Характер и направленность таможенной политики Советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:51, реферат

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере Советского государства - предшественника Российской Федерации.

Оглавление

Введение.
I. Начальный этап развития таможенного дела в СССР.
II. Таможенное законодательство СССР в 20-е годы.
I.1. Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства.
I.2. Организация таможенных учреждений.
III. Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы.
IV. Таможенная политика СССР в 80-е годы.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

история таможенного дела и таможенной политике россии.docx

— 46.75 Кб (Скачать)
 

   По  дисциплине "ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА И 

     
 

   ТАМОЖЕННОЙ  ПОЛИТИКИ РОССИИ" 

     
 

   на  тему: 

     
 

   "Характер  и направленность таможенной  политики Советского государства" 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: слушатель Дмитриев Д.В. 

     
 
 
 
 

   Москва 1998

    План. 

    

   Введение.             

   I. Начальный  этап развития таможенного дела  в СССР.        

   II. Таможенное  законодательство СССР в 20-е  годы.          

   I.1. Разработка  таможенно-тарифной политики Советского  государства.                       

   I.2. Организация  таможенных учреждений.                       

   III. Таможенное  законодательство Советского государства  в 30 - 60- е годы.                     

   IV. Таможенная  политика СССР в 80-е годы.        

   Заключение.  

   Использованная  литература.                 

   Введение.

    

   Международное экономическое сотрудничество —  объективный процесс развития многообразных  экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических  связей осуществляется международное  разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью  ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.

    

   Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями  является таможенная структура в  целом и таможенно-тарификационный  механизм, в частности.  

   Формирование  нового Российского государства  и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма  правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы.

    

    В  настоящее время в Российской  Федерации идет сложный и противоречивый  процесс становления таможенной  системы, которая создается на  базе мировых традиций и с  использованием отечественного  опыта, поэтому ей присущи одновременно  черты, характерные для предшествующей  таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере Советского государства - предшественника Российской Федерации.  

   В послереволюционной России и в дальнейшем - в Сою­зе ССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период — с октября 1917 г. и по 1991 г. — был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и про­должать совершенствовать современное российское таможен­ное право. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организаци­онная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они приспо­сабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними эко­номическими интересами и потребностями государства.

    

   I. Начальный  этап развития таможенного дела  в СССР.

    

   Ко  времени Октябрьской революции  таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможен­ным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году нахо­дился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможен­ная система в России практически была разрушена: большинство тамо­жен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сен­тябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образо­ван ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при под­держке Наркома финансов В. Р. Менжинского(1).

    

   Новая государственная власть, пришедшая  к управле­нию страной в результате Октябрьского переворота в Рос­сии, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монопо­лии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным ин­струментом регулирования внешней торговли. В период воен­ного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть тамо­женные учреждения (1). Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом.  

   Первым  нормативным актом советской  власти в области таможенных отношений  был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который  установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП.(5)

    

    В  начале 1918 г. возобновил работу  Департамент таможенных сборов  при Наркомате финансов. 29 мая  1918 г. СНК издал Декрет "О  разграничении прав Центральной  и местных Советских властей  по собиранию пошлин и о  регулировании деятель­ности местных таможенных учреждений". Обложение тамо­женной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение цент­ральной государственной власти (ст. 1 Декрета). Таможен­ные учреждения признавались органами центральной Совет­ской власти и управлялись Наркоматом по финансовым де­лам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональ­ные организации не могли вмешиваться в деятельность та­можен (ст. 4, 5 Декрета). Местные Советы имели право над­зора за деятельностью таможенных учреждений, не вмеши­ваясь при этом в распорядительную и административную части работы. Советы могли назначать при таможенных уч­реждениях комиссаров, которые не имели функций распо­рядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен (ст. 6, 7 Декрета). В целом этот Декрет был первым крупным актом о создании советских таможенных учреждений.

    

   Декретом  СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможен­ных сборов был переименован в Главное управление тамо­женного контроля, которое переходило в подчинение Нарко­мата торговли и промышленности (НКТиП), а последний, в со­ответствии с Декретом СНК от II июня 1920 г., был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли все функции в области управления тамо­женным делом. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало та­моженное дело как составную часть внешнеторговой деятель­ности. В соответствии с этим постановлением Главное тамо­женное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможен­ные округа стали органами НКВТ на территории СССР.

    

   12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения  и отпуска импортных и экспортных  това­ров", который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г.  

