Введение в направление (Основы коммуникации)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Из коммуникационных проблем университетской группы я вижу только одну: личная замкнутость, присущая студентам с интровертным характером, что мешает более плотному общению и взаимопониманию.

Единственное решение этой проблемы я вижу в том, что бы экстровертная группа людей вовлечено в дело нравственного интереса
занималась раскрепощением так называемых интровертов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………3.
Система коммуникаций как теоретическое понятие……………………..4.
1.1) Коммуникация как процесс……………………………………………………...5.
Исторические вехи развития коммуникации………………………………...8.
Коммуникации в первобытном обществе……………………………………..10.
3.1) Общая характеристика первобытного общества……………………..10.
3.2) Развитие коммуникации в человеческом сообществе…………….15.
3.3) Структурная информация в процессе управления социумом....21 .
Заключение……………………………………………………………………………………………………..23.
Используемая литература………………………………………………………………………………24 .

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 621.50 Кб (Скачать)

  Абстрактные понятия передать так было нельзя, но вот вести учет и

контроль населения, а также всего того, что производилось  в стране,

было довольно-таки легко.

  Разумеется, использование материала для письма определялось

естественно-географическими  факторами. В Египте был папирус -род

тростника, который  выделывали и превращали в подобие  бумаги,

поэтому писали на нем, хотя наиболее важные тексты выбивали на

 

 

граните и даже диабазе, а также на оштукатуренных стенах гробниц. В

Вавилонии много  глины и именно поэтому основным носителем

письменной  информации здесь стала обожженная на огне глиняная

табличка. Индейцы  Северной Америки - жители прерий, писали на

лошадиной шкуре, тогда как индейцы Центральной Америки: ацтеки и

майя на выделанных листах фикуса и, разумеется, также  на стенах своих

монументальных  сооружений. Дощечки, покрытые воском, были в ходу

в Древней Греции и Риме, а вот в Пергаме использовалась выделанная

телячья кожа, откуда и пошла ее название. Жители острова Пасхи тоже

использовали  деревянные дощечки из пальмового дерева, но воском их

не покрывали, а выцарапывали надписи при помощи акульего зуба.

  Заметим, что история коммуникаций это ещё и развитие их

технического  обеспечения. Сначала это были знаки на земле и на стенах

пещер, затем  на папирусе и т.д. Однако передать информацию на

расстояние  было достаточно сложно: крик, свист, барабанный бой,

размахивание  факелами, горящие вышки на границе, пускание дымов,

солнечные зайчики - все это древние средства при помощи который

наши предки пытались передавать свои первые сообщения.  
 
 
 
 

 

 

 

 

 

      1. Коммуникации в первобытном обществе.

 

3.1 Общая  характеристика первобытного общества.

 

  Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

  Первобытнообщинный строй это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм.

  Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда той далекой эпохи были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе. Ясно, что производительность труда в те времена была очень низкой. Слабость людей перед лицом природы, суровые условия жизни, постоянная борьба со стихией заставляли их объединяться в коллектив, трудиться сообща. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

  Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

  Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл ТРУД. Не человек с его сознанием создал труд, а труд создал человека с его сознанием. Для эпохи "первобытного стада" была характерна половая неупорядоченность, т. е. промискуитет. Возникновение родового общества было связано с переходом к групповому браку. Эта форма брачных отношений ранней родовой общины характеризуется экзогамией, т.е. порядком, при котором запрещалось вступать в брачные отношения внутри рода и нужно было брать жен и мужей в другом роде. Этим определялась необходимость сосуществования двух экзогамных родовых коллективов в рамках одного взаимобрачного объединения (дуальной организации).

 

 

 

  Объект работы - исследования по системе коммуникаций.  
  Предмет работы - исследования, связанные с системой коммуникаций в первобытном обществе.  
  Цель работы - охарактеризовать систему коммуникаций в первобытном обществе.  
  Задачи работы: 1) дать определение «системе коммуникаций»,  
2) охарактеризовать специфику системы коммуникаций в первобытном обществе.

 

 

 

  Важнейшим этапом в развитии человека стало изобретение языка вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время ее и т. д.

  Сначала первобытные люди пользовались огнем, получаемым при пожарах, от ударов молний и т. д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами

  Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

  Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат.

  На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материнской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца. На этой ступени и особенно позднее, с возникновением развитой материнской общины, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.

 

 

 

  Постепенно охота привела к приручению животных — появилось первобытное животноводство.

  Изменение экономики с чисто присваивающей на производящую привело и к изменению общества. У земледельческих племен типом поселения стала деревня в которой проживала одна община, которая из родовой превращалась в соседскую. Большие общинные дома отошли в прошлое, и в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи владели участками земли, которые можно было обрабатывать, но нельзя передать другиму в пользование. У одних общин земельные участки ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило один раз в несколько лет, у третьих, возможно, участки раздавались в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования сохранялись до нашего времени.

  Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.

  Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.

  Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной. Она, безусловно, обладала возможностью принуждения по отношению к нарушителям порядка, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.

  Если возникала потребность решения дел, связанных с нарушениями тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении

 

 

(дел об измене, трусости, кровосмешении и т.п.), то этим  занималось само собрание, т.е.  весь род. И именно здесь  выносилось решение о наказании  провинившегося, к которому могли  быть применены такие меры, как  порицание, укор, замечание, изгнание из рода.

  В племени общественная власть осуществлялась племенным советом, в который входили представители фратрий старейшины, военачальники, жрецы.

  Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.

  В первобытном обществе действовали определенные правила поведения социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений.

  Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Этому и служили многочисленные обычаи.

  Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.

  Стали возникать вождества — политические единицы, включающавшие в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.

  Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали

 

 

волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность (например, служба в ополчении или участие в народном собрании) как право. И правом, и обязанностью являлись также кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось, от всего рода в целом.

 

3.2 Развитие  коммуникации в человеческом сообществе .

 

  Поведение человека раннего первобытного общества мало отличалась от социального поведения животных. Однако уже тогда отличия появились. Главное из них состояло в том, что человек вынужден был передавать потомству жизненный опыт, не фиксируемый биологически. Иначе не функционировала социальная целостность. Человек с точки зрения животного совершает массу «лишних» телодвижений, творит массу «ненужных» предметов. Всё культурное – лишнее с точки зрения животного, человек – «испорченное животное». Культура и возникла как форма фиксации и передачи жизненного опыта, как негенетическая память коллектива (Б.А. Успенский). В этом плане она становится единственным средством сохранения и биологической (возможности мозга и рук) и внебиологической (необходимость коллективной формы жизни, нормирования деятельности, знаковой формы общения и т.д.) специфики человека.

  Чего же достиг человек в первобытную эпоху? Именно в это время он стал располагать дополнительной, внебиологической информацией, которую необходимо было фиксировать и передавать. Он выработал способы передачи этой информации (знаки), а также шкалу ее значимости, определив ценностные параметры своей жизни (т.о. нормировав ее). Начала формироваться надбиологическая система коммуникации – язык, важнейшим отличием которого от языков животных является отсутствие генетической заданности знаков и конвенциональный характер связи знака и его значения. Знак стал транслятором коммуникативного опыта.

 

 

 

Человеческий  знаковый мир был связан не столько с орудийной стороной жизни, сколько со смысловой. Когда мы ведем речь о формировании знакового мира, мы делаем упор именно на появлении неутилитарных вещей, основной функцией которых является не борьба

 

 

за физическую жизнь (топор, палка-копалка), а способность вызывать определенные эмоции, связанные с выделением ценностной стороны мира (крашеные гальки, комбинации из костей животных).

Информация о работе Введение в направление (Основы коммуникации)