Cтилистический анализ бэкграундера как жанра PR-текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

. В связи с этим актуальность работы в узком смысле определяется объективной потребностью комплексного филологического изучения жанровых разновидностей российских PR-текстов с целью выработки практических рекомендаций по их составлению.
Объект исследования – текстовая PR - коммуникация компании Honda Motor.
Предмет исследования – бэкграундер компании Honda Motor.
Цель – выявить функционально-стилистические особенности бэкграундера и его принадлежность к публицистическому стилю.
Задачи:
1. Изучить паблик рилейшенз как сферу коммуникации и как науку;
2. Рассмотреть особенности текстовой PR-коммуникации;
3. Сопоставить варианты классификации PR-текстов;
4. Проанализировать жанр истории компании;
5. Сделать вывод о сходстве жанрообразующих признаков PR-текстов в данной отрасли.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. PR-текст в теории и практике паблик рилейшенз

1.1 Паблик рилейшенз как сфера коммуникации и как наука………….......5

1.2 PR-текст как инструмент публичных коммуникаций………………….11

1.3 Проблема классификации PR-текстов…………………………………..21



Глава 2. Стилистический анализ бэкграундера как жанра PR-текста

2.1 Общая характеристика материала исследования и методика анализа………………………………………………………………………...33

2.2 Многоаспектный анализ бэкгрундера компании Honda………………………………………………………….…………….....37

2.2.Функционально-стилистические средства публицистического стиля, используемые в бэкграундере компании Honda……………………………40



Заключение…………………………………………………………………….43



Библиографический список…………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

курс саша.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Важным типологизирующим фактором жанровыделения для PR-текста является набор функций. В исследовании Кривоносова отмечается, что PR-текст должен отражать ряд функций, во-первых, свойственных ему как текстовому феномену вообще, а во-вторых, характерных для паблик рилейшнз. Функции PR-текста рассматриваются на фоне функций журналистского и рекламного текстов.

В первой группе функций отмечаются следующие. Информаци­онная функция текста предполагает официальность, документаль­ность, фактологичность, объективность, сдержанность. Воздей­ствующая функция реализуется, в таких критериях, как выразитель­ность, побудительность, оценочность, эмоциональность. PR-текст является также носителем эвристической функции, поскольку в нем конструируется фрагмент социальной действительности, в котором отражается реальный мир. Аксиологическая функция представле­на в PR-тексте латентно, так как данный текст несет в себе опти­мизированную и селективную оценку, заданную корпоративным ограничителем информационного поля. Наличие онтологической и се­мантической функций в PR-тексте очевидно.

Ряд функций PR можно признать обязательными для любого текста PR: информационная, функция конструирования публичного дискурса, а также познавательная.

Важнейшей из функций PR, проявляющихся в тексте, являет­ся информационная: посредством PR-текста происходит оптими­зированное информирование целевой общественности в виде целе­направленного отбора фактов.

Функция конструирования публичного дискурса заключается в производстве или трансформации существующего представления целевой группы общественности о социальном субъекте. С помо­щью PR-текста происходит формирование позитивного дискурса между субъектом PR, чья деятельность отражается в тексте, и его целевой общественностью; именно посредством этой функции PR базисный субъект позиционирует себя в публичной сфере.

Познавательная функция находит прямое выражение в PR-тек­сте, поскольку последний выступает в качестве источника, сред­ства и способа социального познания. PR-информация, заключен­ная в рамки PR-текста, является во многих случаях единствен­ным и/или оперативным источником донесения до целевой общественности информации.

Неосновными (или периферийными) для PR-текста считаются функции, характеризующие лишь некоторые его жанровые разно­видности или представленные латентно:

— фатическая, проявляющаяся в поддержании коммуникатив­ных связей между адресатом и адресантом текста (например, в образно-новостных жанрах);

— эстетическая, играющая роль в создании художественного эффекта (например, в приглашении);

— экспрессивная, проявляющаяся в эмоционально-оценочном отношении автора текста к предмету данного текста (например, в заявлении для СМИ);

— регулятивная функция, оказывающая воздействие на характер отношений между социальными субъектами, важная для PR-текста в организации процесса конструирования публичного дис­курса субъектов внутренних коммуникаций (например, в письме);

— консультативная как функция выражения мнения определен­ных групп общественности, выступающая своеобразным комму­никационным «ориентиром» для адресных аудиторий (например, в письме);

— контрольная как функция публичного указания девиантных проявлений в социальной системе и защитная как функция, предпо­лагающая ограничение возможных нежелательных действий со стороны административных, правоохранительных органов (напри­мер, в заявлении для СМИ);

— номенклатурная, проявляющаяся в формировании оптималь­ной коммуникационной среды персонального состава управленчес­кой номенклатуры (например, в биографии) [11; 21].

