Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 19:39, курсовая работа
Цель работы: на основе анализа современного состояния российского рынка имущественного страхования выполнить следующие задачи:
- изучить историю развития, сущность и значение имущественного страхования в современных условиях;
- определить классификацию имущественного страхования;
- рассмотреть вопросы функционирования и развития страхового рынка России;
- представить результаты исследования ключевых показателей развития страхового рынка в Российской Федерации;
- проанализировать деятельность действующей страховой компании в сфере имущественного страхования на примере СГ «СОГАЗ»;
- выявить современные тенденции, отрицательные и положительные факторы, влияющие на функционирование страхового рынка;
- дать оценку показателям его развития в контексте современных экономических отношений;
- выявить основные проблемы и направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕНННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………5
1.1. История развития имущественного страхования…………………………..5
1.2. Содержание и значение имущественного страхования в современных условиях …………………………………………………………………………12
1.3. Классификация имущественного страхования………………………….22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………30
2.1. Современное состояние рынка имущественного страхования в России..30
2.2. Анализ действующей страховой практики в страховой компании СОГАЗ (Страховое общество газовой промышленности) ………………………….40
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ ……………………58
3.1 Дальнейшее развитие регулирования рынка имущественного страхования в Российской Федерации ………………………………………………………00
3.2 Регулирование интеграции российского рынка страхования имущества в мировой страховой рынок…………………………………………………..00
3.3 Страхование предпринимательского риска и страхования ответственности лизингополучателя как ключевой фактор развития имущественного страхования в России ………………………………………………………….00
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….75
• единые требования по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;
• единые принципы определения требований к платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций;
• единые требования к порядку передачи рисков в перестрахование нерезидентам.
Формирование единого экономического пространства (Киргизии, Казахстана, Российской Федерации, Таджикистана, Армении, Молдовы) ставит задачи координации экономической политики, свободного движения товаров, капитала, трудовых ресурсов, гармонизации и унификации норм законодательства.
Другим актуальным направлением интеграции является вступление России в Организацию экономического сотрудничества и развития, миссией которой является проведение политики, направленной на улучшение экономического и социального благополучия людей во всем мире. Резолюция о начале процесса переговоров и вступлении Российской Федерации в члены ОЭСР была принята 16 мая 2007 г., в настоящее время регулирование этого процесса активизировано с целью положительного решения о принятии.
В рамках этого процесса необходимо реализовать комплекс мер по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР (разработан правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции); по предложению комитета по страхованию и частным пенсиям внедрить в практику рекомендации Совета ОЭСР:
• по добросовестной практике оценки страховых событий и развитию страхового образования С (2008) 22;
• по управлению страховыми компаниями C (2005) 45;
• по лучшей практике урегулирования претензий C (2004) 62;
• по оценке перестраховочных компаний F (98) 40;
• о формировании критериев для определения терроризма в целях компенсации потерь C (2004) 63;
• о единой классификации видов страхования, признанной странами-членами C (83) 178;
• об институциональном сотрудничестве между властями в области надзора за частным страхованием стран-членов C (79) 195;
• по лучшей практике снижения и финансирования катастрофических рисков C (2010) 143 [43].
Для реализации плана необходимы корректировка закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», придание рекомендациям статуса обычаев делового оборота в соответствии с законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», отражение принципов и рекомендаций в документах Всероссийского союза страховщиков и СРО (Союз страховых организаций).
Наименее проработанными при этом представляются вопросы доступа иностранных страховщиков на российский рынок имущественного страхования; внедрение корпоративных принципов управления страховыми компаниями; создание новой классификации видов страхования; совершенствование контроля над консолидированными группами; регулирование перестрахования.
