Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 19:39, курсовая работа
Цель работы: на основе анализа современного состояния российского рынка имущественного страхования выполнить следующие задачи:
- изучить историю развития, сущность и значение имущественного страхования в современных условиях;
- определить классификацию имущественного страхования;
- рассмотреть вопросы функционирования и развития страхового рынка России;
- представить результаты исследования ключевых показателей развития страхового рынка в Российской Федерации;
- проанализировать деятельность действующей страховой компании в сфере имущественного страхования на примере СГ «СОГАЗ»;
- выявить современные тенденции, отрицательные и положительные факторы, влияющие на функционирование страхового рынка;
- дать оценку показателям его развития в контексте современных экономических отношений;
- выявить основные проблемы и направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕНННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………5
1.1. История развития имущественного страхования…………………………..5
1.2. Содержание и значение имущественного страхования в современных условиях …………………………………………………………………………12
1.3. Классификация имущественного страхования………………………….22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………30
2.1. Современное состояние рынка имущественного страхования в России..30
2.2. Анализ действующей страховой практики в страховой компании СОГАЗ (Страховое общество газовой промышленности) ………………………….40
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ ……………………58
3.1 Дальнейшее развитие регулирования рынка имущественного страхования в Российской Федерации ………………………………………………………00
3.2 Регулирование интеграции российского рынка страхования имущества в мировой страховой рынок…………………………………………………..00
3.3 Страхование предпринимательского риска и страхования ответственности лизингополучателя как ключевой фактор развития имущественного страхования в России ………………………………………………………….00
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….75
Стоимость полиса (страховая премия) будет рассчитана в индивидуальном порядке в зависимости от следующих условий:
- размера страховой суммы по секциям;
- выбранных пакетов рисков;
- наличия или отсутствия франшизы;
- мер противопожарной безопасности, предусмотренных на предприятии;
- мер по охране объектов страхования.
Безусловная франшиза – это собственное участие страхователя в возмещении убытков. Убытки, которые не превышают размер безусловной франшизы, возмещению не подлежат. Наличие безусловной франшизы позволит страхователю избежать временных и иных затрат по сбору необходимых для страховой выплаты документов по мелким убыткам и уменьшить стоимость страхования.
Такой договор имущественного страхования компания заключает на один год. Для удобства предусмотрены такие варианты оплаты страхового полиса: наличными денежными средствами или путем безналичного страхования; единовременным платежом при заключении договора страхования; оплата в рассрочку.
Необходимо выделить такие преимущества и сильные стороны компании. Хорошо развитая филиальная сеть, охватывающая всю территорию страны. На сегодняшний день деятельность страховой компании охватывает 8 федеральных округов РФ, на территории которых открыто 71 филиал и более 600 подразделений [36]. Многолетний успешный опыт работы (с момента регистрации в 1993 по сегодняшний день), а также сформированный имидж. Следует отметить, что компания «СОГАЗ» преодолела 100-миллиардный рубеж по объему начисленной премии. Активы компании превысили рекордные для рынка 180 млрд. рублей. Высокий уровень доверия населения. (В 2014 году «Эксперт РА» подтвердило рейтинг ОАО «СОГАЗ» на уровне А++ (исключительно высокий уровень надежности). В 2013 году Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) присвоило рейтинг надежности на уровне ААА (категория максимальной надежности) [37]. Устойчивое финансовое положение (В 2012 году Международное рейтинговое агентство «A. M. Best» присвоило ОАО «СОГАЗ» рейтинг финансовой устойчивости на уровне В++ (прогноз стабильный) и кредитный рейтинг эмитента на уровне bbb (прогноз по рейтингам стабильный) [37]. Взаимовыгодные партнерские отношения с крупнейшими российскими финансовыми институтами. Страховая Группа «СОГАЗ» является признанным лидером в сфере корпоративного страхования.
Слабые стороны:
1. Высокие издержки.
2. Несбалансированность страховых портфелей компаний группы и большой удельный вес премии по ОСАГО (Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) по отдельным региональным точкам, а также убыточность некоторых подразделений компании в сфере ОСАГО может привести к трудностям с выплатами по договорам ОСАГО, а, следовательно, и к финансовой неустойчивости компании.
