Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:24, курсовая работа
. В связи с этим актуальность работы в узком смысле определяется объективной потребностью комплексного филологического изучения жанровых разновидностей российских PR-текстов с целью выработки практических рекомендаций по их составлению.
Объект исследования – текстовая PR - коммуникация компании Honda Motor.
Предмет исследования – бэкграундер компании Honda Motor.
Цель – выявить функционально-стилистические особенности бэкграундера и его принадлежность к публицистическому стилю.
Задачи:
1. Изучить паблик рилейшенз как сферу коммуникации и как науку;
2. Рассмотреть особенности текстовой PR-коммуникации;
3. Сопоставить варианты классификации PR-текстов;
4. Проанализировать жанр истории компании;
5. Сделать вывод о сходстве жанрообразующих признаков PR-текстов в данной отрасли.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. PR-текст в теории и практике паблик рилейшенз
1.1 Паблик рилейшенз как сфера коммуникации и как наука………….......5
1.2 PR-текст как инструмент публичных коммуникаций………………….11
1.3 Проблема классификации PR-текстов…………………………………..21
Глава 2. Стилистический анализ бэкграундера как жанра PR-текста
2.1 Общая характеристика материала исследования и методика анализа………………………………………………………………………...33
2.2 Многоаспектный анализ бэкгрундера компании Honda………………………………………………………….…………….....37
2.2.Функционально-стилистические средства публицистического стиля, используемые в бэкграундере компании Honda……………………………40
Заключение…………………………………………………………………….43
Библиографический список…………………………………………………..44
Важным типологизирующим фактором жанровыделения для PR-текста является набор функций. В исследовании Кривоносова отмечается, что PR-текст должен отражать ряд функций, во-первых, свойственных ему как текстовому феномену вообще, а во-вторых, характерных для паблик рилейшнз. Функции PR-текста рассматриваются на фоне функций журналистского и рекламного текстов.
В первой группе функций отмечаются следующие. Информационная функция текста предполагает официальность, документальность, фактологичность, объективность, сдержанность. Воздействующая функция реализуется, в таких критериях, как выразительность, побудительность, оценочность, эмоциональность. PR-текст является также носителем эвристической функции, поскольку в нем конструируется фрагмент социальной действительности, в котором отражается реальный мир. Аксиологическая функция представлена в PR-тексте латентно, так как данный текст несет в себе оптимизированную и селективную оценку, заданную корпоративным ограничителем информационного поля. Наличие онтологической и семантической функций в PR-тексте очевидно.
Ряд функций PR можно признать обязательными для любого текста PR: информационная, функция конструирования публичного дискурса, а также познавательная.
Важнейшей из функций PR, проявляющихся в тексте, является информационная: посредством PR-текста происходит оптимизированное информирование целевой общественности в виде целенаправленного отбора фактов.
Функция конструирования публичного дискурса заключается в производстве или трансформации существующего представления целевой группы общественности о социальном субъекте. С помощью PR-текста происходит формирование позитивного дискурса между субъектом PR, чья деятельность отражается в тексте, и его целевой общественностью; именно посредством этой функции PR базисный субъект позиционирует себя в публичной сфере.
Познавательная функция находит прямое выражение в PR-тексте, поскольку последний выступает в качестве источника, средства и способа социального познания. PR-информация, заключенная в рамки PR-текста, является во многих случаях единственным и/или оперативным источником донесения до целевой общественности информации.
Неосновными (или периферийными) для PR-текста считаются функции, характеризующие лишь некоторые его жанровые разновидности или представленные латентно:
— фатическая, проявляющаяся в поддержании коммуникативных связей между адресатом и адресантом текста (например, в образно-новостных жанрах);
— эстетическая, играющая роль в создании художественного эффекта (например, в приглашении);
— экспрессивная, проявляющаяся в эмоционально-оценочном отношении автора текста к предмету данного текста (например, в заявлении для СМИ);
— регулятивная функция, оказывающая воздействие на характер отношений между социальными субъектами, важная для PR-текста в организации процесса конструирования публичного дискурса субъектов внутренних коммуникаций (например, в письме);
— консультативная как функция выражения мнения определенных групп общественности, выступающая своеобразным коммуникационным «ориентиром» для адресных аудиторий (например, в письме);
— контрольная как функция публичного указания девиантных проявлений в социальной системе и защитная как функция, предполагающая ограничение возможных нежелательных действий со стороны административных, правоохранительных органов (например, в заявлении для СМИ);
— номенклатурная, проявляющаяся в формировании оптимальной коммуникационной среды персонального состава управленческой номенклатуры (например, в биографии) [11; 21].
