Лицензирование и квотирование в сфере внешней торговли товарами. Национальная система экспортного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:09, доклад

Краткое описание

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Открытость экономики обеспечивает странам такие положительные эффекты, как углубление специализации, рост производительности и эффективности труда, распространение мирового опыта через систему международных отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый на мировом рынке, и в конечном счете - рост благосостояния населения страны.

Файлы: 1 файл

КВОТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      Регистрация разрешений осуществляется таможенными органа ми в установленном законодательством порядке. 
 
 
 

      4. СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Для осуществлении внешнеторговой деятельности в отношени вооружения, военной техники  и товаров двойного назначения, а  так же соблюдения обязательств в Российской Федерации по нераспрос гранению оружия массового поражения и технологий его создани в РФ существует система экспортного контроля.

      Основным  нормативным документом, устанавливающим  принци пы осуществления государственной  политики, правовые основы дея тельности органов государственной власти РФ в области экспортно го контроля, а также определяющим права, обязанности и ответствен ность участников внешнеэкономической деятельности, является Фе деральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контре ле». Согласно закону экспортный контроль - это комплекс мер, обес печивающий реализацию установленного порядка внешнеэкономи ческой деятельности в отношении товаров, информации, работ и ус луг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быт использованы при создании оружия массового поражения (ОМП' средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

      Экспортный  контроль в отношении вооружения и военной техни ки, а также  информации, работ, услуг, результатов  интеллектуально: деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллекту альной собственности), являющихся продукцией военного назначе

      ния, осуществляется в соответствии с  российским законодательством в  области военно-технического сотрудничества.

      В российской системе экспортного контроля можно выделить четыре подсистемы:

      а) режим контроля за торговлей вооружением и военной техни 
кой (военно-техническое сотрудничество);

      б) ограничения внешнеэкономических сделок с товарами и тех 
нологиями, которые могут быть использованы при создании воору 
жения, оружия массового уничтожения (ОМУ) или средств его дос 
тавки в целях предотвращения нераспространения ОМУ и поддержа 
ния международной стабильности;

      в) введение внешнеторговых квот и лицензирование для решения 
определенных экономических задач;

      г) контроль за специфическим экспортом и импортом (драгоцен 
ные камни, металлы, вещества с наркотическим содержанием и т.п.).

      Каждый  из «блоков» имеет свою правовую базу. Основой всех подсистем являются списки лицензируемых товаров (работ, услуг), однако механизм утверждения лицензий для разных списков имеет свою специфику. Контроль за внешней торговлей чисто ядерными предметами, а также за товарами и технологиями двойного применения вводится государством прежде всего как компонент политики нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» закрепил термин «экспортный контроль» именно за этой сферой.

      Речь  идет не только о поставках товаров и технологий за границу, но и об их передаче иностранному лицу на территории РФ.

      В Законе РФ об экспортном контроле кодифицированы такие понятия, как «государственная экспертиза» (межведомственное согласование решения о выдаче лицензии), «всеобъемлющий контроль», «аккредитация внутрифирменных программ экспортного контроля».

      Как видно из определения внешнеэкономической  деятельности, контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к понятию «технология» относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или

 

       технической помощи. Там же разъясняются эти два понятия. «Технические данные» могут выступать в виде чертежей, диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях). «Техническая помощь» - инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.

      Государство пытается охватить контролем все  каналы международного трансферта технологий. Особое внимание уделяется так называемым неосязаемым формам передачи технологий, включающим, во-первых, визуальные контакты (научные конференции, встречи, дискуссии, научные обмены, выступления, инспекции, консультации, демонстрации, техническая помощь, лекции, семинары, обучение, -; в том числе обучение иностранных студентов, и т.д.), во-вторых, общение по электронной почте, факсу, телефону.

      Экспортный  контроль выполняет две функции: это мера нетарифного внешнеэкономического регулирования и одновременно важный инструмент внешней политики, что оказывает разнонаправленное воздействие на национальные интересы.

      Экспортный  контроль оказывает существенное влияние  на международный трансферт высоких технологий и таким образом на конкурентоспособность многих компаний и стран. Контроль за технологиями — одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля. Доступ к мировой копилке накопленных знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности.

      Очень трудно найти оптимальный баланс между взаимоисключающими стратегическими задачами продвижения национальных товаров на мировые рынки сбыта и введения ограничений по соображениям национальной и международной безопасности, между поддержанием академических свобод, открытого доступа к информации и задачами в области безопасности. В этой сфере есть большое поле для международного сотрудничества. Но параллельно российское экспертное сообщество должно разработать свое видение этих проблем и подходы к их решению.

