Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:31, курсовая работа
Подакцизные товары традиционно являются объектом особого внимания со стороны государства, что является следствием строгого контроля со стороны международных организаций к данным товарам и высокими требованиями к их безопасности, а также высоким уровнем их налогообложения и применением к ним широкого спектра мер государственного регулирования.
Особое внимание в настоящее время необходимо уделять алкогольной и табачной продукции, так как данные товары подлежат особому контролю – маркировке марками акцизного сбора.
Введение 3
1. Общие положения о подакцизных товарах 5
1.1. Общая характеристика подакцизных товаров 5
1.2. Виды акцизных марок, требования к маркировке 8
2. Особенности ввоза в Россию подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 14
2.1. Порядок таможенного контроля в отношении ввозимых подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 14
2.2. Специфика уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 21
3. Направления совершенствования таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 25
3.1. Анализ статистических данных по ввозу подакцизных товаров в Российскую Федерацию 25
3.2. Проблемы таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, и пути их решения 28
Заключение 33
Список использованных источников 35
ж) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
з) сведения о соблюдении ограничений;
и) сведения о производителе товаров;
к) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;
л) сведения о представленных совместно с декларацией документах;
м) сведения о лице, составившем декларацию на товары;
н) место и дата составления декларации на товары.
Должностное лицо таможенного органа обязано проверить соответствие сведений, содержащихся в представленных документах, фактически перемещаемому маркированному товару, а также проверить наличие марок и правильность маркировки ввозимого товара (в том числе соответствие серий, номенклатуры и образцов полученных марок, маркам, нанесенным на товар).
В целях соблюдения требований таможенного законодательства ТС и РФ в отношении указанной продукции в процессе совершения таможенных операций таможенные органы применяют такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств с применением системы управления рисками9. Решение о применении последней формы таможенного контроля осуществляется в срок не более 10 минут с момента подачи документов.
Кроме того, при таможенном контроле таможенные органы проводят проверку наличия на маркируемых подакцизных товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию ТС.
Отсутствие на товарах данных средств идентификации рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию ТС, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров. Для алкогольной и табачной продукции в качестве таких идентификационных знаков выступают акцизные марки. Такая маркировка товаров осуществляется в целях выпуска товаров для свободного обращения и контроля за их оборотом.
В целях минимизации возможных рисков уполномоченные должностные лица применяют меры, представленные в приложении № 6 Приказа ФТС России от 06.06.2011 № 1200.
После проведения таможенного контроля должностное лицо таможенного органа осуществляет выпуск подакцизных товаров при выполнении следующих условий10:
1. Таможенному органу представлены документы, необходимые для выпуска товаров.
2. Соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под таможенную процедуру.
3. В отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги.
Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Подакцизные товары являются группой товаров, в отношении которых уплачиваются акцизы. При этом специфика уплаты данного вида налога определяется направлением движения товаров, таможенными процедурами, под которые помещаются подакцизные товары, и статусом товаров.
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ имеет место быть освобождение от уплаты акциза, а также взимание в полном объеме или частично. Все это зависит от выбранной таможенной процедуры:
1. В полном объеме при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны.
2. В размере сумм акциза, от уплаты которых декларант был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров, при заявлении таможенной процедуры реимпорта.
3. Не уплачивается при помещении товаров под процедуры таможенного транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, специальную таможенную процедуру, таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне.
4. Не уплачивается при заявлении таможенной процедуры переработки на таможенной территории, если продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме.
5. Полное или частичное освобождение от уплаты при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
При вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ уплата акцизов в отношении таких товаров осуществляется следующим образом:
1. Налог не уплачивается или уплаченные суммы подлежат возврату налоговыми органами при помещении товаров под процедуру экспорта. Аналогичная ситуация складывается в отношении товаров, заявляемых к таможенной процедуре таможенного склада, в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
2. Налог возвращается в случае вывоза товаров по процедуре реэкспорта за пределы территории РФ.
3.При иных условиях вывоза товаров и применении указанных выше процедур освобождение от уплаты акциза и возврат уплаченных сумм акциза не производятся.
В отношении товаров Таможенного союза взимание акциза осуществляется11:
а) налоговыми органами при перемещении подакцизных товаров, не подлежащих маркировке акцизными марками;
б) таможенными органами в отношении маркируемой подакцизной продукции.
При вывозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию государств - членов ТС, порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается Правительством РФ, в том числе на основе международных договоров ТС.
Обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам ТС, ввозимым на территорию РФ с территории государства - члена ТС, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию РФ. В зависимости от вида ставки налоговой базой является:
1. При твердых (специфических) ставках акцизов - объем, количество, иные показатели ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении,
2. При адвалорных ставках акцизов - стоимость ввезенных подакцизных товаров.
3. При комбинированных ставках акциза - объем ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении твердой ставки и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров при применении адвалорной.
Налоговая база определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввозимых подакцизных товаров, но не позднее даты подачи статистической декларации на маркированные товары, если статистическое декларирование по таким товарам предусмотрено таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле.