Жанрообразование в письменных PR-коммуникациях, таким образом, базируется на совокупности тех же жанрообразующих признаков, что и в журналистике, однако имеющих свою специфику [11; 25].
1.3 Проблема классификации PR-текстов
Речевые жанры по М.М. Бахтину, это относительно устойчивые тематически, композиционно и стилистически типы высказываний, вырабатываемые каждой сферой использования языка. Публицистические жанры, наряду с другими жанрами письменной речи, он относит к вторичным (т.е. жанры PR-текстов мы можем считать вторичными речевыми жанрами) [8; 159].
А. Д. Кривоносов в своей работе “PR-текст как инструмент публичных коммуникаций” пишет, что система жанров современных российских PR-текстов характеризуется следующими особенностями: во-первых, это сложившиеся стихийно в практике определенные жанровые каноны, не всегда отвечающие признакам эффективности фиксации, передачи и восприятия PR-информации, заключенной в рамки PR-текста (группы текстов); во-вторых, отсутствие научного описания и анализа системы жанров PR-текстов, другими словами, генологической кодификации в письменных PR-коммуникациях, если вообще возможно говорить о кодификации в жанрообразовании [11; 25].
Эволюция жанровой системы в письменных PR-коммуникациях происходила и происходит в тесном взаимодействии с жанровой системой журналистики, что зависит от самих СМИ как одного из инструментов распространения PR-информации. Эволюция системы жанров PR-текстов так же, как и журналистских, идет в двух направлениях: прежде всего в ассимиляции жанров журналистских текстов и затем в собственном структурном развитии. Однако основным фактором развития жанровой системы PR-текстов признается необходимость оптимизированной подачи PR-информации применительно к различным информационным поводам в различных сферах публичных коммуникаций, что позволяет автору PR-текста не всегда жестко придерживаться определенных жанровых канонов.
На нынешней стадии существования российской практики связей с общественностью следует говорить об определенной трансформации и определенной ассимиляции PR-жанров, причинами которых признаются происходящие одновременно и параллельно с жанровой системой журналистики процессы конвергенции (диффузии) — с одной стороны, и процессы унификации и мультипликации (характерные и для жанровой системы журналистики и рекламы) — с другой. Жанровая система всех трех коммуникационных сфер испытывает также влияние процесса «интернетизации» — применения новых технологий при передаче текста, что накладывает свой отпечаток на формирование и облик современной жанровой системы в журналистике, рекламной и PR-коммуникациях.
В исследовании поднимается вопрос о генологических аспектах в письменных PR-коммуникациях — нормативном, генетическом и эволюционном. Одним из важнейших для генологии PR-текста на современном этапе признается нормативный аспект, поскольку в настоящий момент мы имеем стихийно сложившуюся систему жанров. Второй, генетический, аспект предусматривает апелляцию к элементам традиции, своего рода стандарта, о чем по отношению к PR-тексту говорить в целом проблематично ввиду процесса активного формирования его жанровой системы, хотя несомненно испытывающей влияние системы традиционных журналистских жанров. Третий аспект — эволюционный, предполагающий возникновение новых жанровых вариантов, модификаций и характеризующий систему жанров как постоянно изменяющуюся, признается для теории жанров PR-текста актуальным по причине открытости самой системы данных рассматриваемых феноменов. Модификация жанровой системы PR-текстов в ближайшем будущем будет происходить под активным влиянием особенностей ее субсистемы — ее электронного варианта [11; 25].
Основные характеристики ядра корпуса PR-текстов — простых первичных: первичными (подразделяющимися на простые и комбинированные) признаются PR-тексты, исходящие от прямого предметного базисного или технологического субъекта PR. Простой PR-текст в исследовании определяется как отграниченная от других текстовая данность, существующая в пространстве PR-коммуникаций как самостоятельная и самодостаточная.
В данном параграфе дается общая характеристика выделенных пяти жанровых групп, по которым классифицируются простые первичные тексты: оперативно-новостные, исследовательско-новостные, фактологические, исследовательские, образно-новостные. В построении данной классификации в целом использовалась терминология, предложенная Л. Е. Кройчиком для современной системы журналистских жанров, хотя данный исследователь отдает предпочтение термину «текст», считая неправомерным использование термина «жанр» для современного — диффузного — состояния текстовых феноменов печатных СМИ [11; 26].