Повышение конкуренции, процессы интеграции страховых рынков, регулируемые посредством организационных, нормативных, финансовых механизмов, позволят достичь следующих основных результатов на российском рынке имущественного страхования:
• создать новые конкурентоспособные страховые продукты;
• обеспечить производственную, технологическую интеграцию современными и адекватными страховыми механизмами;
• смягчить экологическую, технологическую, оборонно-промышленную, аграрную рисковую ситуацию;
• достичь уровня концентрации страховых капиталов на территории России, увеличивающей страховые емкости, позволяющей принимать комплексные риски крупных страхователей, предлагающей возможности использования современных страховых технологий для широкого круга страхователей;
• осуществлять секьюритизацию российского страхового рынка; использовать финансовые инструменты, адекватные новым потребностям страховых компаний;
• снизить транзакционные издержки;
• осуществить экспансию российского страхового капитала в мировой страховой рынок;
• повысить плотность страхования и глубину рынка; увеличить объем финансовых ресурсов в стране; снизить как скрытый, так и явный страховой демпинг;
• повысить качество кадрового страхового потенциала;
• расширить территорию охвата страхованием и смягчить диспропорции в размещении страхования на современном российском страховом рынке.
Основная задача — формирование комплекса нормативных, организационных, финансовых механизмов, регулирующих интеграционные процессы на российской территории в интересах развития национальной экономики России и каждого участника рынка имущественного страхования.
Комплексным направлением, требующим защитных мероприятий, является сохранение и развитие кадрового потенциала российского страхового рынка. В связи с рассмотренными направлениями поддержки можно определить основные государственные интересы в процессах интернационализации: повышение качества жизни; снижение социальной напряженности; финансовая поддержка промышленности, обороны, инноваций, аграрного сектора; страховая и инвестиционная поддержка приоритетных государственных проектов. Регулирование процессов интеграции позволяет определить направления совершенствования государственного регулирования и сформировать предложения и систему мер, направленные на защиту поставщиков страховых услуг, потребителей, государства, определять стратегическое направление ужесточения или смягчения условий проникновения зарубежных страховщиков и капиталов.
3.3 Страхование предпринимательского риска и страхования ответственности лизингополучателя как ключевой фактор развития имущественного страхования в России.
В настоящее время страхование приобретает все большее значение. Устраняя или ослабляя момент риска в бытовой или хозяйственной деятельности человека или юридического лица, имущественное страхование дает ему возможность действовать с большей уверенностью и стимулирует его активность, а это способствует развитию производительных сил.
Наиболее широко применяемым способом элиминирования риска является имущественное страхование, при котором за известный небольшой взнос лицо, которому угрожает определенный риск, привлекает к несению риска другое лицо (чаще всего специально организованное предприятие), которое принимает на себя ответственность за последствия, проистекающие от наступления предусмотренного события.
Имущественное страхование способствует как технологическому и экономическому развитию, так и одновременно стабилизации социальной обстановки, поскольку, уменьшая зависимость имущественного положения участников хозяйственной и иной общественной жизни от всякого рода случайностей, делает их социально-экономическое положение более устойчивым.
С другой стороны, собираемые страховыми организациями крупные капиталы инвестируются ими в банковское дело и иные отрасли хозяйства, что способствует развитию экономики в целом. Страховое дело является важнейшей сферой предпринимательства и в процессе развития рыночной экономики должно получить все более широкое и разнообразное применение. Следует поощрять появление на страховом рынке новых видов страхования, ограничивать которые за пределами установленных в законе прямых запрещений и ограничений могут лишь общие принципы ст. 9,10 ГК [1].
Действующая на российском страховом рынке с 1991 года тенденция роста валовой страховой премии, собираемой российскими страховщиками по всем видам страхования, продолжается и до сих пор. Российские страховщики практически без потерь прошли финансовый кризис 1998 года. Им удалось сохранить численность компаний на рынке, достаточно быстро восстановить величину активов, частично утраченных в связи с неисполнением обязательств по государственным ценным бумагам и неплатежеспособностью крупнейших российских банков, и, главное, без громких конфликтов с клиентами завершить кризисный год.
