Основы теории коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Без преувеличения, комуникацию можно считать необходимым и всебщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования обества. Обество- не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. К началу 1960х годов только в зарубежной философской и социологической литературе насчитывалось более сотни определений коммуникации, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что их на порядок больше.
Комуникация есть информационная связь субъекта тем или иным объектом- человеком, животным, машиной.
Коммуникация- специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Универсальное , самое широкое определение- коммуникация это способ связи любых объектов материального и духовного мира.
Теория коммуникации чаще всего обращается к СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ – специфической форме взаиммодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем. Обязательным условием коммуникации является обратная связь

Файлы: 1 файл

основы теории коммуникации (1).docx

— 21.71 Кб (Скачать)

Билет  1. Понятие социальной коммуникации.

Без преувеличения, комуникацию можно считать необходимым и всебщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования обества. Обество- не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другомК началу 1960х годов только в зарубежной философской и социологической литературе насчитывалось более сотни определений коммуникации, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что их на порядок больше

Комуникация есть информационная связь субъекта  тем или иным объектом- человеком, животным, машиной.

Коммуникация- специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Универсальное , самое широкое определение- коммуникация  это способ связи любых объектов материального и духовного мира

Теория коммуникации чаще всего обращается  к СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИспецифической форме взаиммодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем. Обязательным условием коммуникации является обратная связь 

Билет №2. Природа коммуникации, основные характеристики.

  1. Символическая природа социальной коммуникации.

    Символ- условный знак, посредствам которго осуществляется передача, обмен информацией.

    Наука о знаках и  символах- семиотика. 

    В нач. 20 вв. швейцарский  учёный Фернанд Соссюр вёл понятие  Семиология ( наука о жизни знаков), Соссюр полагал, что связь между знаками ( «означающими») и «означаемым» произвольна, конвенциональна, т.е. носит условный характер.

    Амер. Учёный Ч. Терс разработал типологию знаков:

    1. Иконические знаки- знак действует на основе фактического подобия означающего и означаемого. ( например вся реалистическая живопись)
    2. Индексичные знаки ( знаки- индексы)  действуют на основе реальной смежности означающего и означаемого.

      Дым- индекс огня.

    1. Символы- условные знаки, т.е. такие знаки, кот. Действуют на основе условной связи означающего и означаемого. Например буквы, слова, числа.

      Семиотическую природу  коммуникаци можно представить  спомощью треугольников ФРЕГЕ:

                  

                      концепт

      денотат знак,

      Знак- предметная сторона коммуникации (слово, изображение, символ, сигнал, образ, замещающий другой предмет в процессе коммуникации)

      Денотат– объект, сама реальность.

      Концепт (десигнат)- образ, представление об объекте.

  1. Социальная, статусно- ролевая природа.
  2. Интерактивная природа коммуникации, т.е. взаимодействие.
  3. Когнетивная, т.е.смысловая природа коммуникации

    Эмерджентная  сущность коммуникации- непредсказуемые коммуникационные моменты, которые сопровождают любой процесс коммуникации.   

    Билет №3. Место коммуникаци  в обществе. Основные функци коммуникации.

    Без преувеличения, комуникацию можно считать необходимым и всебщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования обества. Обество- не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом

    Объектом коммуникации является коммуникативная реальность-

    Функции коммуникации:

    - Познавательная  функция : описание изучаемого  объекта (явления), накопление полученного  системного материала и его  систематизация. Во-вторых разработка основных концептуальных парадигм, объясняющих механизм коммуникации, информационного обмена, взаимодействия.  Отвечает на следущие вопросы: что представляет собой коммуникативная реальность? Почему, в силу каких причин происходят те или иные коммуникационные явления? Почему им присущи эти, а не иные особенности?

    - Методологическая  функция. Во-первых разработа  эффекивного способа научного познания коммуникативной реальности. Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных принципов познания для всего комплекса коммуникативных исследований в рамках наук коммуникативного цикла. 

    Прогностическая функция- одна из важнейших функций теории коммуникаций. Она предполагает во-первых определение ближайших и отдалённых перспектив развития социальной коммуникации, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз разрабатываемых  и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них  эффекта. , в-третьих, моделирование коммуникативных процессов в обществе с целью определения их вероятных последствий и результатов.

    Практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет  решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации  ( с точки зрения выбора канала, объёма и скорости передачи информации) , выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации , учёт объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса (условий среды коммуникации, возможностей используемых средств, специфических характеристик коммуникатораи аудитории и т.п.) , организация и регуляция социальных процессов посредствам комуникации.  
     

Информация о работе Основы теории коммуникации