По нашему мнению, возможностями компании являются:
1. Возможность стать абсолютным
лидером российского рынка
2. Динамичное развитие в будущем.
3. Дальнейшее расширение филиальной сети «СОГАЗ».
4. Рост спроса на качественные страховые продукты в ближайшем будущем.
5. Увеличение количества клиентов.
6. Расширение предоставляемых услуг.
Из анализа следует, что компания подвержена следующим угрозам:
1. Появление на рынке
большого количества
2. Рост выплат по ОСАГО
(может привести к трудностям
с выплатами по договорам
3. Более быстрый рост выплат, по сравнению с ростом собираемых страховых премий.
4. Нестабильное финансовое положение клиентов (физических и юридических лиц).
5. Экономическая и политическая нестабильность в стране.
6. Допуск на российский страховой рынок иностранных компаний.
Таким образом, на основе проведенного анализа, можем заключить, что страховая компания «СОГАЗ» имеет гораздо больше сильных сторон, нежели слабых, а потому является лидером на российском страховом рынке. Стоит отметить, что компания имеет множество прекрасных возможностей успешного динамичного развития в будущем.
ГЛАВА 3. Перспективы дальнейшего развития имущественного страхования в России.
3.1 Дальнейшее развитие регулирования рынка имущественного страхования в Российской Федерации.
Дальнейшее развитие регулирования страхового рынка в Российской Федерации определяется Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г [14].
Важным этапом совершенствования регулирования российского имущественного страхового рынка стало создание мегарегулятора. С 1 сентября 2013 г. Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, куда относится и деятельность субъектов страхового дела. Переход к мегарегулированию представляется сложным процессом в первую очередь в силу чрезвычайно разнородных объектов регулирования: среди 17 типов некредитных организаций — сельскохозяйственные кредитные кооперативы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, жилищные накопительные кооперативы, субъекты страхового дела.
Основными задачами этого процесса в настоящее время являются:
• формализация работы мегарегулятора;
• создание системы контроля в режиме реального времени;
• приведение системы бухгалтерского учета к единым стандартам с возможностью стандартизации IT систем ЦБ и ФСФР;
• дальнейшее внедрение МСФО;
• повышение качества, скорости оценки и реагирования на риски участников рынка;
• введение норм пруденциального надзора;
• ограничение контролирующих и регулирующих действий с целью предотвращения избыточного регулирования;
• очищение страховых активов, более точное и гибкое реагирование на конъюнктуру инвестиционных рынков;
• передача части регулирующих функций омбудсмену и смещение активности органов надзора на оценке рисков и финансового состояния страховщиков.
Наряду с реорганизацией регулирования рынка, связанной с созданием мегарегулятора, российский рынок имущественного страхования стабильно характеризует ряд системных проблем [41].
1. Диспропорции рынка. Российский опыт нового рынка имущественного страхования не позволяет говорить о выравнивающем воздействии страхования на экономики регионов. Концентрация страховых компаний в центральном округе и отсутствие страховщиков в некоторых субъектах усиливает диспропорции.
Таблица 3.1.
Страховые премии и выплаты по Федеральным округам на начало 2014г.
Источник: составлено автором по данным ФСФР, ФССН, СБРФР [37].
Высокая концентрация проявляется в территориальной концентрации (таблица 3.1.), концентрации страховых компаний по капиталу и соответственно по валовым показателям (9 групп занимают 61,3% рынка), концентрации по отдельным видам (ОСАГО — две группы компаний собирают больше половины премий) (таблица 3.2).
Таблица 3.2.
Количество субъектов Российской Федерации по числу страховых организаций, зарегистрированных на их территории
Источник: составлено автором по данным источника [42].
Территориальные диспропорции влекут за собой выпадение из сферы страхования граждан сельской местности, малых предприятий, отдельных регионов страны.
Решение этого комплекса проблем — в активизации регионального стимулирования страховых программ, в том числе с господдержкой.
