История и классификация пошлин

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:24, реферат

Краткое описание

Происхождение института пошлин уходит далеко вглубь веков истории человечества. Доподлинно известно, что в Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся городами, государствами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространены были именно пошлины за въезд и передвижение по стране (городу, княжеству), а также сборы с торговцев (которые наиболее часто оказывались путешественниками в то время).

Файлы: 1 файл

История развития и классификация пошлин.docx

— 27.18 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет информационных

технологий  механики и оптики». 
 

Институт  международного бизнеса и права 
 

РЕФЕРАТ 

По дисциплине: «Государственное регулирование ВЭД».

На тему: «История и классификация пошлин» 
 

Выполнили: Студенты 3-ого курса очной

Формы обучения ИМБИП, группа 3442 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Проверила: __________________

                  ____________________________

                  Оценка:_____________________

                  Подпись:____________________

                  «      _  » _______________ 2011г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург

2011

 

      Пошлиной  в современном смысле слова называется любой государственный сбор, уплачиваемый за исполнение определенных функций. Однако, так было не всегда. Этимологически первично значение, производное от глагола «пойти»: собственно, слово  «пошлина», по-видимому некогда означало «то, что пошло с товара». А  первыми пошлинами были именно таможенные сборы.

      Происхождение института пошлин уходит далеко вглубь веков истории человечества. Доподлинно известно, что в Средние века пошлинами  назывались сборы, взимавшиеся городами, государствами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространены были именно пошлины за въезд и передвижение по стране (городу, княжеству), а также  сборы с торговцев (которые наиболее часто оказывались путешественниками  в то время).

      Изначально  сбор денег за передвижение и торговлю не был делом государства. Эта  практика сложилась задолго до появления  первых централизованных государств современного типа. Инициаторами ее были местные  сообщества (племена, роды), предоставлявшие  путешественникам возможности мирно  проехать по их земле (или проплыть по рекам), использовать переправы, мосты, защиту проезда по своей земле  и постоялые дворы. Подобная традиция, согласно древнейшим текстам разных народов, существовала и в крупных  поселениях, где взималась пошлина  за въезд. Во многом зарождение пошлинных  сборов было стихийным, чем-то сродни рыночному  процессу: повсеместно сложились  одинаковые «договорные» отношения  между местными сообществами (имеющими свою «инфраструктуру») и странниками. Все знали, что за добрый прием  в чужой стране надо платить.

      Но  каким образом появились государственные  пошлины? Первые государства были мало отличимы от военной дружины, сплоченной вокруг лидера. Поэтому, начальный период развития любого государства наполнен войнами. Дело в том, что источником дохода военной дружины служили трофеи, а также дань и прямой грабеж, которым подвергались побеждённые народы. Формировать свою казну за счёт пошлинных сборов с торговцев в те далекие времена было невозможно в силу неразвитости экономики и технических средств. Объемы торговли были невелики, границы очень условны, а «запереть их на замок» ни у кого не хватило бы средств и сил.

      Постепенно  государства расширяли свои полномочия и подчиняли себе местные сообщества, возлагая на себя их функции. К XVII веку (после Вестфальского мира 1648 года) сложились национальные государства  в современном смысле слова, неотъемлемой характеристикой которых является суверенитет в собственных границах. А там где граница, есть и таможня. С тех пор как пошлины стали  собираться в пользу государственной  казны, они перестали быть «квазирыночным» явлением и перестали подчиняться рыночной логике договора. Современные пошлины совершенно справедливо рассматриваются как явление регулирования, вмешательства в экономику.

      Наглядной иллюстрацией этой закономерности служит такое явление как «мыт», от которого пошло название «мытарей», то есть сборщиков  налогов (кстати, в христианстве считающихся  обреченными на преисподнюю грешниками). Так вот, мыт - это древнерусский  аналог таможенных пошлин, изначально являвшийся всего лишь местом, где  останавливались возы и лодки. Но уже с XII века мыт описывается  в летописях и других документах как государственный фискальный механизм, а с XVI века он был переименован в «замыт» («вместо мыта») и практиковался  для взимания сборов при провозе  товаров через заставы у городов  и крупных селений. Позже он был  упразднён Торговым уставом 1653 года, но ещё сто лет так называлась пятипроцентная пошлина, вжимавшаяся в Москве и Нижнем Новгороде с товаров (кроме хлеба) на так называемых мытных дворах. То есть, государство использовало в целях наполнения казны явление, сложившееся ранее как механизм предоставления услуг торговым людям. В этом контексте очень показательна также этимология слова «таможня», происходящего от тюркского слова «тамъга», означавшего «клеймо», «печать». Буквально таможня появилась как «место, где ставили печать» (при сборе пошлины для провоза товара) — бюрократическая инстанция, учрежденная в Золотой Орде и перенятая русскими князьями — ордынскими вассалами. И она, конечно, не имеет ничего общего с рыночными отношениями.

      Практика  взимания таможенных пошлин – это  более завуалированный и аккуратный метод наполнения казны (и личного  обогащения государя), нежели прямая дань. Правители всех времен и народов  прекрасно это понимали. Еще недавно  по историческим меркам практиковались внутренние таможенные сборы. Во множестве  европейских и российских городов  и крупных сёл, на основных трактах  вплоть до XIX века заставы собирали деньги с купцов за возможность проезда  и торговли. Некоторые из указанных  сборов, называемые “большой тамгой”  и уплачивались на границе. Однако, ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Никакой  осмысленной таможенной политики веками не существовало. Просто целью таможни  не была политика (например, идеи защиты «интересов отечественного производителя»). Таможня зародилась как инструмент получения дохода. Так, при Петре I в России была учреждена особая должность «прибыльщика», в обязанности которого входило, по живописному выражению современников, «сидеть и чинить прибыли государю», выдумывая всё новые сборы.

      С другой стороны, столь же интересна  история беспошлинной свободной  торговли. Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. Бурный экономический  рост наблюдался в так называемых «свободных городах» - Новгороде, Пскове, Смоленске и других. Иностранные  товары туда ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей.

      Например, сохранившееся письменное соглашение Пскова с Дерптом от 1474 года налагало на купцов обеих сторон гарантии «чистого пути», то есть свободной торговли в  городах, заключивших договор, а  также возможности провоза товаров. По данному договору были отменены таможенные пошлины: «колоды» (шлагбаумы), было решено ликвидировать, а «гостинец» (пошлины) не брать. Договор был необычайно выгоден для Пскова, потому что  предоставлял псковским купцам право  розничной и гостевой торговли в  Дерпте и других городах, принадлежавших дерптскому епископу – подобная политика в период псковской независимости сделала город одним из крупнейших торговых и ремесленных центров Руси.

      Господин  Великий Новгород, будучи всего лишь молодым городом на севере Руси, благодаря своей торговой специализации  и открытой таможенной политике возвысился до одного из экономических и культурных центров Руси, пережил фактическое  падение своего основного конкурента в лице Киевского княжества, сохранил независимость при всепоглощающем татаро-монгольском нашествии и  стал одним из последних русских  городов, утратившим окончательно свой суверенитет лишь к концу 15 века, под давлением армий Ивана III.

      Московские  же цари пытались в фискальных целях  упорядочить таможенные сборы и  пошлины на иностранные товары. Так, по таможенной грамоте 1571 г. с жителей  Новгорода (к этому времени уже  включенного в состав централизованного  государства) брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, а с иноземцев 7%.

      В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары государство объявило заповедными  и запретило торговать ими  частным лицам, сосредоточив в своих  руках всю выгоду от монопольной  международной торговли.

      Политика  централизации, однако, не привела к  исчезновению внутренних таможенных препонов на пути торговли. Лишь в 1654 году была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Тем не менее, в пользу государственной казны внутренние таможенные сборы продолжали взиматься в ряде регионов, вплоть до конца XIX века. Так, например, «уральский передел» защищал землевладельцев из европейской части России от конкуренции с сибирским крестьянством в производстве зерна.

      Становление централизованного национального  государства с собственной таможенной системой оказало очень противоречивое влияние на международные торговые связи России. Иван III в 1494 году положил  конец взаимоотношением Руси и Ганзейского  союза, закрыв их конторы и арестовав  купцов. Все последующие цари и  императоры так же активно ограничивали внешнюю торговлю, реализуя общепринятую для того периода политику меркантилизма  и протекционизма. Екатерина II активно  повышала импортные и экспортные пошлины, доведя таковые до 200% и 23% соответственно. Последствия этой политики не заставили  себя долго ждать – масштабная крестьянская война, ряд финансовых кризисов, государственный внешний  долг, превысивший 200 миллионов серебряных рублей к концу эпохи её правления, являются тёмной стороной эпохи «просвещенного абсолютизма».

      Однако  история таможенных пошлин в России вовсе не уникальна. Подобные процессы шли в Новое время практически  во всех странах мира. Очень колоритна  в этом отношении Австрийская  империя (позже Австро-Венгрия), чья  таможенная политика задерживала экономический  прогресс, просто потому что барьер из высоких ввозных пошлин, введенных  для пополнения казны, лишал фабрикантов  необходимого заграничного сырья и  способствовал чудовищному развитию контрабанды. Австрийская империя  не вошла в созданный Пруссией таможенный союз из опасений конкуренции  со стороны германской промышленности, но это обрубило деловые связи  с соседними южногерманскими государствам и лишь усугубило экономическую отсталость. Австро-Венгрия, несмотря на свои масштабы и положение, оказалась подобна допотопному динозавру, не сумевшему проявить конкурентоспособность, и погибшему при первой возможности, предварительно втянув Европу в Первую мировую войну.

      Противоположным примером может служить эпизод истории  развития итальянских торговых республик  – Венеции и Генуи. Являясь  крошечными по территории и численности  населения (в лучшие годы метрополия Венеции насчитывала всего лишь 110 тысяч человек), они, благодаря  политике поощрения торговли, были гегемонами в Южной Европе, контролировали Средиземное и Чёрное моря на протяжении многих веков.

      Не  менее интересна судьба Ганзейского  союза. Объединяя в себе от 80 до 200 городов Северной Европы, Ганза, благодаря  единому беспошлинному пространству, несколько веков была локомотивом  экономического и культурного развития Германии, Дании, Швеции, Польши и других стран. Гегемоном северной Европы, стягивая соседние регионы в единое экономическое  и культурное пространство и отбивая  протекционистские и просто захватнические нападки королей и царей по всему периметру своего расположения и усаживая на престолы угодных ганзейским купцам монархов, не покушавшихся на их свободу торговли.

      Можно с уверенностью сказать, что развитие системы таможенных пошлин оказало (и оказывает до сих пор) сильное  влияние на мировую экономическую  и политическую историю. Вполне вероятно, что мы могли бы избежать многих бедствий, если бы этих пошлин не было. Но, с другой стороны, трудно найти  более полезный материал для размышления  о том, какие последствия имеет  государственное регулирование. 

Классификация пошлин

По  способу взимания:

- адвалорные  – начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых  товаров;

- специфические  – начисляются в установленном  размере за единицу облагаемых  товаров;

- комбинированные  – сочетают оба названных вида  таможенного обложения.

Адвалорные  пошлины применяются обычно при  обложении товаров, которые имеют  различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. По адвалорным ставкам обычно облагаются сырье, продовольствие, по специфическим  ставкам – готовые изделия. Сильная  сторона адвалорных пошлин – они  поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар. Колебания  лишь отражаются на доходах бюджета. С увеличением цен доходы бюджета  возрастают, а с понижением –  уменьшаются. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что, применение адвалорных таможенных пошлин связано с необходимостью определения таможенной стоимости  товара для целей обложения пошлиной. Так как факторов, которые влияют на колебание цены, достаточно много (обменный курс, процентная ставка и  др.), имеет место субъективная оценка таможенной стоимости, а следовательно, появляется возможность для злоупотреблений.

Информация о работе История и классификация пошлин