   II. Таможенное  законодательство СССР в 20-е  годы.

    

   В первые месяцы Советской власти, а затем  и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостного механизма  обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его  незна­чительность серьезно затрудняли использование таможенно­го тарифа как инструмента торговли Советской России с дру­гими государствами. С переходом к нэпу, с расширением внеш­ней торговли, предоставлением права самостоятельного выхо­да на мировой рынок хозяйственным и государственным орга­низациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль та­моженной службы в государственном управлении, практичес­ки "реанимировало" таможенные органы.

    

   I.1. Разработка  таможенно-тарифной политики Советского  государства.

    

   После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК  РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной  торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был ут­вержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. — первый советский тариф по вывозной торговле (2). В его компе­тенцию входили: составление новых и изменение старых спис­ков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам за­конов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имею­щих отношение к таможенно-тарифному делу.

    

   Правовой  статус ТТК уточнялся в Таможенном уставе 1924 г. и Таможенном кодексе 1928 г. Он являлся совещатель­но-координационным органом. Главные его задачи — не ис­полнительно-распорядительная деятельность, а согласование и выработка общей концепции таможенно-тарифной полити­ки. ТТК не имел права издавать нормативные акты самостоя­тельно. Все его решения утверждались в указанных выше органах управления. Довольно сложной была и сама процеду­ра принятия постановлений Комитета. Поскольку любой член ТТК мог опротестовать постановление, после чего следовало повторное рассмотрение вопроса, то фактически Комитет мог принять решение только на основе консенсуса. Особенность ТТК заключалась в том, что он координировал деятельность не только центральных органов управления, так или иначе связанных с внешней торговлей, но и органов управления дру­гих союзных республик, которые, имея в Комитете своих пред­ставителей, могли влиять на выработку тарифной политики. И все же участие союзных республик в деятельности Комите­та носило вспомогательный характер. Как уже отмечалось, представители кооперативных объединений республик имели лишь право совещательного голоса. Республиканские органы делегировали в Комитет своих представителей не в обяза­тельном порядке, а лишь по собственному усмотрению.

    

   Помимо  основного состава в ТТК входили  по одному пред­ставителю от Государственной плановой комиссии при СТО, от народных комиссариатов иностранных дел, путей сооб­щения, внутренней торговли, земледелия. По два представи­теля в Комитете имели НКВТ, НКФ, ВСНХ. С образованием СССР кооперативные объединения союзных республик мог­ли посылать на заседания Комитета по одному представите­лю с правом совещательного голоса. СНК союзных респуб­лик имели право делегировать в Комитет по одному пред­ставителю с правом решающего голоса. Все члены Комитета утверждались СНК.

    

   Таможенно-тарифный комитет в пределах своей компе­тенции принимал постановления, которые приобретали юри­дическую силу только после утверждения СНК. При рассмот­рении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу, ТТК вносил свои постановления на утверждение НКВТ. Союзные ведомства, имеющие в составе ТТК своих предста­вителей, могли обжаловать постановления Комитета в 7-днев­ный срок. СНК союзных республик имели право обжаловать постановления ТТК в течение 7 дней, но при этом должны были в течение последующих 14 дней представить письмен­ное обоснование своего протеста. Если постановление Комите­та было обжаловано, СНК СССР или НКВТ рассматривали его вторично. Утвержденное после этого постановление уже не подлежало обжалованию. ТТК не имел своего рабочего ап­парата, и формально его функции должен был выполнять ГТУ. Однако из анализа Положения о ГТУ (утверждено приказом НКВТ от 2 марта 1924 г.) видно, что функции рабочего аппарата ТТК выполняло не ГТУ в целом, а специально созданный для этого в его системе тарифный отдел, который разрабаты­вал и готовил материалы для установления новых и измене­ния старых тарифов, давал для ТТК заключения по проектам законов, международных договоров и конвенций.

    

   ТТК играл  важную роль в выработке таможенной поли­тики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссыл­ки на его решения. С переходом в начале 30-х годов к адми­нистративным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК зна­чительно снизилась. Де-юре этот орган прекратил свое су­ществование в 1964 г. Фактически же он перестал функцио­нировать гораздо раньше.

    

   I.2. Организация  таможенных учреждений.

    

   Декрет  СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное  положение о местных таможенных учреждениях, согласно ко­торому Наркомат внешней торговли составлял перечень тамо­женных округов по согласованию с Наркоматом финансов. На­чальники округов подчинялись исключительно НКВТ, а руко­водимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на та­можни первого, второго, третьего разрядов и таможенные пос­ты. В 1922 г. ГТУ объединяло 283 местных таможенных учреж­дения (134 таможни, 149 таможенных постов), входивших в со­став восьми округов — Петрозаводского, Западного, Украин­ского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатин­ского, Сибирского и двух участков — Петрозаводского и Крым­ского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек.

Информация о работе Характер и направленность таможенной политики Советского государства