Жанрообразование в письменных PR-коммуникациях, таким об­разом, базируется на совокупности тех же жанрообразующих при­знаков, что и в журналистике, однако имеющих свою специфику [11; 25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Проблема классификации PR-текстов

Речевые жанры по М.М. Бахтину, это относительно устойчивые тематически, композиционно и стилистически типы высказываний, вырабатываемые каждой сферой использования языка. Публицистические жанры, наряду с другими жанрами письменной речи, он относит к вторичным (т.е. жанры PR-текстов мы можем считать вторичными речевыми жанрами) [8; 159].

А. Д. Кривоносов в своей работе “PR-текст как инструмент публичных коммуникаций” пишет, что система жанров современных российских PR-текстов характе­ризуется следующими особенностями: во-первых, это сложивши­еся стихийно в практике определенные жанровые каноны, не все­гда отвечающие признакам эффективности фиксации, передачи и восприятия PR-информации, заключенной в рамки PR-текста (груп­пы текстов); во-вторых, отсутствие научного описания и анализа системы жанров PR-текстов, другими словами, генологической кодификации в письменных PR-коммуникациях, если вообще воз­можно говорить о кодификации в жанрообразовании [11; 25].

Эволюция жанровой системы в пись­менных PR-коммуникациях происходила и происходит в тесном взаимодействии с жанровой системой журналистики, что зависит от самих СМИ как одного из инструментов распространения PR-информации. Эволюция системы жанров PR-текстов так же, как и журналистских, идет в двух направлениях: прежде всего в ассимиляции жанров журналистских текстов и затем в собственном структурном развитии. Однако основным фактором развития жанровой системы PR-текстов признается необходимость оптимизирован­ной подачи PR-информации применительно к различным информа­ционным поводам в различных сферах публичных коммуникаций, что позволяет автору PR-текста не всегда жестко придерживать­ся определенных жанровых канонов.

На нынешней стадии существования российской практики свя­зей с общественностью следует говорить об определенной транс­формации и определенной ассимиляции PR-жанров, причинами ко­торых признаются происходящие одновременно и параллельно с жанровой системой журналистики процессы конвергенции (диффу­зии) — с одной стороны, и процессы унификации и мультипликации (характерные и для жанровой системы журналистики и рекламы) — с другой. Жанровая система всех трех коммуникационных сфер ис­пытывает также влияние процесса «интернетизации» — примене­ния новых технологий при передаче текста, что накладывает свой отпечаток на формирование и облик современной жанровой систе­мы в журналистике, рекламной и PR-коммуникациях.

В исследовании поднимается вопрос о генологических аспек­тах в письменных PR-коммуникациях — нормативном, генетичес­ком и эволюционном. Одним из важнейших для генологии PR-тек­ста на современном этапе признается нормативный аспект, посколь­ку в настоящий момент мы имеем стихийно сложившуюся систему жанров. Второй, генетический, аспект предусматривает апелляцию к элементам традиции, своего рода стандарта, о чем по отноше­нию к PR-тексту говорить в целом проблематично ввиду процесса активного формирования его жанровой системы, хотя несомненно испытывающей влияние системы традиционных журналистских жанров. Третий аспект — эволюционный, предполагающий возник­новение новых жанровых вариантов, модификаций и характеризу­ющий систему жанров как постоянно изменяющуюся, признается для теории жанров PR-текста актуальным по причине открытости самой системы данных рассматриваемых феноменов. Модифика­ция жанровой системы PR-текстов в ближайшем будущем будет происходить под активным влиянием особенностей ее субсистемы — ее электронного варианта [11; 25].

Основные характеристики ядра кор­пуса PR-текстов — простых первичных: первичными (подразде­ляющимися на простые и комбинированные) при­знаются PR-тексты, исходящие от прямого предметного базисного или технологического субъекта PR. Простой PR-текст в исследо­вании определяется как отграниченная от других текстовая дан­ность, существующая в пространстве PR-коммуникаций как само­стоятельная и самодостаточная.

В данном параграфе дается общая характеристика выделенных пяти жанровых групп, по которым классифицируются простые пер­вичные тексты: оперативно-новостные, исследовательско-новостные, фактологические, исследовательские, образно-новостные. В построении данной классификации в целом использовалась тер­минология, предложенная Л. Е. Кройчиком для современной сис­темы журналистских жанров, хотя данный исследователь отдает предпочтение термину «текст», считая неправомерным использо­вание термина «жанр» для современного — диффузного — состоя­ния текстовых феноменов печатных СМИ [11; 26].

