Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:31, курсовая работа
Подакцизные товары традиционно являются объектом особого внимания со стороны государства, что является следствием строгого контроля со стороны международных организаций к данным товарам и высокими требованиями к их безопасности, а также высоким уровнем их налогообложения и применением к ним широкого спектра мер государственного регулирования.
Особое внимание в настоящее время необходимо уделять алкогольной и табачной продукции, так как данные товары подлежат особому контролю – маркировке марками акцизного сбора.
Введение 3
1. Общие положения о подакцизных товарах 5
1.1. Общая характеристика подакцизных товаров 5
1.2. Виды акцизных марок, требования к маркировке 8
2. Особенности ввоза в Россию подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 14
2.1. Порядок таможенного контроля в отношении ввозимых подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 14
2.2. Специфика уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 21
3. Направления совершенствования таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 25
3.1. Анализ статистических данных по ввозу подакцизных товаров в Российскую Федерацию 25
3.2. Проблемы таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, и пути их решения 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
Выделяют некоторые особенности при маркировке табачной и алкогольной продукции. Так нанесение акцизной марки на потребительскую тару табачной продукции осуществляется в следующем порядке5:
а) на мягкую плотную единичную упаковку табачной продукции акцизная марка наклеивается на верхнюю плоскость по центру (на равном расстоянии от левого и правого краев с одинаковым заходом на лицевую и заднюю сторону);
б) на единичную упаковку табачной продукции с откидной торцевой крышкой акцизная марка наклеивается на заднюю (нераскрываемую) сторону, чтобы марка закрывала угол упаковки и переходила на боковую торцевую плоскость пачки;
в) на иные виды единичных упаковок табачной продукции, поставляемой в розничную продажу, акцизная марка наносится на потребительскую тару, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи, в месте, позволяющем визуально определить наличие марки на потребительской таре и считать с нее соответствующую печатную информацию.
Акцизная марка на табачную продукцию наклеивается на месте предполагаемого вскрытия потребительской тары так, чтобы вскрытие приводило к обязательному повреждению акцизной марки и исключало возможность ее повторного использования. Клей, применяемый для наклеивания акцизных марок, должен быть устойчив к высоким и низким температурам, различным уровням влажности для исключения возможности его высыхания и отслоения от потребительской тары.
Не допускается нанесение поверх акцизной марки каких-либо элементов упаковки табачной продукции (за исключением прозрачной оберточной пленки, наносимой на упаковку товара производителем табачных изделий), которые закрывают поверхность акцизной марки, затрудняют осуществление контроля ее подлинности и считывание с нее соответствующей печатной информации.
Для алкогольной продукции установлены следующие требования6:
1. На акцизных марках размером 90*26 мм с надписями «Крепкие спиртные напитки» и «Водка» размещаются надписи, обозначающие предельную вместимость потребительской тары, используемой для алкогольной продукции, - «до 0,5 л», «до 0,75 л», «до 1 л», «свыше 1 л».
2. На акцизных марках размером 90*26 мм с надписями «Вина виноградные», «Игристые (шампанские) вина», «Вина ликерные», «Вина фруктовые» и «Винные напитки» размещаются надписи, обозначающие предельную вместимость потребительской тары, используемой для алкогольной продукции, - «до 0,375 л», «до 0,75 л», «до 1,5 л», «свыше 1,5 л».
3. На акцизных марках размером 63*21 мм с надписями «Крепкие спиртные напитки» и «Водка» размещаются надписи, обозначающие предельную вместимость потребительской тары, используемой для алкогольной продукции, - «до 0,1 л», «до 0,25 л».
4. На акцизных марках с
Ответственными за маркировку подакцизной продукции акцизными марками являются организации, которые приобрели акцизные марки. При этом таможенные органы осуществляют контроль за использованием акцизных марок путем сверки сведений о полученных организацией акцизных марках и марках, использованных для маркировки данного вида продукции, ввезенной и выпущенной в соответствии с заявленной таможенной процедурой, возвращенных неиспользованных и поврежденных по их количеству, сериям, номерам, образцам и надписям на акцизных марках о виде алкогольной продукции и объему алкогольной продукции в потребительской таре.
Невыполнение указанных выше требований позволяет рассматривать алкогольную и табачную продукцию как продукцию, маркированную с нарушением законодательства.
Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, определяется в зависимости от вида такого товара. Не смотря на это, общие положения по вопросам перемещения и таможенного контроля данной группы товаров устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза, а также национальным законодательством государств-членов ТС.
