Административные наказания и особенности их применения в таможенной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие административных наказаний и их особенностей.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и виды административной ответственности;
- рассмотреть административные наказания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности в таможенной сфере………………………………………………………………...6
1.1. Понятие, признаки, основание, субъекты административной
ответственности в таможенной сфере……………………………….6
1.2. Административные наказания и порядок их применения в
таможенной сфере…………………………………………………...14
Глава 2. Нарушения таможенных правил……………………………………...25
2.1 Нарушения таможенных правил как разновидность
административных правонарушений: понятие, субъекты…………..25
2.2 Классификация нарушений таможенных правил…………………….28
Глава 3. Основные направления совершенствования применения административной ответственности в таможенной сфере……………………34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Административные наказания и особенности их применения в там деле.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

    Одни  считают, что государственное осуждение, порицание - «это не один из элементов  юридической ответственности, а ... сама юридическая ответственность есть норма государственного осуждения, порицания». Поэтому административная ответственность трактуется широко - посредством административно-правовых отношений.

    Сторонником идеи «двухаспектной ответственности» в административном праве выступает Л.В. Коваль. Фактическое несение административной ответственности, по его мнению, проявляется в том, что правонарушителю, во-первых, выносится порицание компетентным органом, выражающее отрицательную оценку противоправному поведению от имени государства; во-вторых, назначается наказание, соответствующее тяжести содеянного; в-третьих, взыскание исполняется.

    Административная  ответственность, полагают В.И. Жулев  и В.П. Митин, «не может быть отождествлена  со всеми принудительными мерами. Некоторые из мер принуждения ... могут применяться и применяются  помимо административной ответственности. Не всякая мера административного принуждения, применяемая органами ... государства, может быть отнесена к мерам административной ответственности. Примером может служить остановка транспортных средств для контрольной проверки».

    Достаточно  спорным, на наш взгляд, является мнение некоторых авторов о том, что  специфическими для административной ответственности являются и такие, например, меры, как запрещение выпуска  недоброкачественной продукции, приостановление работы агрегата цеха

вследствие  нарушения правил техники безопасности и производственной санитарии и  т.п. От административных мер, полагают эти ученые, названные выше отличаются тем, что не носят личного характера8.

    Наличие в содержании мер административного пресечения существенных правоограничений позволило некоторым авторам (Е.В. Додину, И.И. Веремеенко), отнести к цели этих мер наказание за правонарушение. Они определяют этот вид административного принуждения как меру воздействия, применяемую к лицу, совершившему административный проступок, с целью его наказания и воспитания, предупреждения новых проступков, а также с целью восстановления нарушенного правопорядка и ликвидации последствий, вызванных проступком.

    Таким образом, административная ответственность как часть административного принуждения проявляется в применении уполномоченными на то органами в установленном порядке мер административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

    На  особенностях административной ответственности  в таможенно-правовой сфере следует остановиться подробнее.

    Традиционное  деление юридической ответственности на виды (гражданско-правовую, административную, уголовную и т.д.) нашло свое отражение и в рамках таможенного права. Заметим, что таможенное право - отрасль молодая, многие положения в ней пока еще не устоялись; в данном исследовании мы попытаемся проанализировать некоторые аспекты таможенно-правовой ответственности. Нельзя не согласится с А.Н. Козыриным, который считает, что особенности таможенно-правовой ответственности следует искать в «дуализме» таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:

    а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и  вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;

    б) финансово-правовые, связанные с  взысканием таможенных налогов и  сборов.

    Исходя  из подобной точки зрения, В.М. Малиновская предлагает, помимо традиционных видов ответственности в рамках таможенно-правовой, выделять еще и финансовую в качестве самостоятельного ее элемента. Причем таможенно-правовая ответственность определяется как «комплексный правовой институт, который представляет собой совокупность относительно обособленных правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в результате совершения таможенных правонарушений». Следует заметить, что предложение о выделении финансово-правовой ответственности в рамках таможенно-правовой является довольно интересным и малоизученным, требует законодательного подкрепления в виде единого нормативного акта о порядке применения финансово-правовых санкций в таможенной сфере; необходимо также четко определить круг должностных лиц и органов, имеющих подобные права.

    Важнейшим институтом таможенно-правовой ответственности  является административная ответственность.

    Современная правовая наука признает два основания  административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания; 2) правонарушение - фактическое основание9.

    В «защиту» российских таможенно-правовых норм можно сказать следующее: действующие в настоящее время Таможенный Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе» - это одни из первых, по-настоящему рыночных законов в таможенной сфере. При принятии указанных нормативных актов были учтены несколько десятков конвенций, соглашений, рекомендаций Всемирной таможенной организации, ГАТТ/ ВТО, приняты во внимание положения Таможенного кодекса Европейского Союза10.

