Лицензирование и квотирование в сфере внешней торговли товарами. Национальная система экспортного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:09, доклад

Краткое описание

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Открытость экономики обеспечивает странам такие положительные эффекты, как углубление специализации, рост производительности и эффективности труда, распространение мирового опыта через систему международных отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый на мировом рынке, и в конечном счете - рост благосостояния населения страны.

Файлы: 1 файл

КВОТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      л:': Списки одобряются указами Президента. По каждому списку постановлениями Правительства принимается Положение о порядке осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, попавшей в список.     Некоторые признаки возможного отнесения товаров к объектам

      экспортного контроля, выявляемые при проведении таможенного /оформления и таможенного контроля.

  1. Производитель товара (в том числе экспортер) - предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) и их дочерние отделения, отраслевые, академические НИИ, технические вузы, инженерные дома, научно-технические центры, инкубаторы технологий и т.п.
  2. Экспортер - частный предприниматель или посредническая фирма, впервые осуществляющие поставку сложной наукоемкой продукции.
  3. Покупатель (в том числе конкретный пользователь) - частный предприниматель или фирма из страны, не являющейся участником какого-либо международного режима нераспространения ОМП и средств его доставки, и в первую очередь из региона с нестабильной политической обстановкой; фирма, имеющая отношение к военному ведомству страны или упомянутая в списке отказов.
  4. Товар:
 
      
  • при оформлении которого отсутствует буква «С»  в крайнем правом подразделе 33 графы ГТД;
  • по общим признакам попадающий под действие контрольных

      списков;

      - по большинству частных признаков попадающий под действие

      контрольных списков;

      - по общим и частным признакам не попадающий под действие 
контрольных списков, но возможно попадание под режим всеобъем 
лющего контроля, т.е. возможно использование товара иностранным 
государством или иностранным лицом для целей создания ОМП 
и средств его доставки;

 

      

  • который не упоминается ни в одном контрольном  списке, является сложным объектом высоких технологий и состоит из ряда систем и функциональных узлов, упоминающихся в контрольном' списке;
  • в сопроводительных документах которого информация о целях конечного использования отсутствует либо носит самый общий характер;
  • существенно отличающийся от основной выпускаемой предприятием продукции по функциональному назначению и сфере применения;
  • который по внешнему виду может быть отнесен к военной спецтехнике, другому высокотехнологическому оборудованию.

      5. Маршрут транспортировки товара  необычен для заявляемого места назначения, отсутствует четкая аргументация в обоснованности этого маршрута.

      Основное  правило идентификации товара - принадлеж  юсть конкретного товара или технологии, являющихся предметом внешнеторговых операций, к товарам, подлежащим экспортному контролю, -определяется соответствием технических характеристик этого товара техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» соответствующего контрольного списка.

      С целью приобретения практических навыков  создана методика 
идентификации, которая состоит из ряда элементов: I

      1) определение технических характеристик товара (эти данные = 
должны быть в техническом паспорте изделия, а также в приложении \ 
к контракту; при заполнении ГТД в 31 графе необходимо указать тех- \ 
нические характеристики товара, определенные контрольным спис- г 
ком; технические характеристики во всех трех документах должны \ 
быть представлены в одних единицах измерения); \

      2) поиск товаров по контрольным  спискам и выбор соответствующей позиции списков.

      Сложность понимания и применения в практической деятельное- | ти контрольных списков бесспорна. С целью идентификации в Рос- | сии создан межведомственный координационный орган по экспорт- | ному контролю - Комиссия по экспортному контролю РФ, который | является координатором всех вопросов, возникающих при ввозе/вы- [ возе контролируемых товаров. Все вопросы разрешаются Комиссией \ по экспортному контролю либо лицами, ею уполномоченными. Письмом ГТК России от 09.07.2001 г. № 01-06/26805 доведено до таможенных органов, что решением Комиссии по экспортному контролю РФ специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий для целей экспортного контроля и выдаче соответствующих заключений предоставлено восьми организациям, в том числе УГТУ-УПИ в г. Екатеринбурге. Данная экспертная организация имеет право давать заключения по отнесению/не отнесению товаров и услуг к объектам экспортного контроля в пределах своей компетенции. В случае если товар не является объектом экспортного контроля и имеется соответствующее заключение, данное заключение предъявляется в таможню оформления, в графе 33 ГТД ставится буква «С», графа 31 имеет описание, подтверждающее, что товар не является объектом экспортного контроля.

