Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 02:09, доклад
Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Открытость экономики обеспечивает странам такие положительные эффекты, как углубление специализации, рост производительности и эффективности труда, распространение мирового опыта через систему международных отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый на мировом рынке, и в конечном счете - рост благосостояния населения страны.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И КВОТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ. НАЦИОНАЛЬНАЯ
СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Открытость экономики обеспечивает странам такие положительные эффекты, как углубление специализации, рост производительности и эффективности труда, распространение мирового опыта через систему международных отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый на мировом рынке, и в конечном счете - рост благосостояния населения страны.
Тем не менее несмотря на все выгоды свободной торговли практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, применяя ее государственное регулирование.
Право
на перемещение товаров и
В мировой практике отношение к использованию запретов и ограничений во внешней торговле достаточно противоречиво. С одной стороны, Всемирная торговая организация официально ставит задачу максимально возможного упразднения таких мер и перехода исключительно к тарифным мерам; с другой стороны, практически все страны мира используют различные формы нетарифного регулирования внешней торговли.
Некоторые
запреты и ограничения
Запреты и ограничения - меры, применяемые уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ при ввозе товаров исходя из национальных интересов, включающих охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды в целом и невосполнимых природных ресурсов в частности, обеспечение национальной безопасности, выполнение международных обязательств РФ, а также меры, применяемые в отношении ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию РФ товаров, не соответствующих техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитоса-нитарным и экологическим стандартам и требованиям либо не имеющих сертификата, маркировки или знаков соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ, либо запрещенных к использованию как опасные потребительские товары, либо имеющих дефекты, представляющие опасность для потребителя.
В соответствии с Таможенным кодексом РФ товары, запрещенные в соответствии с законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории РФ, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами.
Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории РФ.
Товары, ограниченные к ввозу/вывозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу/вывозу (а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, — выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Общее
руководство
При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
Применение
нетарифных методов государственного
регулирования международной
1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И КВОТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее - лицензирование) представляет собой:
Лицензия - это официальный документ, разрешение, выдаваемое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на осуществление экспортных или импортных операций в отношении определенных товаров в течение установленного срока. Лицензирование устанавливается в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
4) выполнение Россией международных обязательств.
Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в вышеназванных случаях является лицензия, выдаваемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами России.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.
Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий.
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» утверждено Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ (далее — Положение).
Положение определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Действие Положения распространяется на всех российских участников внешнеторговой деятельности, но не распространяется на лицензирование ввоза / вывоза продукции военного назначения. Порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям, и процедура выдачи лицензий на такие товары утверждены Указом Президента России от 01.12.2000 г. № 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
Перечни
лицензируемых товаров
Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» разработка предложений, касающихся торговой политики РФ, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, которые Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Правительством определены федеральные органы исполнительной власти, наделенные правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в виде лицензирования, т.е. уполномоченные выдавать лицензии на ввоз/вывоз отдельных товаров в сфере внешней торговли.
4. Федеральная
налоговая служба (не рассматривается).
Порядок выдачи лицензий каждым из вышеуказанных
ведомств
отличается, поэтому необходимо определить порядок выдачи лицензий по каждому ведомству отдельно.
Выдача лицензий Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития России от 25.06.2004 г. № 180 «Об оформлении экспортных и импортных документов» определены структуры, которыми в установленном порядке осуществляются оформление, выдача и приостановление действия экспортных и импортных документов (лицензий и раз-
решений), предусмотренных нормативными правовыми актами РФ:
Вышеуказанные структуры наделены полномочиями на выдачу лицензий в отношении всех лицензируемых товаров либо за исключением отдельных видов.
Так, например, лицензии на вывоз опасных отходов, а также отходов, содержащих драгоценные металлы, выдаются только Уполномоченным Минэкономразвития по Центральному району, а на экспорт и импорт наркотических средств - Департаментом государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития России.
Образцы подписей и печатей уполномоченных лиц Минэкономразвития доводятся до таможенных органов ФТС России.