    Таким образом, юридическим основанием административной ответственности в таможенной сфере являются Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».

    Подобно административному законодательству, Таможенный кодекс РФ в качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) признает лишь состав нарушения таможенных правил. На элементах состава нарушений таможенных правил, мы остановимся далее.

    Следует заметить, что Таможенный кодекс РФ содержит в своем тексте обособленную группу административных по своей природе правонарушений, имеющих по сравнению с нарушениями таможенных правил (НТП), иной объект посягательства - нормальную деятельность таможенных органов. Данная группа правонарушений не относится таможенным законодательством к нарушениям таможенных правил, и поэтому не является объектом нашего исследования.

    Итак, можно выделить три основания  административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное в виде акта применения конкретного вида взыскания.

    В таможенной сфере юридическими основаниями  являются: КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе»; фактическим - состав нарушений таможенных правил; процессуальным - решение (постановление) таможенного органа или должностного лица (в некоторых случаях - суда) о наложении взыскания за совершенное правонарушение.

    Административная  ответственность в таможенной сфере  обладает всеми признаками административной ответственности в целом. Таким  образом, можно выделить два отличительных признака административной ответственности в сфере таможенного дела: 1) фактическое основание (нарушение таможенных правил или правонарушение, посягающее на нормальную деятельность таможенных органов); 2) меры административной ответственности (административные взыскания), предусмотренные в КоАП РФ и Таможенном кодексе РФ. Отличительные особенности признаков административной ответственности в сфере осуществления таможенного дела будут рассмотрены далее.

    1.2. Административные наказания и порядок их применения в таможенной сфере

    Центральное место в системе мер административного  принуждения в таможенной сфере  занимают меры административной ответственности (наказания), которые обычно закреплены в санкции правовой нормы.

    Согласно  ст. 3.1  Кодекса об административных правонарушениях РФ административное наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Следовательно, с помощью административных взысканий  осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общей и частной превенции). Специальное предупреждение выражается в том, что административное взыскание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого нарушителя, но и окружающих его лиц.

    В целом административные наказания, согласно нормам административного законодательства, подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся те, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний (ст. 3.3 КоАП РФ).

    К числу основных Таможенный кодекс РФ относит взыскания в виде предупреждения и штрафа.

    Конфискация может быть признана  основным или  дополнительным взысканием в зависимости  от ее вида. В отличие от норм административного  законодательства отзыв лицензии или  квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в качестве вида лишения специального права, является дополнительным видом взыскания.

    В научной таможенно-правовой литературе предлагается дифференцировать административные взыскания за НТП с точки зрения воздействия на правонарушителя на меры11:

    1. Морального характера (например, предупреждение);

    2. Пресекательного характера (отзыв лицензии или квалификационного аттестата);

    3. Имущественного характера (их большинство): штраф, взыскание стоимости товаров и транспортных средств; конфискация.

    Штраф по таможенному законодательству Российской Федерации - взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

    Штраф предусмотрен административным законодательством  в качестве взыскания за подавляющее большинство нарушений таможенных правил.

    Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

    1) минимальному размеру оплаты  труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом  на момент окончания или пресечения  административного правонарушения (далее - минимальный размер оплаты  труда);

    2) стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

    3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент  окончания или пресечения административного  правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

    Размер  административного штрафа не может  быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

    В настоящее время санкциями таможенно-правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размера штрафов:

    1. Пропорционально минимальному месячному  размеру оплаты труда (далее  МРОТ). При исчислении размера  штрафа представители таможенных  органов ориентируются на федеральное  законодательство, устанавливающее  минимальный размер оплаты труда.

    2. В процентном отношении стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Под стоимостью таких товаров и транспортных средств понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

    Применительно к стоимости товаров и транспортных средств максимальный размер штрафа устанавливается в размере до 300% стоимости (ст. 277 ТК РФ), а минимальный - от 2 до 10% стоимости товаров и транспортных средств.

    3. Следующий вариант порядка исчисления штрафа - кратно к сумме неуплаченных таможенных платежей, а также исходя их стоимости указанных в санкции нормы требуемых, полученных или невозвращенных возмещений.

    Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается та сумма, что подлежит уплате на день совершения правонарушения, а в случае если такой день невозможно установить - на момент обнаружения нарушения таможенных правил.

Информация о работе Административные наказания и особенности их применения в таможенной сфере