Кроме того, регулирование ввоза рассматриваемых объектов осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов:
1. В отношении алкогольной продукции:
а) Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;
б) Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»;
в) Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 № 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции»;
г) Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками».
2. В отношении табачной
а) Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции».
Кроме того, перемещение товаров, в том числе подакцизных, зависит от субъекта, перемещающего его. По-разному сформулированы правила перемещения подакцизных товаров физическими лицами для личного пользования и юридическими лицами в коммерческих целях.
Особенности ввоза (вывоза) подакцизных товаров юридическими лицами определяются указанными выше правовыми актами. В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, применяются нормы Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.07.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Далее перейдем к рассмотрению порядка перемещения подакцизных товаров в коммерческих целях.
Согласно законодательству РФ до ввоза на территорию России, подакцизная продукция должна быть промаркирована марками акцизного сбора. Ввоз на таможенную территорию ТС товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, но немаркированных ими, запрещен.
В целях осуществления контроля за соблюдением порядка маркировки акцизными марками подакцизных товаров, для которых она обязательна, а также за соблюдением порядка их перемещения местом доставки подакцизных товаров, ввозимых на территорию РФ, является зона таможенного контроля, находящаяся только в регионе деятельности таможенного органа, обладающего компетенцией по совершению таможенных операций в отношении данных товаров. Перечень таких таможенных органов установлен приказом Федеральной таможенной службы РФ (далее – ФТС России) от 01.06.2011 № 1144 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров».
В соответствии с данным приказом также определены таможенные органы, которые правомочны выдавать акцизные марки для маркируемой подакцизной продукции. В Северо-Западном федеральном округе таким органом является:
а) Калининградский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни, регионом деятельности которого является Калининградская область;
б) Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни, регионом деятельности которого являются остальные субъекты Северо-западного федерального округа.
Маркированный товар, для маркировки которого импортером приобретались марки, должен быть фактически ввезен, представлен уполномоченному таможенному органу, помещен под соответствующую таможенную процедуру и выпущен в соответствии с ней в пределах срока, указанного в обязательстве импортера.
Таможенное декларирование подакцизных товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации7.
По прибытии на таможенную территорию должны быть представлены следующие документы:
1. Документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию.
2. Документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, и иные коммерческие документы, имеющиеся у декларанта.
3. Транспортные (перевозочные) документы.
4. Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
5. Документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
6. Документы, подтверждающие страну происхождения товаров.
7. Документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
8. Документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей.
9. Документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, налогов либо на уменьшение основы исчисления таможенных пошлин, налогов.
10. Документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов.
11. Документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
12. Документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля.
Данный набор документов является стандартным для любого товара. Однако особенность некоторых подакцизных товаров, проявляющаяся в их обязательной маркировке акцизными марками, предполагает подачу квитанция на покупку акцизных марок.
Кроме того, при ввозе на таможенную территорию РФ маркированной алкогольной продукции необходимо представление следующих документов:
а) оригинал заявления импортера на покупку марок с отметками уполномоченного таможенного органа о принятии обеспечения выполнения обязательства импортера с приложением к заявлению или их заверенные копии;
б) копия обязательства импортера с заверенным приложением;
в) оригинал квитанции о получении марок с отметками таможенного органа РФ, осуществившего таможенные операции с вывозимыми марками, о вывозе марок, или ее заверенную копию;
г) правоустанавливающий документ на использование товарного знака либо его копию, заверенную печатью уполномоченного таможенного органа (возвращаются импортеру), и копию, заверенную печатью (остается в делах таможенном органе).
Необходимо отметить, что до вступления России во Всемирную торговую организацию ввоз алкогольной продукции, перечень которой был утвержден в п. 2.18 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, подлежал обязательному лицензированию. Однако на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 747, вступающего в силу с момента вступления во Всемирную торговую организацию одного из государств – членов ТС, продукция п. 2.18 исключается из указанного перечня и не подлежит лицензированию.
В соответствии с данным решением импорт алкогольной продукции осуществляется на основе реализации исключительного права на ввоз. Это означает, что юридические лица, реализующие данное право государства, определяются по результатам открытых конкурсов8.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства ТС и иного законодательства государств-членов ТС.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются сведения, предусмотренные ст. 181 ТК ТС:
а) заявляемая таможенная процедура;
б) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;
в) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и их перевозки по таможенной территории ТС под таможенным контролем;
г) сведения о транспортных средствах международной перевозки и транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории ТС под таможенным контролем;
д) сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок; количество в килограммах и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость;
е) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют;