельностью - установление курса рубля по отношению  к иностранным валютам. Органом  государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки и др. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный банк, являясь активным участником торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере определяет поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

К числу мер  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности следует отнести различные  формы стимулирования, поддержки экспорта. В РФ на основании действующих законов, указов Президента, постановлений Правительства разработана и действует Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты и перспективы вплоть до 2005 г. Можно выделить пять основных направлений государственной поддержки российского экспорта: финансовая поддержка, налоговое стимулирование, таможенно-тарифное стимулирование, специальные мероприятия в поддержку и меры общеэкономического характера.

Государственная финансовая поддержка  осуществляется на возвратной и платной основе.

К мерам налогового регулирования поддержки экспорта следует отнести отсрочку платежей по налогу на прибыль. Такую отсрочку получили предприятия - экспортеры машинно-технической продукции в 1996 г. Доходы от экспорта не учитывались при исчислении налога на прибыль в течение года, тогда как согласно действующему законодательству сумма налога должна была бы ежеквартально исчисляться нарастающим итогом с уплатой авансовых взносов исходя из предполагаемой прибыли. Тем самым предприятия-экспортеры получают временно свободные денежные ресурсы для пополнения оборотных средств.

Первое и главное  направление - финансовая поддержка  экспортеров, для осуществления  которой выделяются отдельной строкой  средства в федеральном бюджете. Эти средства предназначены для:

* предоставления  Правительством РФ в лице Минфина  РФ гарантийных обязательств  в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых Российским экспортно-импортным  банком и другими уполномоченными  специализированными банками для  обеспечения оборотными средствами экспорториентированных предприятий и организаций;

* гарантирование  и страхование экспортных кредитов  для обеспечения защиты экспортеров  от долгосрочных коммерческих  и политических рисков;

* прямое льготное  кредитование экспертов машин и технической продукции из средств федерального бюджета;

* долевая государственная  поддержка эффективных инвестиционных  проектов;

К мерам таможенно-тарифного стимулирования экспорта, прежде всего машинно-технической продукции, следует отнести изменения, касающиеся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения. Эти изменения предоставляют отсрочку уплаты таможенных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта продукции за рубежом, или же невзимание таможенных платежей, а также процентов за предоставление отсрочки их уплаты, если экспорт продукции будет произведен в течение заранее установленного срока.

К мерам специальной поддержки экспортеров относят информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам.

Согласно Закону РФ "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" система  внешнеторговой информации должна содержать  сведения о

* федеральных  и региональных программах развития внешнеторговой деятельности;

* российских  и иностранных лицах, осуществляющих  внешнеторговую деятельность на  российском рынке;

* российском  и иностранном законодательстве  в сфере внешнеторговой деятельности;

* деятельности  торговых представительств Российской Федерации за рубежом;

* деятельности  специализированного Российского  экспортно-импортного банка и  других организаций, предоставляющих  услуги по кредитованию и страхованию;

* таможенной  статистике РФ;

* конъюнктуре  по основным товарным группам на зарубежных рынках;

* правовых актах  РФ по стандартизации и сертификации;

* правонарушениях  в сфере внешнеторговой деятельности;

* перечне товаров,  запрещенных для ввоза на территорию  РФ и вывоза с ее территории;

а также другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.

Согласно Закону (ст. 25) МТ обязано в разумный срок представить необходимую внешнеторговую информацию российскому или иностранному лицу - участнику внешнеторговой деятельности - за плату.

Особый интерес  для российских экспортеров представляет возможность использования потенциала торговых представительств за рубежом. Среди возможных направлений работы российских загранучреждений с отечественными предприятиями можно выделить:

* проведение  маркетинговых исследований, подготовку справок по просьбе российских предприятий;

* предварительное  ознакомление зарубежной аудитории  с планируемой на экспорт продукцией, товарами, услугами;

* консультирование  по вопросам зарубежного законодательства, существующих норм, стандартов, правил, обычаев;

* содействие  в организации деловых визитов,  встреч, предоставление помещений  для переговоров, услуг по переводу;

* другие виды  содействия в стране пребывания  российского загранучреждения, включая  защиту интересов российских  экспортеров, содействие в урегулировании торговых споров.

Кроме того, в  соответствии с законом, Правительство  РФ в лице своих уполномоченных органов  осуществляет организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и  участие в них, проведение рекламных кампаний и кампаний по развитию экспорта товаров и услуг.

Среди мер общеэкономического характера, имеющих наибольшее значение для экспорта, следует отметить такие, как наведение порядка в ценообразовании  продукции и услуг естественных монополистов, включая тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом, перекачку, перевалку и налив нефти и нефтепродуктов, цены на природный газ для производственных нужд, тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также ясную политику в отношении установления курса рубля по отношению к иностранным валютам и другие меры общеэкономического характера.

В целом действующее  законодательство в области внешнеэкономической  деятельности предоставляет большие  возможности хозяйственникам и  предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

Информация о работе Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью