Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:47, реферат
Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших.
Раздел антропологии - расоведение - обобщает данные по изучению антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом, т. е. по образованию и распространению рас на Земле; рассматривает проблемы классификации рас, их происхождения, расселения по земному шару, развития и взаимодействия в связи с конкретной историей человеческих популяций, опираясь на данные морфологии и физиологии, генетики и молекулярной биологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 4
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РАСА» 4
1.2 РАСА И НАЦИЯ 5
2 ИСТОРИЯ КЛАССИФИКАЦИЙ 8
2.1 ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ РАСОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ (XVII—XVIII ВЕКОВ) 8
2.2 РАСОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ XIX ВЕКА 8
2.3 РАСОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ XX ВЕКА 10
2.3.1 Типологические классификации 10
2.3.2 Популяционные классификации. 12
3 СОВРЕМЕННЫЙ РАСИЗМ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших.
Раздел антропологии - расоведение - обобщает данные по изучению антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом, т. е. по образованию и распространению рас на Земле; рассматривает проблемы классификации рас, их происхождения, расселения по земному шару, развития и взаимодействия в связи с конкретной историей человеческих популяций, опираясь на данные морфологии и физиологии, генетики и молекулярной биологии. Основными проблемами этого раздела являются история формирования рас, взаимоотношения между ними на разных этапах исторического развития, раскрытие причин и механизмов расовой дифференциации.
Сравнительное изучение человеческих рас весьма важно для разрешения проблемы происхождения человека современного вида и в первую очередь для разрешения вопроса о том, в одном или в нескольких местах возник человеческий род. Различия во внешности людей разных географических областей отмечались всегда. О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Наиболее древние тому свидетельства мы находим на фресках и барельефах древнего Междуречья и Египта и многих других. Одной из задач расоведения является поиск единой системы описания этого разнообразия - мы хотим видеть объективную научную картину сходства и различия расовых вариантов безотносительно к тому, живем ли мы в Европе, Америке, Азии или Африке, знать причины этого сходства и различия.
Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «ras» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.
Расы существуют преимущественно в социальном смысле и представляют собой одну из форм социальной классификации, которая используется в том или ином обществе. Однако в биологическом смысле четкого подразделения на расы не существует. Антропология не отрицает существования отчетливого морфологического и генетического разнообразия человечества. Разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду различные понятия. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. приводят несколько определений:
Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом (Рогинский, Левин, 1978).
Раса — это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой (Залер, 1931).Раса — это группа людей, имеющая общие физические черты (Кун, 1939).
Раса
– это большая популяция
Суть
понятия, во всех этих определениях остается
неизменной. Термин определяет единицу
внутривидовой структуры
Расы отличаются друг от друга физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека. Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды.
Таким образом, расы - это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.
Учитывая отсутствие прямой связи между биологическими и социальными признаками, стоит ясно различать разные способы классификации человеческих групп.
Этнос определяется как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознание), фиксированном в самоназвании.
Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований, территории, языка, культуры. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).
Понятию
этноса соответствует ряд: племя
– народность – нация. Нации возникли
из народностей с развитием
Нация - этническая категория более высокого ранга, чем народ, обычно включает несколько народов. Объединение людей на основе единых стандартов литературного языка, школы и средств массовой информации. Иногда рассматривается как сугубо политическая категория (объединение).
Нередко между понятием "нация" и понятиями "народ", "этнос" ставят знак равенства. В действительности же этнос и нация - явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей. Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.
Различаются между собой понятия «нация» и «раса». Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, культуры, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом. Национальные характеристики не бывают неизменными. По этой причине они не наследуются и не могут являться признаком расы.
Таким образом, следует различать понятия расы и нации. Первая относится к категоризации, т.е. внешнему определению, и связана с процессами исключения, тогда как этничность имеет дело с групповой идентификацией. При этом членство в этнической группе является обычно добровольным, а членство в расовой группе – нет.
О
существовании рас люди знали
еще до нашей эры. Тогда же были
предприняты и первые попытки, объяснить
их происхождение. Однако, первые научные
классификации появились
Сходную классификацию предлагал Карл Линней, в классификации которого четвертой была не лапоноидная, а американоидная раса (индейцы). Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки - флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.
В
похожих классификациях Ж. Бюффона
и И. Блюменбаха дополнительно выделялись
южноазиатская (или малайская) раса
и эфиопская раса. Впервые было
высказано предположение о
В
последующем расовые
Знаменитый французский естествоиспытатель и натуралист Жорж Кювье (1800 г.) разделял людей на три расы по цвету кожи:
кавказская раса, монгольская раса, эфиопская раса.
Французский учёный Жан-Жозеф Вирей в начале XIX в. разделил человечество на две большие группы, которые потом делятся на племена: белая раса (белое племя, смугловатое племя, медно-красное племя), чёрная раса (тёмно-смуглое племя (индийцы и малайцы), чёрное племя (негры и кафры), смугло-чёрное племя (готтентоты и папуасы).
Французский
физиолог Луи-Антуан Демулен в 1825 г.
предложил классификацию
Французский учёный Жан-Батист Бори де Сен-Венсан в своем сочинении 1827 г. выделял 15 разновидностей человеческого рода. Французский зоолог Андре-Мари Дюмериль в своей книге Elemens des sciences naturelles (1830) делит человечество на пять рас: кавказскую, или арабо-европейскую; гиперборейскую; монгольскую; негрскую; американскую.
Шведский анатом А. Ретциус ввёл в антропологию термин «черепной указатель», и его четыре расы (1844 г.) различались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю. Это были долихоцефалы и брахицефалы, которые, в свою очередь, подразделялись на прогнатных и ортогнатных. К пятичленной схеме приходит английский зоолог и анатом Т. Гексли (1870), разделивший европейскую группу на две: светло- и темнопигментированную (ксантохроев и меланохроев); наряду с меланодермным (чернокожим) и лейкодермным (желтокожим) самостоятельное положение в системе рас отведено австралийскому типу. П. Топинар (1885 г.) выделял три большие расы по пигментации, но определял дополнительно к пигментации ширину носа: светлокожая, узконосая раса (европеоидная); желтокожая, среднешироконосая раса (монголоидная); чернокожая, широконосая раса (негроидная). Он также выделил 19 малых рас
Французский антрополог и зоолог Ж. де Катрфаж (1893) классифицифровал человечество следующим образом: негритянский ствол (индо-меланезийская ветвь, австралийская ветвь, африканская ветвь); жёлтый ствол (сибирская ветвь, тибетская ветвь, индокитайская ветвь, американская, (эскимосо-бразильская) ветвь); белый ствол (аллофильская ветвь (айны, кавказцы, индонезийцы и т. п.), финская ветвь, семитская ветвь, арийская ветвь); смешанные расы(океанийская (японцы, полинезийцы, малайцы), американская (индейцы Северной, Центральной и Южной Америки).