Лицензирование и квотирование в сфере внешней торговли товарами. Национальная система экспортного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:09, доклад

Краткое описание

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Открытость экономики обеспечивает странам такие положительные эффекты, как углубление специализации, рост производительности и эффективности труда, распространение мирового опыта через систему международных отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый на мировом рынке, и в конечном счете - рост благосостояния населения страны.

Файлы: 1 файл

КВОТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ  И КВОТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ

      ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ. НАЦИОНАЛЬНАЯ

      СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

      Непрерывно  возрастающее передвижение товаров, рабочей  силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование  всемирной инфраструктуры. Открытость экономики обеспечивает странам такие положительные эффекты, как углубление специализации, рост производительности и эффективности труда, распространение мирового опыта через систему международных отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый на мировом рынке, и в конечном счете - рост благосостояния населения страны.

      Тем не менее несмотря на все выгоды свободной торговли практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, применяя ее государственное регулирование.

      Право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу предоставляется всем лицам и на равных условиях, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, но только в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Это означает, что существующие запреты и ограничения устанавливаются или могут устанавливаться исходя из интересов РФ и на основании актов законодательства РФ и международных договоров РФ. Причем вводимые запреты и ограничения распространяются равным образом на всех лиц, перемещающих товары и транс-. портные средства.

      В мировой практике отношение к  использованию запретов и ограничений во внешней торговле достаточно противоречиво. С одной стороны, Всемирная торговая организация официально ставит задачу максимально возможного упразднения таких мер и перехода исключительно к тарифным мерам; с другой стороны, практически все страны мира используют различные формы нетарифного регулирования внешней торговли.

      Некоторые запреты и ограничения неустранимы, так как представляют собой защитные меры, имеющие целью предотвратить или смягчить ущерб, наносимый национальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров, а также пресечь нечестную конкуренцию со стороны иностранных экспортеров. В настоящее время, учитывая экономическое состояние России, следует считать оправданными сохранение и расширение применения запретов и ограничений, в том числе административных мер воздействия на внешнеторговые процессы.

      Запреты и ограничения - меры, применяемые  уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ при ввозе товаров исходя из национальных интересов, включающих охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды в целом и невосполнимых природных ресурсов в частности, обеспечение национальной безопасности, выполнение международных обязательств РФ, а также меры, применяемые в отношении ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию РФ товаров, не соответствующих техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитоса-нитарным и экологическим стандартам и требованиям либо не имеющих сертификата, маркировки или знаков соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ, либо запрещенных к использованию как опасные потребительские товары, либо имеющих дефекты, представляющие опасность для потребителя.

      В соответствии с Таможенным кодексом РФ товары, запрещенные в соответствии с законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории РФ, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами.

      Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории РФ.

      Товары, ограниченные к ввозу/вывозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу/вывозу (а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, — выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.

      Большое внимание управлению и регулированию  внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

      Энергичному и быстрому воздействию на регулирование  различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

      Общее руководство внешнеэкономической  деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

      При осуществлении ВЭД необходимо учитывать  внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

      Правительственные органы занимаются регулированием и  реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

      Применение  нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а также создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

      1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И КВОТИРОВАНИЕ  В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

      Лицензирование  в сфере внешней торговли товарами (далее - лицензирование) представляет собой:

  1. административную процедуру регулирования внешнеторговых операций, осуществляемую путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  2. регулирование государственными органами ввоза в страну и вывоза из страны определенных товаров путем выдачи лицензий.

      Лицензия - это официальный документ, разрешение, выдаваемое уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти на осуществление экспортных или импортных операций в отношении определенных товаров в течение установленного срока. Лицензирование устанавливается в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

  1. реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импор- ■ та отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  2. предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

      4) выполнение Россией международных обязательств.

      Основанием  для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в вышеназванных случаях является лицензия, выдаваемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами России.

      Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.

      Согласно  Федеральному закону от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий.

      Постановлением  Правительства РФ от 09.06.2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» утверждено Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ (далее — Положение).

      Положение определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Действие Положения распространяется на всех российских участников внешнеторговой деятельности, но не распространяется на лицензирование ввоза / вывоза продукции военного назначения. Порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям, и процедура выдачи лицензий на такие товары утверждены Указом Президента России от 01.12.2000 г. № 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».

      Перечни лицензируемых товаров устанавливаются  Президентом и Правительством, утверждаются в соответствующих указах и постановлениях.

      Согласно  Федеральному закону от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» разработка предложений, касающихся торговой политики РФ, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, которые Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

      Правительством  определены федеральные органы исполнительной власти, наделенные правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в виде лицензирования, т.е. уполномоченные выдавать лицензии на ввоз/вывоз отдельных товаров в сфере внешней торговли.

  1. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России);
  2. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК);
  3. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ранее - Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами) (далее - ФСВТС), подведомственная Министерству обороны РФ;

      4. Федеральная налоговая служба (не рассматривается). 
Порядок выдачи лицензий каждым из вышеуказанных ведомств

      отличается, поэтому необходимо определить порядок  выдачи лицензий по каждому ведомству отдельно.

      Выдача  лицензий Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития России от 25.06.2004 г. № 180 «Об оформлении экспортных и импортных документов» определены структуры, которыми в установленном порядке осуществляются оформление, выдача и приостановление действия экспортных и импортных документов (лицензий и раз-

 

      

      решений), предусмотренных нормативными правовыми  актами РФ:

  • Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела;
  • уполномоченные Минэкономразвития России в субъектах и отдельных регионах Федерации (федеральных округах и крупных промышленных центрах).

      Вышеуказанные структуры наделены полномочиями на выдачу лицензий в отношении всех лицензируемых товаров либо за исключением отдельных видов.

      Так, например, лицензии на вывоз опасных  отходов, а также отходов, содержащих драгоценные металлы, выдаются только Уполномоченным Минэкономразвития по Центральному району, а на экспорт и импорт наркотических средств - Департаментом государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России.

      Образцы подписей и печатей уполномоченных лиц Минэкономразвития доводятся до таможенных органов ФТС России.

Информация о работе Лицензирование и квотирование в сфере внешней торговли товарами. Национальная система экспортного контроля