Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:31, курсовая работа
Подакцизные товары традиционно являются объектом особого внимания со стороны государства, что является следствием строгого контроля со стороны международных организаций к данным товарам и высокими требованиями к их безопасности, а также высоким уровнем их налогообложения и применением к ним широкого спектра мер государственного регулирования.
Особое внимание в настоящее время необходимо уделять алкогольной и табачной продукции, так как данные товары подлежат особому контролю – маркировке марками акцизного сбора.
Введение 3
1. Общие положения о подакцизных товарах 5
1.1. Общая характеристика подакцизных товаров 5
1.2. Виды акцизных марок, требования к маркировке 8
2. Особенности ввоза в Россию подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 14
2.1. Порядок таможенного контроля в отношении ввозимых подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 14
2.2. Специфика уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 21
3. Направления совершенствования таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 25
3.1. Анализ статистических данных по ввозу подакцизных товаров в Российскую Федерацию 25
3.2. Проблемы таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, и пути их решения 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Представленные в таблице данные позволяют сделать следующий вывод. В отношении подакцизных товаров, маркируемых акцизными марками, наблюдается рост их физического объема. Причем стоимостные показатели табачной продукции в 2012 году снизились.
Таким образом, из представленных данных видно, что первое место в структуре импорта занимают транспортные средства (группа 87). Их доля по сравнению с 2011 годом увеличилась с 67,87% до 68,51%. Стоимостной объем импорта транспортных средств увеличился на 9,48%. Натуральный объем увеличился на 10,66%.
Второе место занимают спецтехника, запчасти, механические устройства (группа 84). Их доля по сравнению с 2011 годом увеличилась с 10,82% до 11,5%. Стоимостной объем импорта указанной товарной группы увеличился на 15,43%. Натуральный объем увеличился на 21,15%.
Третье место в товарной структуре импорта занимает алкогольная продукция (пиво, вино, сидр, крепкие спиртные напитки) (группа 22). Удельный вес этой товарной группы увеличился с 6,43% в 2011 году до 6,69% в 2012 году, при этом стоимостной объем увеличился на 12,5%. Натуральный объем увеличился на 9,17%.
Четвертое место в товарной структуре импорта занимает табачная продукция (табачное сырье; табачные отходы; табак с неотделенной, отделенной или частично отделенной средней жилкой; сосательный табак; трубочный табак; сигары, сигариллы) (группа 24). Ее доля уменьшилась с 3,05% до 2,76%. Стоимостной объем импорта табачной продукции уменьшился на 0,98%, натуральный объем увеличился на 6,49%.
Пятое место в товарной структуре импорта занимают минеральные масла и смазочные материалы (группа 27). Их доля увеличилась с 2% до 2,16%. Стоимостной объем импорта указанных товаров увеличился на 17,21%, натуральный объем увеличился на 20,15%.
Основными странами-контрагентами в импорте являются Германия (19,52%), Япония (17,91%), Великобритания (9,48%), США (6,35%), Франция (3,86%), Чехия (3,77%), Италия (3,63%), Корея (3,01%).
Если рассматривать товарную структуру оформления акцизных товаров в 2012 году, то можно отметить тот факт, что алкогольная продукция занимает второе место, уступая транспортным средствам. Удельный вес этих товаров увеличилась с 10,99% в 2011 году до 11,21% в 2012 году. В стоимостном выражении произошло увеличение на 12,62%, в натуральном выражении произошло увеличение на 9,31%. В свою очередь на табачные изделия приходится менее 1%.
Исследование материалов данного параграфа позволяет сделать заключение, что в последнее время наблюдается активный рост импорта подакцизных товаров. На основании этого можно сделать вывод о том, что этот фактор указывает на важность проведения эффективного таможенного контроля данной продукции.
Таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу товаров является наиболее актуальным вопросом, поскольку должное его проведение обеспечивает недопущение ввоза (вывоза) запрещенных и ограниченных к перемещению товаров.