      В случае если во время идентификации  товар отнесен к объектам экспортного  контроля уполномоченным органом, участник внешнеэкономической деятельности в соответствии с установленным порядком обращается в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю для получения лицензии.

      В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» выдача лицензий и иных предусмотренных российским законодательством разрешительных документов на ввоз и вывоз продукции, в отношении которой установлен экспортный контроль, российских импортных сертификатов и заключений о применении мер нетарифного регулирования (в пределах своей компетенции) осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

      На  основании и во исполнение Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области экспортного контроля.

      Проверка  заявленных сведений и принятие решений  в отношении товаров, обладающих признаками товаров, попадающих под действие российского законодательства в области экспортного контроля, осуществляется согласно приказу ГТК России от 26.12.2003 г. № 1545

 

      

      «О  повышении эффективности деятельности таможенных органов I в области экспортного контроля». Этим ведомственным нормативным I актом утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие российского законодательства в области экспортного контроля. Инструкция устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.

      Признаками  контролируемых товаров являются; а) общие признаки:

      — соответствие классификационного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ (далее - код ТН ВЭД) декларируемого товара коду ТН ВЭД, указанному в графе «Код товарной 
номенклатуры внешнеэкономической деятельности» контрольных списков;

      - наличие на материальных носителях, классифицируемых в товарных позициях 4901100000, 4901990000, 4906000000, 4911918000, 
4911990000, 8471300000, 847141, 847149,847150, 847170, 852320, 8524 
(кроме 8524100000), технической информации в виде программного 
обеспечения, научно-технических отчетов, чертежей, схем, диаграмм,  
моделей, формул, технических проектов и спецификаций, справочных  
материалов, инструкций и других технических документов;

      б) частные признаки:

      - соответствие наименования декларируемого  товара общетехническому наименованию, указанному в графе «Наименование»  контрольных списков;

 

       - пригодность декларируемого товара для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (по данным специально уполномоченного фе-. дерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля).

      Соответствие  только общих признаков не является основанием для принятия решения должностным лицом таможенного органа о направлении экспортера в ФСТЭК для получения лицензии.

      При проведении документального контроля уполномоченное должностное лицо таможенного органа проводит анализ сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации (ГТД) и указанных в прилагаемых к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров. При обнаружении у декларируемого товара признаков контролируемого товара уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет наличие одного из следующих документов, подтверждающих заявленные сведения о товаре:

      а) лицензии специально уполномоченного федерального органа 
исполнительной власти в области экспортного контроля;

      б) разрешения межведомственного координационного органа по 
экспортному контролю;

      в) заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза 
контролируемых товаров;

      г) заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством РФ порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых 
товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о  непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.

      При наличии одного из вышеперечисленных  документов (далее -разрешительный документ) уполномоченное должностное лицо проверяет правильность внесения соответствующих сведений о нем в графу 44 ГТД.

      В случае отсутствия разрешительного  документа уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее документальный контроль, для проведения дополнительной проверки сведений о товаре на предмет его возможной принадлежности к контролируе-"Я мым товарам согласно порядку, устанавливаемому соответствующими нормативным правовым актом ФТС России, формирует направление^ для принятия решения о выпуске в уполномоченный функциональ-^ ный отдел таможни (в Тюменской таможне - отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров).

      Дополнительная  проверка заявленных сведений о товаре проводится в целях принятия уполномоченным должностным лицом упол-! номоченного функционального отдела таможни решения о необходим мости проведения в порядке, установленном законодательством РФ в области экспортного контроля, независимой идентификационной экспертизы товара для экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения.

      Основанием для принятия решения о возможности выпуска является:

      а) в случае соотнесения декларируемого товара с контрольными 
списками по общему признаку - отсутствие в контрольных списках 
наименования декларируемого товара или его технического аналога;

      б) в случае соотнесения декларируемого товара с контрольными - 
списками по общему и частному признакам либо только по частному 
признаку - несоответствие декларируемого товара требованиям, ус 
тановленным для его контролируемого аналога, указанным в графе   : 
«Наименование» контрольных списков;

      в) отсутствие информации, указывающей на необходимость про 
ведения дополнительной проверки внешнеторговой сделки на пред- щ 
мет ее соответствия российскому законодательству в области экспор- I 
тного контроля. ь

Информация о работе Лицензирование и квотирование в сфере внешней торговли товарами. Национальная система экспортного контроля