Жанровая характеристика пяти групп первичных простых PR-текстов:

Первая группа — оперативно-новостные жанры — это жан­ры, передающие оперативную новостную информацию о базисном субъекте PR. Объектом отражения этой жанровой группы являет­ся новость, связанная с деятельностью базисного субъекта PR, a предметом — событие или персона. Цели этой группы текстов — формирование оптимальной коммуникационной среды и информа­ционная — достигаются через описание основных характеристик события или персоны. Для оперативно-новостных жанров свой­ственны такие лингвостилистические характеристики, как лако­низм, краткость, емкость.

К данным жанрам относятся пресс-релиз и приглашение.

Пресс-релиз является основным жанром PR-текста, содержа­щим предназначенную для прессы актуальную оперативную инфор­мацию о событии, касающемся базисного субъекта PR. Пресс-релиз представлен в совокупности своих трех разновидностей: ре­лиз-анонс, ньюс-релиз, новостной лист. Релиз-анонс и ньюс-релиз отличаются друг от друга референтностью по отношению к собы­тию, о котором в них сообщается: они появляются до или после освещаемого события. Новостным листом — разновидностью ньюс-релиза — признается текст, в котором сотрудники опреде­ленного СМИ информируются о последствиях развития события, ситуации, уже ранее известных общественности. Приглашение есть текст о событии в жизни базисного субъекта PR, в котором адресату (конкретному лицу или организации) предлагается при­нять участие.

Под исследователъско-новостными жанрами — второй груп­пой первичных простых PR-текстов — подразумеваются жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию референ­тного характера. Такая фоновая информация «сопровождает» со­бытие (ситуацию), касающееся базисного субъекта PR, и предпо­лагает в некоторых случаях анализ данного события (ситуации).

Хотя в текстах этих жанров событие (ситуация) и его анализ явля­ют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отра­жение объекта описания в его предметно-логических связях, ос­новное внимание общественности переносится с новизны на акту­альность. Исследовательско-новостные жанры всегда являются компонентом комбинированных PR-текстов.

Предметом PR-текста, относящегося к исследовательско-новостным жанрам, являются событие, процесс, персона; целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информи­рование целевой общественности путем описания и выявления при­чинно-следственных отношений события (ситуации). Основными характерными стилеобразующими признаками этой группы жан­ров называются фактологичность, релевантность, полнота и ана­литичность.

К этим жанрам относятся бэкграундер и лист вопросов-ответов.

Бэкграундер — жанр PR-текста, представляющий расширен­ную информацию текущего (фонового) характера о субъекте PR, которая служит цели поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Бэкграундер как обязательный компонент пресс-кита — разновидности комбинированных текстов — может также передавать расширенную неактуальную информацию сопро­вождающего характера по отношению к информационному поводу, представленному общественности в текстах оперативно-новостных жанров. Лист вопросов-ответов позволяет в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддержи­вать паблицитный капитал организации (фирмы). В отличие от тра­диционного журналистского интервью в этом жанре как вопросы, так и ответы составляются сотрудниками PR-структуры,

Фактологические жанры содержат дополнительную (в виде определенной суммы, набора фактов) фоновую информацию по от­ношению к актуальному событию в жизни базисного субъекта PR. Тексты фактологических жанров — компонент комбинированных PR-текстов.

Предметом текста фактологического жанра являются событие или персона, целями — формирование оптимальной коммуникаци­онной среды и информирование через описание события или персо­ны. Тексты этой жанровой группы обладают особыми чертами структуры, специфическими языковыми и стилистическими чер­тами: фактологичностью, релевантностью, полнотой.

К фактологическим жанрам относятся факт-лист и биография.

Факт-лист — это жанр PR-текста, в виде краткого документа отражающий профиль организации, представляющий факты-под­робности события, дополнительные по отношению к сообщаемым в текстах оперативно-новостных жанров данные о субъекте PR.

Биография — жанр, дающий опорную селективную информацию биографического характера о должностном лице базисного субъекта PR. Жанр биографии отражает номенклатурную функ­цию PR-текста. Как разновидность биографического жанра от­дельно рассматривается некролог — официальное уведомление организации, фирмы, группы лиц о смерти своего сотрудника, ко­торое служит целям поддержания паблицитного капитала базис­ного субъекта PR.

К четвертой группе относятся исследовательские жанры, ко­торые содержат определенный анализ события или ситуации, ка­сающихся базисного субъекта PR. Эти жанры предполагают нали­чие в тексте элементов логически-рационального анализа представ­ляемых фактов, многоканальность источников информации, особую стилистику, тяготеющую, несмотря на наличие средств выраже­ния личностного начала, к научному стилю.

Исследовательские жанры представлены заявлением для СМИ,

Информация о работе Cтилистический анализ бэкграундера как жанра PR-текста