Транспортное страхование как вид страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение транспортного страхования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить возникновение и современное состояние страхования автотранспортных средств;
рассмотреть виды и состав транспортных средств, принимаемых на страхование;
исследовать страховые риски, субъекты и объекты страхования транспортных средств;
рассмотреть объем страховой ответственности страховщика, страховую сумму и срок страхования;
исследовать порядок действий страхователя и страховщика при страховом случае.

Оглавление

Введение_____________________________________________ 3-5

1. Возникновение и современное состояние страхования средств транспорта___________________________________________ 6-9

2. Виды и состав транспортных средств, принимаемых на страхование___________________________________________9-11

3. Страховые риски, субъекты и объекты страхования транспортных средств_________________________________12-17

4. Объем страховой ответственности страховщика, страховая сумма и срок страхования______________________________ 18-23

5. Порядок действия страхователя и страховщика при страховом случае_______________________________________________23-26

Заключение__________________________________________27-28

Список литературы__________________________________29

Файлы: 1 файл

Страховое право (реферат).docx

— 53.20 Кб (Скачать)

Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт  внешнеэкономических  связей, экономики  и права» в г.Перми 
 
 

Юридический факультет

Заочное отделение

Кафедра юридических дисциплин

Специальность: 030501 «Юриспруденция» 
 

Контрольная  работа

По дисциплине: «Страховое право»

Тема: Транспортное страхование как вид страхования.

                                                                   

                                                                     Студентки V курса

                                                          

                                                               Преподаватель:

                                                            

                   
 

                                              

г.Пермь

2011г. 
 

Содержание:

Введение_____________________________________________ 3-5

1. Возникновение и  современное состояние  страхования средств транспорта___________________________________________ 6-9

2. Виды и состав  транспортных средств,  принимаемых на  страхование___________________________________________9-11

3. Страховые риски,  субъекты и объекты  страхования транспортных  средств_________________________________12-17

4. Объем страховой  ответственности  страховщика, страховая  сумма и срок  страхования______________________________ 18-23

5. Порядок действия  страхователя и  страховщика при  страховом случае_______________________________________________23-26

Заключение__________________________________________27-28

Список  литературы__________________________________29 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Страхование – одно из древнейших категорий  общественных отношений. Зародившись  в период разложения первобытнообщинного  строя, оно постепенно стало непременным  спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы  имущества, вступая между собой  в производственный отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность  уничтожения или утраты в связи  со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами  и другими непредвиденными опасностями  экономической жизни.

Рисованный  характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества  и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно  возникла идея возмещения материального  ущерба путем солидарной его раскладки  между заинтересованными владельцами  имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные и денежные резервы, равные по величине стоимости  своего имущества, что естественно  разорительно.

   Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном  характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения  ущерба. Было замечено, что число  заинтересованных хозяйств часто бывает больше пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка  ущерба между заинтересованными  хозяйствами заметно сглаживает последствия стихий и других случайностей. При этом чем больше количество предприятий участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться на одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет замкнутая раскладка (имущества) ущерба.

   Наиболее  примитивной формы раскладки  ущерба было натуральное страхование.  За счет запаса зерна, фуража и других однородных, легко делимых продуктов, формируемых путем подушных натуральных  взносов, оказывалась натуральная  помощь пострадавшим крестьянским хозяйствам. Однако такое страхование ограничивалось естественными рамками однородности и делимости, формируемых с его помощью натуральных запасов, поэтому по мере развития товарно-денежных отношений оно уступило место страхованию в денежной форме.

Раскладка ущерба в денежной форме создавало  широкие возможности, прежде всего  для взаимного страхования, когда  сумма ущерба возмещалась его  участниками на солидарных началах  либо после каждого страхового случая, либо по окончанию хозяйственного года. Взаимное страхование в условиях капитализма стало закономерно  перерастать в самостоятельную  отрасль страхового дела. Если при  взаимном страховании еще не формировался заранее рассчитанный  с помощью  теории вероятности страховой фонд, то в дальнейшем вероятная средняя  величина возможного ущерба, приходящегося  на каждого участника страхования, стала применяться в качестве основы страховых взносов для  заблаговременного формирования страхового фонда.  В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, крестьянских  хозяйств, арендаторов и граждан.

В настоящее  время существуют различные виды страхования: имущественное, личное, страхование ответственности, которые в свою очередь делятся на подвиды. Одним из таких подвидов имущественного страхования является автотранспортное страхование.

   Страхование ответственности транспортного  страхования включает ряд видов  страхования, которые могут быть подразделены по двум критериям:

   1) по типам транспортных средств,  на которые распространяется  страхование;

   2) по категории лиц, при нанесении  ущерба которым наступает ответственность  страховщика.

   Можно выделить страхование ответственности  перевозчиков водного транспорта, страхование  ответственности воздушных перевозчиков, страхование ответственности автомобильных  перевозчиков и страхование ответственности  железнодорожных перевозчиков.

