Транспортное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственный отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рисованный харак

Оглавление

Введение
1. Возникновение и современное состояние страхования средств транспорта
2. Виды и состав транспортных средств, принимаемых на страхование
3. Страховые риски, субъекты и объекты страхования транспортных средств
4. Объем страховой ответственности страховщика, страховая сумма и срок страхования
5. Порядок действия страхователя и страховщика при страховом случае
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контроха.docx

— 48.52 Кб (Скачать)

    Тема. Транспортное страхование, его виды и особенности.

      План

Введение

1. Возникновение  и современное состояние страхования  средств транспорта

2. Виды и состав  транспортных средств, принимаемых на страхование

3. Страховые  риски, субъекты и объекты страхования  транспортных средств

4. Объем страховой  ответственности страховщика, страховая  сумма и срок страхования

5. Порядок действия  страхователя и страховщика при  страховом случае

Заключение

Список использованной литературы 

 

     Введение.

    Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей.

    Первоначальный  смысл рассматриваемого понятия  связан со словом «страх». Владельцы  имущества, вступая между собой  в производственный отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность  уничтожения или утраты в связи  со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами  и другими непредвиденными опасностями  экономической жизни.

    Рисованный  характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества  и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно  возникла идея возмещения материального  ущерба путем солидарной его раскладки  между заинтересованными владельцами  имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные и денежные резервы, равные по величине стоимости  своего имущества, что естественно  разорительно.

    Раскладка ущерба в денежной форме создавало  широкие возможности, прежде всего  для взаимного страхования, когда  сумма ущерба возмещалась его  участниками на солидарных началах  либо после каждого страхового случая, либо по окончанию хозяйственного года. Взаимное страхование в условиях капитализма стало закономерно  перерастать в самостоятельную  отрасль страхового дела. Если при  взаимном страховании еще не формировался заранее рассчитанный с помощью  теории вероятности страховой фонд, то в дальнейшем вероятная средняя  величина возможного ущерба, приходящегося  на каждого участника страхования, стала применяться в качестве основы страховых взносов для  заблаговременного формирования страхового фонда. В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой  защиты всех форм собственности, доходов  и других интересов предприятий, организаций, крестьянских хозяйств, арендаторов  и граждан.

    В настоящее время существуют различные  виды страхования: имущественное, личное, страхование ответственности, которые в свою очередь делятся на подвиды. Одним из таких подвидов имущественного страхования является транспортное страхование.

    Транспортное  страхование - обобщенное понятие для  всех видов страхования от опасностей, возникающих при эксплуатации средств  транспорта.

    Объектами такого страхования могут быть как  сами транспортные средства (страхование  «каско»), так и перевозимые грузы (страхование «карго»), фрахт ( провозная плата, уплачиваемая за транспортировку грузов или использование судна), а также ответственность перевозчика перед третьими лицами.

    К типичным рискам относятся: риск частичного повреждения или полной утраты груза; срыв сроков доставки; невыполнение контрактных  обязательств и неправильное оформление документов; неправильная адресация; передача груза лицам, неуполномоченным на их получение; ответственность за вред, причиненный третьим лицам или  их имуществу; ответственность перед  таможенными властями и другими  надзорными органами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Возникновение и  современное состояние  страхования средств  транспорта.

    Страхование средств транспорта возникло в связи  с появлением и развитием транспортных средств (наземных, воздушных, водных).

    Страхование средств водного транспорта в  его нынешнем виде начало формироваться  в XIV в. в Италии. До XIV в. существовали другие формы защиты имущественных  интересов судовладельцев, такие  как морские займы и кредитно-страховые  сделки. Мощное развитие данный вид  страхования получил с началом  великих географических открытий и  перемещением мировой торговли в  Атлантику с центром в Англии, где произошло его окончательное  формирование и интеграция в экономические  отношения.

    Одним из подтверждений стремительного развития института морского страхования  в Англии служит принятие Закона о  морском страховании в  
1600 г., аналогов которого в других странах не было еще долгое время. С тех пор в Англии было принято несколько вариантов этого закона, последний из которых, датированный 1906 г., действует в настоящее время.

    В 1901 г. первый застрахованный автомобиль был оформлен по полису морского страхования. Автомобили в то время были совершенно новым видом транспорта и никаких  специальных полисов или Условий  страхования для них еще не существовало. И морской андеррайтер  выписал обычный морской страховой  полис для этого автомобиля на основании того, что это был  корабль, но выполняющий навигацию  по суше.

    Первый  полис по страхованию воздушных  судов на случай авиакатастрофы был  выписан в Лондоне еще до начала Первой мировой войны. Наибольшего  развития страхование летательных  аппаратов получило после Второй мировой войны в связи с  тем, что широко распространилась коммерческая эксплуатация гражданских воздушных  судов, начался серийный выпуск многоместных пассажирских авиалайнеров и грузовых воздушных судов.

    В развитии транспортного страхования  в нашей стране можно выделить следующие этапы:

    1. Период с 1969 по 1985 гг. - как самостоятельный  вид страхования стало развиваться  добровольное страхование средств  транспорта, принадлежавшего гражданам; 

    2. Период с 1986 по 1990 гг. - введение  и развитие добровольного комбинированного  страхования транспортного средства, его владельца и багажа (комби);

    3. Период с 1991 г. - введение новых  Правил добровольного страхования  транспортных средств. 