Главной трудностью, с которой сталкиваются не только при проведении таможенного контроля, но и при таможенном декларировании подакцизных товаров, является отнесение товаров к подакцизным. Не смотря на то, что НК РФ регламентирует перечень подакцизных товаров, на практике возникают спорные ситуации. Проблемы возникают в отношении спиртосодержащих дезинфицирующих средств, средств для очистки стекол, продукции, пропитанной алкоголем, биодизелей и т.д.
Решение данной проблемы, по мнению автора, возможно путем внесения изменений в НК РФ, которые более точно регламентируют перечень подакцизных товаров. Иными словами, необходимо изложить ст. 181 НК РФ в иной редакции, предусматривающей указание товарных позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС, в которых должны классифицироваться подакцизные товары.
Также в качестве важной проблемы правового регулирования перемещения подакцизных товаров служит тот факт, что проведение таможенного декларирование и таможенного контроля осуществляется по общему правилу. Поскольку данные товары обеспечивают значительное пополнение бюджета страны, необходимо издать нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок действия должностных лиц уполномоченных таможенных органов при проведении таможенного контроля в отношении ввозимых (вывозимых) подакцизных товаров.
Следующая проблема связана с недопоступлением таможенных платежей, а именно акцизов, в бюджет государства. Это связано с тем, что поставщики подакцизных товаров стремятся занизить количество перемещаемых товаров, а также выдают одни товары за другие. Это приведет к изменению таможенной стоимости и классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Например, на практике были случаи, когда коллекционные вина и коньяки декларировались по цене ординарных алкогольных напитков.
Решение данной проблемы автор видит в следующем:
1. Создание реестра и электронной базы недобросовестных поставщиков. Пополнение реестра и базы данных должно осуществляться должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушения, связанного с декларированием и перемещением подакцизных товаров.
2. На основе имеющихся сведений в реестре и базе данных должностные лица должны осуществлять более детальный контроль товаров (например, обязательный таможенный досмотр) поставщиков, включенных в указанный реестры.
Трудности при перемещении подакцизных товаров могут быть связаны с регламентированным перечнем таможенных постов, уполномоченных совершать таможенные операции по выпуску таких товаров. В настоящее время в структуре ЦАТ имеется 17 таможенных постов на всю Россию:
а) 9 постов расположено в Центральном федеральном округе в Московском регионе;
б) 4 региональных поста в Центральном федеральном округе расположены;
в) 2 поста в Северо-Западном федеральном округе;
г) 1 пост в Южном федеральном округе;
д) 1 пост в Калининградской области.
При этом все таможенные посты ЦАТ расположены исключительно в европейской части России.
При ввозе подакцизных товаров, например, через Дальневосточное таможенное управление появится необходимость оформления таможенной процедуры таможенного транзита для доставки товаров в уполномоченный таможенный орган. Это обстоятельство приводит к увеличению времени, затрачиваемого на совершение таможенных операций.
Для разрешения данной трудности необходимо создать таможенные посты, подчиненные ЦАТ, в каждом региональном таможенном управлении. Их число определить с учетом объемов товарооборота подакцизных товаров в регионе деятельности таможенных управлений.
Кроме того, можно применять процедуру удаленного выпуска товаров. При этом адаптировать ее для всех таможенных процедур, под которые возможно помещение подакцизных товаров.
Кроме того, в настоящее время наиболее остро встает проблема поставок контрабандных маркируемых товаров.
В качестве возможного варианта решения данной проблемы можно выделить установление сотрудничества таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющих производство и поставку маркируемых подакцизных товаров.
В соответствии с этим Федеральная таможенная служба и ЗАО «Дж.Т.И. по Маркетингу и Продажам» подписали Меморандум о взаимопонимании, устанавливающий тесное сотрудничество в борьбе с нарушениями действующего законодательства при перемещении через таможенную границу табачной продукции13.
Документ создает основу для эффективного взаимодействия таможенных органов и табачной компании «JTI Marketing & Sales CJSC» при сборе необходимой информации и проведении аналитических исследований, разработке практических действий в интересах государства, производителей табачной продукции и добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Получаемая в рамках Меморандума информация должна использоваться таможенными органами в целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства.
