Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:24, реферат
Происхождение института пошлин уходит далеко вглубь веков истории человечества. Доподлинно известно, что в Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся городами, государствами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространены были именно пошлины за въезд и передвижение по стране (городу, княжеству), а также сборы с торговцев (которые наиболее часто оказывались путешественниками в то время).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
технологий
механики и оптики».
Институт
международного бизнеса и права
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Государственное регулирование ВЭД».
На тему:
«История и классификация пошлин»
Выполнили: Студенты 3-ого курса очной
Формы обучения
ИМБИП, группа 3442
Проверила: __________________
____________________________
Оценка:_____________________
Подпись:____________________
«
_ » _______________ 2011г.
Санкт-Петербург
2011
Пошлиной в современном смысле слова называется любой государственный сбор, уплачиваемый за исполнение определенных функций. Однако, так было не всегда. Этимологически первично значение, производное от глагола «пойти»: собственно, слово «пошлина», по-видимому некогда означало «то, что пошло с товара». А первыми пошлинами были именно таможенные сборы.
Происхождение
института пошлин уходит далеко вглубь
веков истории человечества. Доподлинно
известно, что в Средние века пошлинами
назывались сборы, взимавшиеся городами,
государствами и феодалами за
пользование дорогами и мостами,
а также за ведение судебных процессов,
охрану порядка и выполнение других
функций. Но наиболее распространены были
именно пошлины за въезд и передвижение
по стране (городу, княжеству), а также
сборы с торговцев (которые наиболее
часто оказывались
Изначально сбор денег за передвижение и торговлю не был делом государства. Эта практика сложилась задолго до появления первых централизованных государств современного типа. Инициаторами ее были местные сообщества (племена, роды), предоставлявшие путешественникам возможности мирно проехать по их земле (или проплыть по рекам), использовать переправы, мосты, защиту проезда по своей земле и постоялые дворы. Подобная традиция, согласно древнейшим текстам разных народов, существовала и в крупных поселениях, где взималась пошлина за въезд. Во многом зарождение пошлинных сборов было стихийным, чем-то сродни рыночному процессу: повсеместно сложились одинаковые «договорные» отношения между местными сообществами (имеющими свою «инфраструктуру») и странниками. Все знали, что за добрый прием в чужой стране надо платить.
Но
каким образом появились
Постепенно
государства расширяли свои полномочия
и подчиняли себе местные сообщества,
возлагая на себя их функции. К XVII веку
(после Вестфальского мира 1648 года)
сложились национальные государства
в современном смысле слова, неотъемлемой
характеристикой которых
Наглядной
иллюстрацией этой закономерности служит
такое явление как «мыт», от которого
пошло название «мытарей», то есть сборщиков
налогов (кстати, в христианстве считающихся
обреченными на преисподнюю грешниками).
Так вот, мыт - это древнерусский
аналог таможенных пошлин, изначально
являвшийся всего лишь местом, где
останавливались возы и лодки. Но
уже с XII века мыт описывается
в летописях и других документах
как государственный фискальный
механизм, а с XVI века он был переименован
в «замыт» («вместо мыта») и практиковался
для взимания сборов при провозе
товаров через заставы у
Практика
взимания таможенных пошлин – это
более завуалированный и
С другой стороны, столь же интересна история беспошлинной свободной торговли. Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. Бурный экономический рост наблюдался в так называемых «свободных городах» - Новгороде, Пскове, Смоленске и других. Иностранные товары туда ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей.
Например,
сохранившееся письменное соглашение
Пскова с Дерптом от 1474 года налагало
на купцов обеих сторон гарантии «чистого
пути», то есть свободной торговли в
городах, заключивших договор, а
также возможности провоза
Господин
Великий Новгород, будучи всего лишь
молодым городом на севере Руси,
благодаря своей торговой специализации
и открытой таможенной политике возвысился
до одного из экономических и культурных
центров Руси, пережил фактическое
падение своего основного конкурента
в лице Киевского княжества, сохранил
независимость при
Московские же цари пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы и пошлины на иностранные товары. Так, по таможенной грамоте 1571 г. с жителей Новгорода (к этому времени уже включенного в состав централизованного государства) брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, а с иноземцев 7%.
В
период царствования Михаила Романова
пошлины еще более
Политика централизации, однако, не привела к исчезновению внутренних таможенных препонов на пути торговли. Лишь в 1654 году была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Тем не менее, в пользу государственной казны внутренние таможенные сборы продолжали взиматься в ряде регионов, вплоть до конца XIX века. Так, например, «уральский передел» защищал землевладельцев из европейской части России от конкуренции с сибирским крестьянством в производстве зерна.
Становление
централизованного
Однако
история таможенных пошлин в России
вовсе не уникальна. Подобные процессы
шли в Новое время практически
во всех странах мира. Очень колоритна
в этом отношении Австрийская
империя (позже Австро-Венгрия), чья
таможенная политика задерживала экономический
прогресс, просто потому что барьер
из высоких ввозных пошлин, введенных
для пополнения казны, лишал фабрикантов
необходимого заграничного сырья и
способствовал чудовищному
Противоположным примером может служить эпизод истории развития итальянских торговых республик – Венеции и Генуи. Являясь крошечными по территории и численности населения (в лучшие годы метрополия Венеции насчитывала всего лишь 110 тысяч человек), они, благодаря политике поощрения торговли, были гегемонами в Южной Европе, контролировали Средиземное и Чёрное моря на протяжении многих веков.
Не
менее интересна судьба Ганзейского
союза. Объединяя в себе от 80 до 200
городов Северной Европы, Ганза, благодаря
единому беспошлинному
Можно
с уверенностью сказать, что развитие
системы таможенных пошлин оказало
(и оказывает до сих пор) сильное
влияние на мировую экономическую
и политическую историю. Вполне вероятно,
что мы могли бы избежать многих
бедствий, если бы этих пошлин не было.
Но, с другой стороны, трудно найти
более полезный материал для размышления
о том, какие последствия имеет
государственное регулирование.
Классификация пошлин
По способу взимания:
- адвалорные
– начисляются в процентах
к таможенной стоимости
- специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.
Адвалорные
пошлины применяются обычно при
обложении товаров, которые имеют
различные качественные характеристики
в рамках одной товарной группы.
По адвалорным ставкам обычно облагаются
сырье, продовольствие, по специфическим
ставкам – готовые изделия. Сильная
сторона адвалорных пошлин – они
поддерживают одинаковый уровень защиты
внутреннего рынка независимо от
колебания цен на товар. Колебания
лишь отражаются на доходах бюджета.
С увеличением цен доходы бюджета
возрастают, а с понижением –
уменьшаются. Слабой стороной адвалорных
пошлин является то, что, применение адвалорных
таможенных пошлин связано с необходимостью
определения таможенной стоимости
товара для целей обложения пошлиной.
Так как факторов, которые влияют
на колебание цены, достаточно много
(обменный курс, процентная ставка и
др.), имеет место субъективная оценка
таможенной стоимости, а следовательно,
появляется возможность для