Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:24, курсовая работа
. В связи с этим актуальность работы в узком смысле определяется объективной потребностью комплексного филологического изучения жанровых разновидностей российских PR-текстов с целью выработки практических рекомендаций по их составлению.
Объект исследования – текстовая PR - коммуникация компании Honda Motor.
Предмет исследования – бэкграундер компании Honda Motor.
Цель – выявить функционально-стилистические особенности бэкграундера и его принадлежность к публицистическому стилю.
Задачи:
1. Изучить паблик рилейшенз как сферу коммуникации и как науку;
2. Рассмотреть особенности текстовой PR-коммуникации;
3. Сопоставить варианты классификации PR-текстов;
4. Проанализировать жанр истории компании;
5. Сделать вывод о сходстве жанрообразующих признаков PR-текстов в данной отрасли.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. PR-текст в теории и практике паблик рилейшенз
1.1 Паблик рилейшенз как сфера коммуникации и как наука………….......5
1.2 PR-текст как инструмент публичных коммуникаций………………….11
1.3 Проблема классификации PR-текстов…………………………………..21
Глава 2. Стилистический анализ бэкграундера как жанра PR-текста
2.1 Общая характеристика материала исследования и методика анализа………………………………………………………………………...33
2.2 Многоаспектный анализ бэкгрундера компании Honda………………………………………………………….…………….....37
2.2.Функционально-стилистические средства публицистического стиля, используемые в бэкграундере компании Honda……………………………40
Заключение…………………………………………………………………….43
Библиографический список…………………………………………………..44
Заявление для СМИ — это жанр PR-текста, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие с целью поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Неслучайно в практике PR данный жанр часто называется опровержением: заявление является реакцией базисного субъекта на ведущие к деструкции паблицитного капитала ситуации, события, процессы. Последние наряду с персоной являются предметом данного жанра; целью заявления для СМИ становятся поддержание оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений.
Речевая структура исследовательского жанра предполагает наличие определенного количества средств речевого воздействия. Характерными признаками данного жанра называются фактологичность, аналитичность, релевантность, полнота и — в отдельных текстах — экспрессивность: «Экспрессия предстает как целенаправленное отступление от нейтрального способа выражения содержания. Целью такого отступления является ... увеличение воздействующей силы той или иной стороны текста (логической, директивной, изобразительной)». В этом случае тексты исследовательских жанров во многом сближаются с образно-новостными.
Пятая группа — образно-новостные жанры, где внимание целевой общественности сосредотачивается на событии, информация о котором излагается от имени конкретного лица; тексты этих жанров оказываются мнимо подписанными первым (должностным) лицом базисного PR-субъекта и (или) распространяются от его лица. Атрибуция текста к данному жанру производится и по неосновной функции — фатической, диктующей определенные черты композиции: рамочные элементы текста — обращение к адресату и подпись адресанта. Предметом образно-новостного жанра являются событие, ситуация, персона или процесс; целями — формирование или поддержание оптимальной коммуникационной среды и информирование целевой общественности от имени первого (должностного) лица. Цель информирования не будет выражена в жанре поздравления, обладающем также и эстетической функцией. Основными характеризующими признаками данной группы PR-текста являются релевантность, фактологичность, полнота, экспрессивность.
К образно-новостным жанрам относятся байлайнер, поздравление, письмо.
Байлайнер — это авторская, или именная, статья, посвященная событию, создающая или поддерживающая через авторитетный текст от имени первого (должностного) лица паблицитный капитал базисного субъекта PR, Байлайнер обычно появляется в корпоративной печати или в других типах комбинированных текстах (брошюрах, буклетах, проспектах). Под поздравлением понимается жанровая разновидность PR-текста, представляющая собой поздравление со знаменательным событием, направленное сегменту целевой общественности от имени первого лица (должностного лица, коллегиального органа) базисного субъекта PR. Письмо — это направляемое от первого (должностного) лица организации узкой целевой группе общественности (например, ветеранам, избирателям) обращение, посвященное событию в жизни организации, комментарию проблемы, ситуации, действий руководства. Данная целевая группа (сегмент внутренних коммуникаций) в тексте письма всегда конкретна и всегда именуется.
Комбинированные жанры – это совокупность представленных целевой общественности в виде собранных вместе механически (пресс-кит) или полиграфически (буклет, проспект, брошюра, ньюслеттер, листовка) простых первичных текстов, объединенных общей тематикой (новостным поводом): для комбинированного текста конституирующим является признак тематического единства. Данные тексты могут содержать также иконические материалы, тексты смежных коммуникационных форм (журналистские и рекламные).