2. Комплекс проблем взаимодействия с потребителями страховых услуг в имущественном страховании:
• низкое качество урегулирования убытков;
• отсутствие омбудсмена;
• отсутствие страховых продуктов необходимого качества;
• отсутствие стандартных договоров по распространенным видам;
• неразвитость института посредников;
• отсутствие налоговых стимулов;
• отсутствие государственной, общественной поддержки;
• низкая страховая грамотность.
3. Структурные проблемы рынка страхования имущества:
• отсутствие эмиссионных ценных бумаг;
• отсутствие обоснованных соотношений добровольных и обязательных видов страхования;
• отсутствие формализации в расчете тарифных ставок и методологий оценки и урегулирования убытков.
4. Системные проблемы страховых компаний:
• необоснованно высокие РВД;
• необоснованно высокие комиссионные вознаграждения (входят в состав расходов на ведение дела, но их уровень является отдельной серьезной проблемой);
• отсутствие системы актуарного аудита;
• низкое качество активов.
5. Основные проблемы
• отсутствие доступной информационной базы;
• неразвитая сеть продаж;
• низкая эффективность профессиональных объединений.
3.2 Регулирование интеграции российского рынка страхования имущества в мировой страховой рынок.
Одной из важных задач развития рынка имущественного страхования Российской Федерации является стимулирование его интеграции в мировой страховой рынок. В регулировании процессов интеграции необходимо обеспечить наращивание национального страхового капитала и его приток из-за рубежа, повышение объема страховых премий (доли в ВВП), вовлечение в страховые отношения широкого круга страхователей, обеспечение инструментов размещения страховых резервов для оптимизации денежных потоков.
Регулирование процессов интеграции в настоящее время идет по нескольким направлениям. В первую очередь это процессы, обусловленные вступлением России в ВТО, интеграция в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза, ЕЭП, ОЭСР. Особое значение в процессах развития и усиления интеграции приобретает сохранение национального рынка имущественного страхования: страховщиков, профессиональных кадров, капиталов, баз данных; обеспечение качества получаемых страховых услуг гражданами, промышленными объектами, системообразующими комплексами и стратегически важными отраслями промышленности, обороны, сельского хозяйства, космоса.
22 августа 2013г. Российская Федерация подписала марракешское соглашение, позволяющее ей стать 156-м членом ВТО. Основные задачи регулирования процесса адаптации и развития российского рынка страхования имущества следующие:
• предоставление максимально благоприятного режима участникам;
• предоставление информации;
• адаптация деятельности с учетом специфичных поправок;
• приведение в соответствие страхового законодательства;
• регулирование деятельности посредников.
В процессе выполнения необходимых требований остаются ограничения:
• 3 года — на страхование транспорта, ответственности;
• 5 лет — на страхование жизни, ОСАГО;
• страхование государственных, муниципальных объектов;
• квалификационные требования к руководителям и главным бухгалтерам страховщиков (не по гражданству, по проживанию);
• 9 лет — на открытие филиалов иностранных страховых компаний.
При этом возникают сложные проблемы регулирования процесса: подотчетности компаний, размещения страховых резервов, надзора и др.
В первую очередь необходимо решить проблемы обеспечения достаточного надзора, сократив при этом сроки лицензирования, стимулирования иностранных инвесторов, экспансии российских страховщиков за рубеж.
Создание общего рынка имущественного страхования государств-членов Евразийского экономического сообщества. В процессе формирования общего страхового рынка страны-участницы:
• приводят положения законодательства, регулирующего страховую деятельность, в соответствие с требованиями международных стандартов и международной практики страхового надзора;
• координируют свои действия, в том числе посредством совместных действий по надзору за деятельностью расположенных на территории дочерних страховых (перестраховочных) организаций, учрежденных страховыми (перестраховочными) организациями другой страны;
• устанавливают общие принципы лицензирования страховых (перестраховочных) организаций;
• общие подходы к осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
• единые требования к порядку формирования уставного капитала страховых (перестраховочных) организаций;
• единые требования к формированию страховых резервов;
• единые требования к классификации видов (классов) страхования;
Информация о работе Сущность и виды имущественного страхования