    С 1969 года добровольное страхование средств  транспорта впервые стало проводиться  на случай хищения, гибели или повреждений  в связи с угоном транспортных средств.

    Были  установлены льготы страхователям  за безаварийную езду (лицам, страховавшим средства транспорта не менее трех лет без перерыва, предоставляется  месячный льготный срок для заключения нового договора). В этот период развития добровольное страхование средств  транспорта по учетным операциям  стало определяться отдельно от добровольного  домашнего страхования имущества. На первом этапе развития добровольное страхование средств транспорта, принадлежащим гражданам (каско), завоевывало  популярность в нашей стране.

    Правила добровольного страхования средств  транспорта, принадлежащих гражданам, введенные в действие с января 1978 года расширили перечень объектов страхования и в большей степени  учли потребности и интересы владельцев транспортных средств, условия эксплуатации транспортных средств, характер и причины  происшествий.

    Договор с органами Госстраха могли заключить  не только те лица, кому транспортное средство принадлежит на правах личной собственности, но и пользующиеся по доверенности или получившие его от органов  социального обеспечения.

    Добровольное  комбинированное страхование транспортных средств (комби) - это вид транспортного  страхования, положивший начало второму  этапу его развития в нашей  стране с 1986 года. По договору комби  в комплексе считались застрахованными  транспортное средство, багаж, находящийся  в нем, а так же владелец на случай смерти в результате транспортного  происшествия. С 1989 года была введена  ответственность страховых органов  за травму водителя, полученную в результате транспортного происшествия и повлекшую  наступление инвалидности.

    Введение  новых правил добровольного страхования  транспортных средств открыли дальнейшие перспективы третьего этапа развития отечественного транспортного страхования. В ходе дальнейшего развития страховых  отношений страхователям была предоставлена  широкая возможность свободно выбирать ту или иную страховую услугу с  учетом своих интересов и ее качества. В условиях демонополизации страхового рынка, свободной экономической  конкуренции, индивидуализация предлагаемых услуг и рост их ассортимента раскрыли новое качество удовлетворения страхового спроса в транспортном страховании.

    Под транспортным страхованием в настоящее  время понимается совокупность видов  страхования от опасностей, возникающих  на различных путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут  быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы. Соответственно, транспортное страхование  подразделяется на морское, воздушное, сухопутное и т.д., так как при  различных способах транспортировки  сказываются специфические риски.

    В настоящее время объектами транспортного  страхования являются: каско, (страхование  корпусов судов и других транспортных средств); карго, (страхование грузов); фрахт (наем транспортного средства); комиссия агента при покупке или  продаже товара; договор денежного  займа под заклад судна, товаров  и услуг.

    В ходе дальнейшего развития страховых  отношений страхователям должна быть предоставлена широкая возможность  свободно выбирать ту или иную страховую  услугу с учетом своих интересов  и ее качества. В условиях демонополизации  страхового рынка, свободной экономической  конкуренции индивидуализация предлагаемых услуг и рост их ассортимента раскроют новое качество удовлетворения страхового спроса и в автотранспортном страховании.

    2. Виды и состав  транспортных средств,  принимаемых на  страхование.

    Страхование транспортных средств применяется для того, чтобы возместить (покрыть) или существенно сократить убытки (ущерб), возникающие вследствие неблагоприятных событий при их эксплуатации. Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности. Ущерб может быть причинен как самому транспортному средству (по сути - его владельцу), так и любому другому лицу (третьему лицу), которое  
может стать жертвой аварии или иного дорожно-транспортного  
происшествия (ДТП).

    На  страхование принимаются следующие  виды транспортных средств:

  • наземные транспортные средства;
  • воздушные транспортные средства;
  • водные транспортные средства.

    В состав наземных транспортных средств  входят:

  • паровой и электрифицированный железнодорожный транспорт;
  • легковые и грузовые автомобили;
  • мотоциклы, гужевой транспорт (вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными) и т.д.

    В состав воздушных транспортных средств  входят:

  • пассажирские и транспортные самолеты;
  • вертолеты;
  • летательные аппараты специального назначения;
  • планеры;
  • дельтапланы;
  • дирижабли;
  • воздушные шары.

    К средствам водного транспорта относятся:

  • внутренний водный транспорт;
  • речной транспорт;
  • морской транспорт.

    Средства  транспорта, как и домашнее имущество, могут быть застрахованы только в  добровольной форме. На страхование  принимаются следующие автотранспортные средства и водные маломерные суда, подлежащие государственной регистрации  в установленном порядке: автомобили – легковые, грузовые, груза –  пассажирские, микроавтобусы, в том  числе с прицепами (полуприцепами); мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мотокарты, снегоходы, мопеды всех моделей, а также тракторы, включая мотоблоки  и мини-тракторы; лодки – моторные, гребные, парусные (кроме надувных, изготовленных не под навесной мотор), катера и яхты – моторные, моторно-парусные, катамараны и тримараны.

    Одновременно  с транспортным средством могут  быть застрахованы: водитель и пассажиры, дополнительное оборудование и принадлежности к транспортному средству, не входящих в его комплект согласно инструкции завода – изготовителя; багаж, перевозимый  как на средстве транспорта, так  и на его прицепе.

Информация о работе Транспортное страхование