   В то же время каждый из вышеуказанных  перевозчиков может нанести ущерб  разным группам лиц, а потому договоры страхования заключают на случаи:

   а) нанесение вреда жизни и здоровью пассажиров;

   б) причинение ущерба багажу пассажиров;

   в) утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для  перевозки;

   г) нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного  средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.

   Наконец, условия договоров страхования  могут различаться между собой  в зависимости от того, в отношении  каких перевозок действует страховая  защита - внутренних или международных.

   Все виды страхования ответственности  перевозчиков в значительной мере базируются на гражданско-правовых нормах, регламентирующих ответственность перевозчиков за ущерб, нанесенный третьим лицам. Так, при  осуществлении внутренних перевозок  в России ответственность перевозчиков по договору перевозки определяется Гражданским кодексом РФ, транспортными  кодексами, регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и  соглашением сторон. Ответственность  перевозчиков при осуществлении  международных перевозок регулируется специальными международными конвенциями  и нормами национального законодательства государств, через которые осуществляется конкретная перевозка.

     Целью контрольной работы является изучение транспортного страхования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить возникновение и современное состояние страхования автотранспортных средств;
  • рассмотреть виды и состав транспортных средств, принимаемых на страхование;
  • исследовать страховые риски, субъекты и объекты страхования транспортных средств;
  • рассмотреть объем страховой ответственности страховщика, страховую сумму и срок страхования;
  • исследовать порядок действий страхователя и страховщика при страховом случае.
 

 

   

     1. Возникновение и  современное состояние  страхования средств транспорта. 

     Страхование средств транспорта возникло в связи с появлением и развитием транспортных средств (наземных, воздушных, водных).

     Страхование средств водного транспорта в  его нынешнем виде начало формироваться  в XIV в. в Италии. До XIV в. существовали другие формы защиты имущественных  интересов судовладельцев, такие  как морские займы и кредитно-страховые  сделки. Мощное развитие данный вид  страхования получил с началом  великих географических открытий и  перемещением мировой торговли в  Атлантику с центром в Англии, где произошло его окончательное  формирование и интеграция в экономические  отношения.

     Одним из подтверждений стремительного развития института морского страхования  в Англии служит принятие Закона о  морском страховании в  
1600 г., аналогов которого в других странах не было еще долгое время. С тех пор в Англии было принято несколько вариантов этого закона, последний из которых, датированный 1906 г., действует в настоящее время.

     В 1901 г. первый застрахованный автомобиль был оформлен по полису морского страхования. Автомобили в то время были совершенно новым видом транспорта и никаких  специальных полисов или Условий  страхования для них еще не существовало. И морской андеррайтер  выписал обычный морской страховой  полис для этого автомобиля на основании того, что это был  корабль, но выполняющий навигацию  по суше.

     Первый  полис по страхованию воздушных  судов на случай авиакатастрофы был  выписан в Лондоне еще до начала Первой мировой войны, т.е. почти 100 лет  назад. Наибольшего развития страхование  летательных аппаратов получило после  Второй мировой войны в связи с тем, что широко распространилась коммерческая эксплуатация гражданских воздушных судов, начался серийный выпуск многоместных пассажирских авиалайнеров и грузовых воздушных судов.

     В развитии транспортного страхования  в нашей стране можно выделить следующие этапы:

     1. Период с 1969 по 1985 гг. - как самостоятельный  вид страхования стало развиваться  добровольное страхование средств транспорта, принадлежавшего гражданам;

     2. Период с 1986 по 1990 гг. - введение  и развитие добровольного комбинированного  страхования транспортного средства, его владельца и багажа (комби);

     3. Период с 1991 г. - введение новых  Правил добровольного страхования  транспортных средств. 

     С 1969 года добровольное страхование средств транспорта впервые стало проводиться на случай хищения, гибели или повреждений в связи с угоном транспортных средств.

     Были  установлены льготы страхователям  за безаварийную езду (лицам, страховавшим средства транспорта не менее трех лет без перерыва, предоставляется  месячный льготный срок для заключения нового договора). В этот период развития добровольное страхование средств транспорта по учетным операциям стало определяться отдельно от добровольного домашнего страхования имущества. На первом этапе развития добровольное страхование средств транспорта, принадлежащим гражданам (каско), завоевывало популярность в нашей стране.

     Правила добровольного страхования средств транспорта, принадлежащих гражданам, введенные в действие с января 1978 года расширили перечень объектов страхования и в большей степени учли потребности и интересы владельцев транспортных средств, условия эксплуатации транспортных средств, характер и причины происшествий.

     Договор с органами Госстраха могли заключить  не только те лица, кому транспортное средство принадлежит на правах личной собственности, но и пользующиеся по доверенности или получившие его от органов  социального обеспечения.

     Добровольное  комбинированное страхование транспортных средств (комби) - это вид транспортного страхования, положивший начало второму этапу его развития в нашей стране с 1986 года. По договору комби в комплексе считались застрахованными транспортное средство, багаж, находящийся в нем, а так же владелец на случай смерти в результате транспортного происшествия. С 1989 года была введена ответственность страховых органов за травму водителя, полученную в результате транспортного происшествия и повлекшую наступление инвалидности.

Информация о работе Транспортное страхование как вид страхования