Пресс-кит — это набор представляющих интерес для прессы разножанровых простых первичных текстов (а также иконических материалов), объединенных новостным поводом, дающих максимально полную информацию о конкретном событии. В исследовании даются основные характеристики полиграфических комбинированных текстов — буклета, проспекта, брошюры, листовки. В качестве наиболее характерного примера брошюры, используемой в PR-коммуникациях, рассматривается годовой отчет — комбинированный PR-текст, предназначенный как для внешней, так и для внутренней общественности, содержащий основную информацию, касающуюся деятельности субъекта экономических коммуникаций за календарный год. Листовка содержит информацию о базисном субъекте политических коммуникаций и служит целям позиционирования, приращения или поддержания паблицитного капитала данного субъекта PR. Листовки анализируются в двух — по характеру их содержания — группах: презентационные и агитационные. Ньюслеттер — это корпоративное (прежде всего внутреннее) периодическое издание, содержащее PR-тексты, собственно журналистские материалы, являющееся одним из инструментов позиционирования или поддержания паблицитного капитала базисного субъекта PR преимущественно среди внутренней общественности. В параграфе рассматривается история европейского ньюслеттера, различные принципы его научной типологии.
Медиатекстами называются PR-тексты, исходящие по инициативе базисного субъекта PR, подготовленные сотрудниками PR-структур или самими журналистами, распространяемые исключительно через печатные органы средств массовой информации. В отличие от журналистского текста, социальная информация о базисном субъекте PR инициируется самим базисным субъектом и опосредуется через СМИ по инициативе данного конкретного базисного субъекта PR. В параграфе вводится термин «имиджевый блок», под которым понимается совокупность медиатекстов и сопутствующих иконических материалов, опубликованных в органе СМИ и обладающих целеустановкой формирования или поддержания положительного имиджа персоны, социального субъекта, территории.
К медиатекстам относятся: имиджевая статья, имиджевое интервью и кейс-стори.
Имиджевая статья определяется в исследовании как жанр PR-текста, представляющий актуальную социально значимую проблему, где факты, сама проблема, лежащие в основе материала о базисном субъекте PR, а также точка зрения .на данную проблему способствуют формированию или приращению паблицитного капитала данного субъекта PR. Этой же цели служит и имиджевое интервью — текст беседы с первым (или должностным) лицом организации, фирмы. Кейс-стори является жанром медиатекстов, в котором паблицитный капитал базисного субъекта формируется или поддерживается на примере сообщения о благоприятном опыте деятельности данного базисного субъекта.
Смежные тексты – тексты, которые имеют недостаточно или неявно выраженные признаки PR-текста (неполнота функций, неполнота выраженности признака паб-лицитности или признака текста вообще). К смежным жанрам относятся слоган, резюме, пресс-ревю.
Слоган — это текст, отражающий основное содержание программы, деятельности базисного субъекта прежде всего политических коммуникаций. Основное внимание в диссертации уделяется слогану как обязательному компоненту политических коммуникаций, однако слоган функционирует также и в сфере экономических коммуникаций как один из элементов фирменного стиля. Слоган в исследовании рассматривается как самостоятельный текст, а также и как компонент комбинированного текста. Резюме — жанр смежного PR-текста, функционирующий в пространстве экономических коммуникаций и содержащий оптимизированную информацию о биографии персоны, необходимую для позиционирования данной персоны на рынке труда, но не отражающую паблицитный капитал базисного субъекта PR (организации). Пресс-ревю — это комбинированный опосредованный PR-текст, состоящий из подборки клиппированных материалов печатных СМИ (копированных и сброшюрованных), освещающий деятельность базисного субъекта PR, предназначенный преимущественно для внутрифирменных коммуникаций и служащий средством обратной связи в акте PR-коммуникации. Пресс-ревю может выступать также и как компонент комбинированных PR-текстов [11; 33].
Кроме того, существует классификация «PR-документов», предложенная в книге коллектива авторов М. Б. Горкиной, А. А. Мамонтова, И. Б. Манна «PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR». В зависимости от аудитории, на которую нацелены PR-тексты, они выделяют три группы:
– материалы для СМИ (пресс-релиз, бэкграундер, история компании, факт-лист, информация для прессы);
– тексты для корпоративных коммуникаций (ньюслеттер, корпоративный бюллетень, газета, журнал, позиционный документ);
– тексты для массовой аудитории – подготовленные публикации (кейс-стори «история случая», байлайнер «именная статья», обзорные и аналитические статьи, адветориалз «смесь рекламы и информации», заказные публикации, годовой отчет, буклет, листовка).