Сумма акциза исчисляется декларантом самостоятельно по налоговым ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ и действующими на день уплаты акциза. Суммы акциза перечисляются на счет Федерального казначейства не позднее 5 дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров.
С 01.01.2010 налоговые ставки для всех ввозимых товаров определены в Приказе ФТС России от 02.07.2012 № 1313 «О взимании акцизов».
Таким образом, сумма акциза рассчитывается по следующим формулам:
1. При твердых (специфических) ставках акцизов:
А = V x Сс,
где А – сумма подлежащего уплате акциза, V – объем подакцизных товаров в натуральном выражении, Сс – ставка акциза в рублях, копейках за единицу измерения.
2. При адвалорных ставках акцизов:
А = (ТС + ВП) x Са,
где ТС - таможенная стоимость ввозимого товара, ВП - сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины, Са - ставка акциза в процентах.
3. При комбинированных ставках акциза:
А = (V x Сс) + ((ТС + ВП) x Са)
Таким образом, рассмотрение изложенного материала показало, что при ввозе подакцизных товаров допускается уплата акцизов в полном объеме, с полным или частичным условным освобождением, а также освобождение от его уплаты. При вывозе таких товаров суммы акцизов могут быть уплачены, возвращены, или в ряде случаев происходит их уплата. Определение данных особенностей уплаты акцизов определяется заявленной таможенной процедурой.
Таможенный контроль подакцизных товаров осуществляется таможенными постами Центральной акцизной таможни (далее – ЦАТ). В связи с этим весь оборот товаров приходится на данные таможенные органы.
В 2012 году внешнеторговый оборот ЦАТ составил 51,39 млрд. долл., что на 13,75% больше объема оборота в 2011 году (45,18 млрд. долл.)12. Объем экспорта составил 14,98 млрд. долл., импорта – 36,41 млрд. долларов. Экспорт увеличился по сравнению с 2011 годом на 29,14%, импорт увеличился на 8,43%. Сальдо торгового баланса (стоимостной объем экспорта минус стоимостной объем импорта) изменилось с -21,98 млрд. долларов (2011 год) до -21,43 млрд. долларов (2012 год).
Доля стран дальнего зарубежья в товарообороте составляет 97,9%, стран СНГ – 2,1%. Товарооборот со странами СНГ увеличился на 6,74%, со странами дальнего зарубежья увеличился на 59,67%.
Показатели внешней торговли подакцизными товарами представим в табл. 2.
Таблица 2
Общие итоги внешней торговли (млрд. долл. США).
Показатели |
2011 год |
Доля в товарообороте в 2011 году, % |
2012 год |
Доля в товарообороте в 2012 году, % |
2012 год в % к 2011 году |
Товарооборот |
45,18 |
100 |
51,39 |
100 |
113,75 |
Экспорт |
11,6 |
25,68 |
14,98 |
29,15 |
129,14 |
Импорт |
33,58 |
74,32 |
36,41 |
70,85 |
108,43 |
Страны ДЗ |
44,22 |
97,88 |
50,28 |
97,84 |
113,7 |
Страны СНГ |
0,95 |
2,12 |
1,11 |
2,16 |
116,84 |
Товарную структуру импорта подакцизных товаров за 2012 год представим на рис. 1.
Рис. 1. Структура импорта подакцизных товаров в 2012 году
Как видно из представленного рисунка, на долю подакцизных товаров, маркируемых акцизными марками, приходится около 30 % импорта.
Сведения о физических объемах импорта рассматриваемой категории товаров приведем в табл. 3.
Таблица 3
Физические объемы товарной структуры импорта, тыс. тонн
Код ТНВЭД |
Наименование товара |
2011 год |
2012 год |
2012 год в % к 2011 году |
87 |
Транспортные средства |
1974,9 |
2184,11 |
110,66 |
84 |
Спецтехника,
запчасти, механические |
385,47 |
467 |
121,15 |
22 |
Алкогольная продукция |
1094,64 |
1186,55 |
109,17 |
24 |
Табачная продукция |
181,9 |
193,71 |
106,49 |
27 |
Минеральные масла и смазочные материалы |
236,04 |
283,61 |
120,15 |
|
Прочие |
375,63 |
354,52 |
94,38 |
Итого по импорту |
4248,58 |
4669,5 |
109,91 |
Данные по стоимостным объемам импорта подакцизных товаров представим в табл. 4.
Таблица 4
Товарная структура импорта, млн. долл. США
Код ТНВЭД |
Наименование товара |
2011 год |
2012 год |
2012 год в % к 2011 году |
87 |
Транспортные средства |
22787,51 |
24945,61 |
109,48 |
84 |
Спецтехника,
запчасти, механические |
3633,36 |
4188,48 |
115,43 |
22 |
Алкогольная продукция |
2160,56 |
2434,97 |
112,5 |
24 |
Табачная продукция |
1023,98 |
1006,1 |
99,02 |
27 |
Минеральные масла и смазочные материалы |
670,21 |
785,55 |
117,21 |
|
Прочие |
3301,91 |
3050,13 |
92,37 |
Итого по импорту |
33577,53 |
36410,84 |
108,43 |