В Меморандуме отмечается, что нарушения таможенных правил при перемещении через таможенную границу табачной продукции, незаконный товарооборот контрафактных табачных изделий угрожают экономическим интересам России и являются значительной проблемой для законной торговли товарами данной категории. Предоставление компанией ЗАО «Дж.Т.И. по Маркетингу и Продажам» надежной, достоверной и полной информации о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, и нарушениях таможенного законодательства позволит повысить эффективность таможенного контроля. Табачная компания предоставит имеющиеся оценочные и социологические данные об объемах и характеристиках рынка контрафактных табачных изделий.
На основании Меморандума, ФТС России при необходимости также будет направлять образцы изымаемых сигарет, имеющих товарные знаки JT International, для исследования на предмет оригинальности изделий.
В целом для совершенствования таможенного контроля подакцизных товаров можно предложить создать единую межведомственную информационную систему, которая будет содержать сведения и документы о перемещаемых подакцизных товаров. Иными словами данная система будет служить своеобразным источником предварительной информации об экспортируемых и импортируемых подакцизных товарах.
Это позволит получать все необходимые сведения и документы, необходимые для целей таможенного декларирования и таможенного контроля таких грузов, а также выявлению таможенных правонарушений. Благодаря этому должностное лицо сможет заранее определять перечень необходимых форм таможенного контроля.
Помимо этого данная система должна обеспечивать контроль за перемещением подакцизных товаров в режиме реального времени.
Проведенный анализ представленной информации дает основание заключить, что в условиях активного функционирования ТС и членства России в ВТО особое значение приобретает порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу подакцизных товаров.
В соответствии с поставленной целью, задачами, определенными для ее реализации, проведенными исследованиями, автор пришел к следующим выводам:
1. Перечень товаров, относящихся к подакцизным, установлен налоговым законодательством РФ. В данном перечне можно выделить товары, подлежащие маркировке акцизными марками и не подлежащие их нанесению. К первой группе относятся алкогольная и табачная продукция, ко второй группе – легковые автомобили, мотоциклы, дизельное топливо, моторные масла и др.
2. Маркировка алкогольной и табачной продукции марками акцизного сбора является обязательным условием для законного ввоза таких товаров на территорию РФ. Требования к маркировке товаров и самим акцизным маркам для алкогольной и табачной продукции различны. Однако главным требованием является обеспечение возможности считывания сведений о маркируемой продукции с использованием технических средств и недопущение подделок и повторного использования акцизных марок.
3. Главной особенностью перемещения подакцизных товаров является строгая регламентация таможенных органов, которые уполномочены осуществлять их выпуск. В отношении маркируемых товаров предусмотрено применение особой формы таможенного контроля – проверка маркировки товаров специальными марками. Кроме того, для маркируемых подакцизных товаров предусмотрен дополнительный перечень документов, необходимый при таможенном декларировании (документы, подтверждающие обязательство импортера, покупку марок).
4. При ввозе подакцизных товаров допускается уплата акцизов в полном объеме, с полным или частичным условным освобождением, а также освобождение от его уплаты. При вывозе таких товаров суммы акцизов могут быть уплачены, возвращены, или в ряде случаев происходит их уплата. Определение данных особенностей уплаты акцизов определяется заявленной таможенной процедурой.
5. В настоящее время наблюдается активный рост импорта алкогольной и табачной продукции (как в стоимостном, так и в количественном выражении). В структуре импорта подакцизных товаров рассматриваемая продукция составляет около 30%, причем большая часть приходится на алкоголь. На основании этого можно сделать вывод о том, что данный фактор указывает на важность проведения эффективного таможенного контроля подакцизных товаров.
6. Совершение таможенных операций по выпуску подакцизных товаров и их таможенному контролю сопровождается рядом трудностей, связанных с ограниченностью таможенных постов, полномочных осуществлять таможенные операции по выпуску подакцизных товаров, недопоступлением в бюджет таможенных платежей, широким перечнем представляемых документов для таможенных целей. В связи с этим современная система таможенного контроля подакцизных товаров нуждается в доработке. В целом для совершенствования таможенного контроля подакцизных товаров можно создать единую межведомственную информационную систему, которая послужит источником предварительной информации об экспортируемых и импортируемых подакцизных товарах.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117- ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.