Достоинством этой классификации является учет различных видов PR-текстов, часть которых А.Д. Кривоносовым не рассматривается: история компании, информация для прессы, адветориалз, позиционный документ, заказные публикации. С другой стороны, в системе PR-текстов, описанной А.Д. Кривоносовым, немало жанров, отсутствующих в классификации М. Б. Горкиной, А. А. Мамонтова, И. Б. Манна: приглашение, биография, заявление для СМИ, поздравление, письмо, имиджевое интервью, слоган, резюме, пресс-ревю.
В то же время очевидно, что использование только одного параметра классификации не позволяет дать максимально полную характеристику каждого вида PR-документа, а в некоторых случаях вызывает сомнение возможность однозначного определения типа текста. Например, пресс-релиз и история компании предназначены не только для СМИ, но и для корпоративной коммуникации, и для массовой аудитории; годовой отчет, байлайнер, обзорные и аналитические статьи, буклеты могут играть важную роль не только в массовой, но и в корпоративной коммуникации.
Итак, за основу изучения системы PR-текстов мы возьмем типологию и классификацию, предложенные А.Д. Кривоносовым, однако будем учитывать классификацию Д.Л. Уилкокса.
Таким образом, можно сказать, что в наше время существует множество определений паблик рилейшнз, предпринимаются попытки дать новые определения PR.
PR – это сфера коммуникации, (т.е. направлена на установление и поддержание доверительных взаимоотношений между организацией и ее публикой) и самостоятельная наука, имеющая свои объект (современное общество), предмет (изучение процессов формирования положительного имиджа), задачи (формирование положительного образа, организация эффективного общественного взаимодействия между участниками социальных отношений, координация конкурентной борьбы корпорации).
Для распространения PR-информации используются особые тексты. Главные особенности PR-текстов: PR-текст всегда отражает корпоративную точку зрения, несет функции текстов массовой коммуникации и выступает как разновидность текстов массовой коммуникации.
В настоящее время разработано несколько вариантов классификации PR-текстов по различным параметрам. Под жанром PR-текста понимается форма организации текстового материала, характеризующаяся общностью содержательных, структурно-композиционных и стилистических признаков.
Одним из наиболее часто используемых жанров PR-текста в практике российских паблик рилейшенз является история компании. Данные жанр анализируется во второй главе на примере имиджевых текстов нескольких автомобилестроительных компаний.
Глава 2. Стилистический анализ бэкграундера как жанр PR-текста
2.1 Общая характеристика материала исследования и методика анализа
Бэкграундер - корпоративный профиль, информационное письмо. Маркетинговая информация текущего характера, представляющая информацию об организации, ее профиле, продуктах, услугах, истории создания, развития. Этот текст создается с целью представления полной информации о компании в настоящее время.
В отличие от пресс-релиза, информация в бэкгаундере не несёт в себе новостную информацию, а является возможным необходимым дополнением к пресс-релизу в случае, если при написании статьи по информации, представленной в пресс-релизе, журналисту понадобится более подробная информация об организации, выпустившей пресс-релиз.
Цель бэкграундера — информировать и давать объективные ответы на возможные, возникшие у представителей СМИ вопросы после прочтения пресс-релиза. Часто, чтобы журналистам было удобнее, при написании бэкграундера используют подзаголовки, в которых уже содержится краткий ответ на вопрос, а представленная ниже информация только шире и полнее раскрывает этот ответ.
Существует традиционная система представления компании, которая предполагает освещение комплекса фактов:
1. общая характеристика компании – сфера, цели и виды деятельности (направления работы),
2. дата основания, месторасположение, структура,
3. руководство, коллектив сотрудников,
4. перечень продуктов / услуг, принципы работы, технологии, оборудование, бизнес-решения, качество продуктов / услуг,
5. партнеры и клиенты, финансовые показатели эффективности работы (годовой доход и др.), награды, знаки отличия, взаимодействие с обществом (соцпроекты),
6. контактная информация, дополнительные услуги (консультирование, обучение и др.).
7. Последовательность изложения фактов не имеет строгой регламентации.
Бэкграундер может быть посвящён всей организации, либо отдельному её продукту или услуге, либо событию, произошедшему или ожидающемуся в данной организации.
Бэкграундер предполагает организацию имплицитного диалога с читателем, который должен получить ответы на вопросы: Кто мы? Что мы предлагаем? Почему мы лучше других? Чем подтверждается наша репутация? Как с нами связаться?
Информация о работе Cтилистический анализ бэкграундера как жанра PR-текста