      С окончанием холодной войны, как ни парадоксально, спектр возможных дестабилизирующих факторов не сузился, а расширился; глобализация облегчает возможность использования этих факторов; не-

 

      

      даром так остро встает проблема попадания  ОМУ и средств их доставки в руки международных террористов.

      Существует  ряд объективных факторов, подрывающих результативность систем экспортного контроля и подводящих к необходимости перманентного совершенствования элементов этой политики.

      Во-первых, ускоряющиеся процессы глобализации способствуют формированию международной системы  многоуровневой взаимозависимости, основанной на сложных механизмах конкуренции, кооперации и партнерства.

      Во-вторых, информационная революция и интернационализация научно-технических знаний подрывают эффективность контроля, особенно если он не носит международный характер. На мировой рынок выходят новые поставщики высокотехнологичных товаров, что облегчает получение аналогов нужных товаров и технологий на расширяющихся рынках товаров и технологий двойного назначения. Ограничения и санкции заставляют контрагента развивать сооственное производство чувствительных товаров, используя знания национальных или иностранных специалистов, получивших образование в лучших университетах мира.

      В-третьих, гражданский сектор добился первенства в разработке ряда новейших технологий, имеющих одновременно важное военное  значение. Поэтому ограничения и  санкции затрагивают практически  всех производителей наукоемкой продукции.

      В-четвертых, в условиях глобализации растет значение так называемых неосязаемых форм передачи технологий, которые очень трудно проконтролировать.

      Национальные  системы экспортного контроля не могут быть невосприимчивыми к общей  социально-экономической и политической ситуации в стране и в мире. Экспортный контроль, являясь одним из компонентов международного режима нераспространения ОМУ, наложил серьезный отпечаток на систему международных отношений.

      Система экспортного контроля создана с  целями:

  1. защиты интересов Российской Федерации;
  2. реализации требований международных договоров РФ в области нераспространения ОМП, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

 

       3) создания условий для интеграции  экономики России в мировую экономику.

      В национальной системе экспортного  контроля таможня является последним рубежом, препятствующим незаконному экспорту контролируемых, стратегически важных для страны товаров, представляющих угрозу распространения ОМП и средств его доставки.

      Поэтому целями и задачами таможенных органов  в системе экспортного контроля РФ являются:

  1. процедура идентификации контролируемых товаров применительно к задачам таможенных органов;
  2. взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами;
  3. критерии оценки риска;
  4. роль и место экспертизы;
  5. меры, применяемые к участникам ВЭД, нарушающим установленные нормы экспортного контроля (ст. 188, 189 Уголовного кодекса РФ, гл. 16 Кодекса об административных нарушениях РФ).

      Экспортный  контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

  • идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни);
  • разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
  • таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий в соответствии с российским законодательством о таможенном деле;
  • применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг,
  •  

      г-„^.ш ^^ «тышсмуальнои деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его! доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.

      Один  из основных (начальных) методов экспортного  контроля -это идентификация, т.е. установление соответствия конкретного сы--рья, материалов, оборудования, научно-технической информации, ра-: бот, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся' объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, : включенным в списки.

      Списки (перечни) контролируемых товаров и  технологий утверждаются указами Президента по представлению Правительства РФ.

      Списки (перечни) контролируемых товаров и  технологий разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания РФ, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов.

      Существует  шесть контрольных списков, утвержденных указами Президента РФ:

      1) Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий (Указ Президента РФ № 202);

  1. Список оборудования и материалов двойного назначения и со- : ответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ от 14.01.2003 г. № 36, Указ Президента РФ от 05.05.2004 г. № 580);
  2. Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия (Указ Президента РФ от 08.08.2001 г № 1005);
  3. Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется (Указ Президента РФ от 05.05.2004 г. № 580);
  4. Список химикатов, оборудования и технологий, имеющих мирное назначение, но которые могут быть использованы при создании химического оружия (Указ Президента РФ от 28.08.2001 г. № 1082);
  5. Список возбудителей заболеваний человека, животных и растений; генетически измененных микроорганизмов и токсинов, обофудования и технологий (Указ Президента РФ от 08.08.2001 г. %» Ю04).

      'Существует  еще один седьмой список (так  называемый Иракский .список). Этот список включает в себя перечень товаров, экспорт ко--торых в Ирак запрещен или подлежит уведомлению и согласованию.

Информация о работе Лицензирование и квотирование в сфере внешней торговли товарами. Национальная система экспортного контроля