Характер и направленность таможенной политики Советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:51, реферат

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере Советского государства - предшественника Российской Федерации.

Оглавление

Введение.
I. Начальный этап развития таможенного дела в СССР.
II. Таможенное законодательство СССР в 20-е годы.
I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства.
I.2. Организация таможенных учреждений.
III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.
IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

история таможенного дела и таможенной политике россии.docx

— 46.75 Кб (Скачать)

    

   Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к  новым фор­мам управления внешней  торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за недостаточно ра­дикальной и последовательной реформы внутреннего хозяй­ства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юриди­чески закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции, связан­ные с институтом таможенно-тарифного регулирования.

    

   В-третьих, отсутствовала законодательная  база для пере­стройки системы управления таможенным делом. Таможен­ный кодекс 1964 г., принятый по стандартам командно-бюро­кратической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым министерствами и ведомствами подзаконным актам.

    

   Развитие  таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса  и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров  СССР и ведомственны­ми актами. Общее руководство таможенными вопросами осу­ществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял также основные на­правления дальнейшего развития таможенной системы.

    

   Координацией  деятельности таможенного ведомства  с другими управленческими структурами, а также непосред­ственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

    

   Во  главе таможенной системы стояло Главное управле­ние государственного таможенного контроля при совете Ми­нистров СССР — центральный таможенный орган. Положе­ние о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775 (2), определяло функции и по­рядок его деятельности. ГУГТК отвечало за таможенный кон­троль, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа. ГУГТК был обязан: разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию государственного таможенного контроля; устанавливать в соответствии с Таможенным ко­дексом и иными актами законодательства порядок пропуска через государственную границу предметов, их декларирова­ния и досмотра, личного досмотра лиц, следующих через го­сударственную границу, порядок совершения иных таможен­ных операций; разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; участвовать в разработке таможенного тарифа на товары; ут­верждать ставки таможенных пошлин на предметы личного потребления. ГУГТК имело право: участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе пунк­тов пропуска, через которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом опера­ций по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения в установленном порядке и др.

    

   Основными структурными единицами ГУГТК при  СМ СССР были управления и отделы. В составе центрального аппарата действовали: Управление организации таможенно­го контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нару­шениями таможенных правил, Техническое управление, Уп­равление кадров и учебных заведений, Управление таможен­ного права, Управление таможенной политики и внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за пе­чатными и аудиовизуальными материалами. ГУГТК имел и множество административно-хозяйственных подразделений (Управление делами, Управление материально-техническо­го снабжения и социального развития, Управление эксплуа­тации контрольно-пропускных пунктов). Такая сложная ор­ганизация центрального аппарата явилась результатом оп­ределенного структурного развития. Например, Отдел тамо­женного права и международных связей был преобразован в Управление таможенного права и международного сотруд­ничества, из которого затем выделились два самостоятель­ных управления — Управление таможенного права и Управ­ление таможенной политики и внешних связей. Введение в практику таможенного контроля новых современных техни­ческих средств обусловило появление Технического управ­ления. В связи с созданием в системе ГУГТК собственной учебной базы вместо отдела кадров (как было в ГТУ МВТ) в его структуре стало действовать Управление кадров и учеб­ных заведений.

    

   В целом  компетенция каждого из управлений носила комплексный характер. Полномочия одного управления тес­но переплетались с полномочиями других. Так, Управление таможенного права в большей степени, чем другие управле­ния, несло ответственность за подготовку проектов между­народных соглашений по таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с контрабандой в силу своей компетентности в указанных во­просах во многом могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой сфере.

    

   Наряду  с функциональным определенное значение в де­ятельности структурных подразделений ГУГТК имел и тер­риториальный принцип. На его основе происходило, напри­мер, распределение обязанностей в организационно-инспек­торском секторе Управления организации таможенного кон­троля, каждый сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определен­ном участке территории СССР.

    

   Статус  таможен определялся рядом актов. Основным нор­мативным актом, регулирующим деятельность местных тамо­женных учреждений, являлось Положение о таможнях и та­моженных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сен­тября 1982 г. В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля за грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борь­бе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.

    

   Таможни и таможенные посты по их дислокации дели­лись на пограничные и внутренние. По специфике деятель­ности местные таможенные учреждения можно было под­разделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэ­тому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например, Иркутская и Керчен­ская таможни вообще не имели таможенных постов. В соста­ве Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовали пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).

    

   Увеличение  числа международных перевозок  и рост объе­ма международного пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа местных таможен­ных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число та­можен увеличилось с 87 до 95.

    

   В это  время ясно наметился переход  от чисто террито­риального принципа построения местных таможенных уч­реждений к созданию сети таможен по федеративному прин­ципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тби­лисская таможня была преобразована в Грузинскую респуб­ликанскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азер­байджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учрежда­лись республиканские таможни. Интересно, что в республи­канскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем.

    

   В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные опе­рации. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить местные таможен­ные учреждения от существенного объема работ по офор­млению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредствен­но в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организа­ция) могли вызвать за свой счет сотрудника таможни, обра­титься в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного тамо­женного уполномоченного.

    

   Порядок создания досмотровых комиссий и  назначения таможенных уполномоченных был утвержден приказом ГУГТК  от 29 января 1988 г. (2). Досмотровые комиссии создава­лись на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями тамо­женных органов на тех предприятиях, которые осуществля­ли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были официальными представителями органов таможенного кон­троля на местах и вместе с таможнями и таможенными по­стами входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако, практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 г. уже не предус­матривал возможности их создания.

    

   Логическое  завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса  и Закона СССР "О та­моженном тарифе".

    

   Таможенный  кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного  управления. Предусматривалось создание двух координационных органов —  Таможенно-та­рифного совета и Координационного совета по борьбе с меж­дународным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных орга­нов: центральный таможенный орган — региональные тамо­женные управления — таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный коми­тет.(5) Существенно изменились его функции, ориентирован­ные в значительной мере на экономическую модель регули­рования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Та­моженный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., не­смотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управ­ления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств та­моженного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь по­казывала неизбежность перехода к более современным, гиб­ким и динамичным методам внешнеэкономического сотруд­ничества и таможенного регулирования.

    

   Несмотря  на известный радикализм законодательных  актов нового Таможенного кодекса  и Закона СССР "О та­моженном тарифе", создать принципиально новую тамо­женную систему на практике так и не удалось.

    

   Формирова­ние национальных таможенных служб в России и других го­сударствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

    

   Заключение.

    

   Заканчивая  анализ развития таможенного законодатель­ства в послереволюционной России и СССР, и анализируя возможность применения предшествующего опыта развития таможенной системы в СССР, следует отметить сле­дующие позиции:

    

   Первое. Несмотря на ограниченность историческими  рам­ками (1917 - 1991 гг.), непоследовательность и противоречивость, предшест­вующий опыт создания и функционирования таможенной службы представляет теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможен­ной системы, которая, несомненно, будет развиваться и далее.

    

   Второе. В процессе работы над Таможенным кодексом Российской Федерации были учтены и по возможности исполь­зованы предыдущий опыт при подготовке основополагающих таможенно-правовых актов, прежде всего актов о статусе таможенных органов разных уровней, особенно при опреде­лении их структуры и компетенции.

    

   Третье. При разработке нового Тарифного  кодекса были приняты во внимание опыт систематизации и кодификации  таможенно­го законодательства, главным образом при создании оптималь­ной модели таможенной службы и схемы управления тамо­женным делом. В дальнейшем желательно использовать и правовое регу­лирование этих вопросов в Таможенных кодексах 1964 и 1991 гг. Не стоит отрекаться от этих законодательных актов, видя в них лишь негативный административно-силовой дух и изоляционистскую направленность. Многие правовые ка­тегории, нормы и институты кодексов, такие, как понятие и содержание таможенного дела, определение таможенного тарифа, классификация таможенных пошлин, система тамо­женных органов, специфика таможенного контроля и ряд других, полезно будет проанализировать при подготовке но­вых правовых актов о задачах, функциях и основных полно­мочиях Государственного таможенного комитета Российской Федерации, региональных таможенных управлений и тамо­жен, а также таможенных постов, статус которых, как, впро­чем, и всей подсистемы местных таможенных органов, тре­бует совершенствования.

    

   В процессе формирования российской таможенной служ­бы и нового таможенного законодательства, находящегося на рассмотрении Государственной Думы, целесообразно учесть международный аспект организации и ведения тамо­женного дела. В частности, разумно применить к российским условиям правовой материал, содержащийся в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ), в Гармонизиро­ванной системе описания и кодирования товаров, почерпнуть все полезное и оригинальное, что содержится в правовом статусе Совета таможенного сотрудничества (СТО).

    

   Использованная  литература.

    

   1. Михайлов  Б.В. Таможенная система в первые  годы советской власти. Уч. Записки  МГИМО. - М.:1958

    

   2. Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие та­моженной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Го­сударство и право. 1992. № 10.

    

Информация о работе Характер и направленность таможенной политики Советского государства