Расчет нетто-премии является основной задачей страховой компании для обеспечения безубыточности работы. Проблема состоит в том, что в любой момент времени существует неопределенность будущих требований. Существующие статистические данные могут дать некоторое представление о средней величине ущерба и его отклонениях, частоте наступления требований, которые принимаются как характеристики риска. Однако, в условиях нестабильности ситуации, наблюдающейся в течение нескольких последних лет, существует не только возможность ошибки при оценке риска, но и при их прогнозировании на будущее. Факторов, влияющих на будущие характеристики риска, множество: изменение объема страхового портфеля, инфляция, криминогенная обстановка, общее финансовое положение потребителей страховых услуг и т.д. Каждый из этих факторов по-своему влияет на размер страхового тарифа.
Необходимо отметить, что одной из характеристик рынка имущественного страхования выступает изменение числа действующих страховых организаций, которое в свою очередь складывается под воздействием двух факторов: количества отозванных лицензий у прежних страховщиков и количества зарегистрированных новых страховщиков.
По данным Департамента страхового надзора Минфина России, в Государственном реестре было: на 1 января 1999 г. - 1864 страховщика и их объединений, на 1 января 2005 г. - 1280, на 1 января 2010 г. - 771 и на 1 января 2015 г. - 564 [37].
Тенденция сокращения количества страховщиков складывалась главным образом вследствие большого числа отозванных у страховщиков лицензий. Конечно, ежегодно регистрировались и вновь созданные компании, но их было гораздо меньше, чем исчезающих с рынка.
Показатели состояния страхового рынка имущества свидетельствуют о том, что в Российской Федерации заложены основы национального страхования. Тем не менее, оно еще не заняло надлежащего положения в системе защиты имущественных интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства.
Отсутствие налоговых стимулов для осуществления страхования ответственности и предпринимательских рисков – одна из первых проблем, ставящих препятствия для их развития
Развитие экономики неразрывно связано с активизацией инвестиционных процессов. Большое значение имеет приток инвестиций в базовые отрасли экономики (сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, электроэнергетика и т. д.). Ограниченные возможности российских предприятий по осуществлению прямого финансирования собственных капитальных затрат обуславливают необходимость поиска новых нетрадиционных форм инвестиционной деятельности. В условиях экономического развития России одним из эффективных механизмов инвестирования является лизинг.
По нашему мнению, увеличение
платежеспособности
Средний уровень просроченной задолженности в лизинге за 2013 год в сегменте небольших сделок составил около 3—4%, в сегменте крупных сделок — около 1—1,5%. Ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей в 2014 году подтверждается результатами опроса участников рынка: три четверти респондентов подтвердили рост просрочки по договорам в рублях. По валютным договорам негативных ожиданий гораздо меньше — после кризиса 2008 года многие лизингодатели снизили долю валютных сделок в своих портфелях. Стоит заметить, что в феврале-марте 2013 года часть клиентов, опасаясь девальвации, нарастила покупки активов за счет собственных средств. Страхование лизинга является важным условием заключения договора лизинга для региональных лизинговых компаний [44].
Данный вид страхования относится к страхованию предпринимательских рисков и осуществляется страховой компанией при наличии лицензии на страхование финансовых рисков, выданной Департаментом страхового надзора МФ РФ. Риск непогашения лизинговых платежей, как предпринимательский риск, может быть застрахован только у самого страхователя и только в его пользу. Таким образом, страхователем и выгодоприобретателем по договору страхования риска непогашения лизинговых платежей может быть только лизингодатель.
Договор страхования можно заключить как на общую сумму лизинговых платежей, так и на отдельные лизинговые платежи за вычетом амортизационных отчислений либо только на первые два - три платежа (их выполнение или невыполнение служит индикатором для целесообразности дальнейшего осуществления сделки).
Риск непогашения лизинговых платежей может быть застрахован как по договору страхования предпринимательского риска лизинговой компанией, так и лизингополучателем по договору страхования ответственности.
Важным аспектом в страховании объекта лизинга является определение сторонами выгодоприобретателя по договору страхования объекта лизинга.
Не все задачи, определенные в Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1139 [95], удалось решить. В частности, на развитие страхования негативно повлияли:
Информация о работе Сущность и виды имущественного страхования