Жанровая характеристика пяти групп первичных простых PR-текстов:
Первая группа — оперативно-новостные жанры — это жанры, передающие оперативную новостную информацию о базисном субъекте PR. Объектом отражения этой жанровой группы является новость, связанная с деятельностью базисного субъекта PR, a предметом — событие или персона. Цели этой группы текстов — формирование оптимальной коммуникационной среды и информационная — достигаются через описание основных характеристик события или персоны. Для оперативно-новостных жанров свойственны такие лингвостилистические характеристики, как лаконизм, краткость, емкость.
К данным жанрам относятся пресс-релиз и приглашение.
Пресс-релиз является основным жанром PR-текста, содержащим предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR. Пресс-релиз представлен в совокупности своих трех разновидностей: релиз-анонс, ньюс-релиз, новостной лист. Релиз-анонс и ньюс-релиз отличаются друг от друга референтностью по отношению к событию, о котором в них сообщается: они появляются до или после освещаемого события. Новостным листом — разновидностью ньюс-релиза — признается текст, в котором сотрудники определенного СМИ информируются о последствиях развития события, ситуации, уже ранее известных общественности. Приглашение есть текст о событии в жизни базисного субъекта PR, в котором адресату (конкретному лицу или организации) предлагается принять участие.
Под исследователъско-новостными жанрами — второй группой первичных простых PR-текстов — подразумеваются жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию референтного характера. Такая фоновая информация «сопровождает» событие (ситуацию), касающееся базисного субъекта PR, и предполагает в некоторых случаях анализ данного события (ситуации).
Хотя в текстах этих жанров событие (ситуация) и его анализ являют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отражение объекта описания в его предметно-логических связях, основное внимание общественности переносится с новизны на актуальность. Исследовательско-новостные жанры всегда являются компонентом комбинированных PR-текстов.
Предметом PR-текста, относящегося к исследовательско-новостным жанрам, являются событие, процесс, персона; целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование целевой общественности путем описания и выявления причинно-следственных отношений события (ситуации). Основными характерными стилеобразующими признаками этой группы жанров называются фактологичность, релевантность, полнота и аналитичность.
К этим жанрам относятся бэкграундер и лист вопросов-ответов.
Бэкграундер — жанр PR-текста, представляющий расширенную информацию текущего (фонового) характера о субъекте PR, которая служит цели поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Бэкграундер как обязательный компонент пресс-кита — разновидности комбинированных текстов — может также передавать расширенную неактуальную информацию сопровождающего характера по отношению к информационному поводу, представленному общественности в текстах оперативно-новостных жанров. Лист вопросов-ответов позволяет в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал организации (фирмы). В отличие от традиционного журналистского интервью в этом жанре как вопросы, так и ответы составляются сотрудниками PR-структуры,
Фактологические жанры содержат дополнительную (в виде определенной суммы, набора фактов) фоновую информацию по отношению к актуальному событию в жизни базисного субъекта PR. Тексты фактологических жанров — компонент комбинированных PR-текстов.
Предметом текста фактологического жанра являются событие или персона, целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события или персоны. Тексты этой жанровой группы обладают особыми чертами структуры, специфическими языковыми и стилистическими чертами: фактологичностью, релевантностью, полнотой.
К фактологическим жанрам относятся факт-лист и биография.
Факт-лист — это жанр PR-текста, в виде краткого документа отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности события, дополнительные по отношению к сообщаемым в текстах оперативно-новостных жанров данные о субъекте PR.
Биография — жанр, дающий опорную селективную информацию биографического характера о должностном лице базисного субъекта PR. Жанр биографии отражает номенклатурную функцию PR-текста. Как разновидность биографического жанра отдельно рассматривается некролог — официальное уведомление организации, фирмы, группы лиц о смерти своего сотрудника, которое служит целям поддержания паблицитного капитала базисного субъекта PR.
К четвертой группе относятся исследовательские жанры, которые содержат определенный анализ события или ситуации, касающихся базисного субъекта PR. Эти жанры предполагают наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых фактов, многоканальность источников информации, особую стилистику, тяготеющую, несмотря на наличие средств выражения личностного начала, к научному стилю.
Исследовательские жанры представлены заявлением для СМИ,
Информация о работе Cтилистический анализ бэкграундера как жанра PR-текста