Роль страхования в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ проблем и перспектив развития страхования в России. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- охарактеризовать концептуальную основу страховой деятельности;
- дать анализ отрасли российского страхования;
- выявить перспективы открытия страхового рынка Российской Федерации.

Оглавление

Введение
1.Роль страхования в гражданском обществе
1.2.Основные направления развития страхования в современных условиях
1.3. Актуальные задачи Российского страхового бизнеса в условиях кризиса
2. Особенности страхования домашнего имущества.
Заключение
Практическая часть

Файлы: 1 файл

страхование.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

В целом результаты исследования доказывают рост интереса граждан к страхованию, хотя ими еще и не накоплен достаточный опыт взаимодействия со страховыми компаниями и использования страховых услуг. Розничный рынок страхования показывает рост до 20% ежегодно, поэтому основную задачу страховщиков можно сформулировать как выделение своей клиентской группы, уточнение и формирование ее запросов и обеспечение адекватного обслуживания.

О масштабных планах развития розничных продаж сегодня заявляют все лидеры страхового рынка. К примеру, у Ингосстраха на розницу в 2005 г. приходилось 40% премии, а к началу 2008 г. эта доля должна составляла 60% всех сборов. Схожие планы по увеличению доли розничных продаж как минимум на 10 - 15% строят практически все крупнейшие страховые компании. Федеральные страховщики активно развивают филиальные сети и приобретают региональные страховые компании, что позволяет им сразу выйти на новый качественный уровень своего присутствия на региональных рынках.

По мере развития российского рынка можно ожидать дальнейшей активизации иностранных страховщиков, особенно в связи с вступлением России в ВТО. В 2005 г. иностранцам принадлежало менее 4% совокупного уставного капитала российских страховщиков. Но уже в начале 2007 г. Allianz AG за 750 млн. долл. выкупила долю АФК "Система" в РОСНО, консолидировав 96,5% уставного капитала страховщика. А через три месяца для расширения своего присутствия в России немцы купили еще и страховую компанию "Прогресс-гарант".

Усилила свои позиции на отечественном рынке и группа Zurich, купив за 260 млн. долл. 66% в капитале компании НАСТА.

В середине 2007 г. появилась информация о продаже 38,4% акций Ингосстраха чешской инвестиционной компании PPF Beta Ltd (входит в PPF Investments Group, в дальнейшем большую часть ее акций приобрел итальянский страховщик Assicurazioni Generali SpA). Официально сумму сделки стороны не раскрывали, но, по некоторым оценкам, она могла составить 700 - 800 млн. долл.

Отмечаемые аналитиками тенденции на российском страховом рынке свидетельствуют о его развитии в направлениях увеличения доли классического страхования, укрупнения страховщиков, переориентации на розничные продажи и постепенной интеграции в мировой страховой рынок. Эти тенденции неизбежно приведут к ужесточению конкурентной борьбы и уходу с рынка проигравших в этой борьбе компаний.

Для сохранения и укрепления позиций на меняющемся страховом рынке страховщики должны выработать адекватные стратегии своего развития.

Анализ имеющейся информации о стратегических планах крупнейших страховых компаний России позволяет выделить важнейшие направления развития их бизнеса на ближайшие годы:

1) приоритетное развитие розничных продаж, более интенсивная работа с представителями среднего и малого бизнеса, физическими лицами;

2) активная региональная политика, увеличение доли региональных сборов в суммарной премии;

3) выход на рынки стран ближнего зарубежья;

4) снижение уровня "кэптивности" страховых компаний;

5) техническое и технологическое перевооружение, прежде всего за счет новых информационных технологий.

Как видно, в конечном итоге основные усилия страховщиков направлены на развитие клиентской базы и расширение продаж. Реализация этих стратегий потребует расширения инфраструктуры компании, что стоит немалых денег, поэтому целесообразно выбрать из них оптимальные, позволяющие добиться целей развития с минимально необходимыми временными и материальными затратами.[23]

Исходя из современных взглядов на принципы управления страховым бизнесом, в качестве критерия оптимальности целесообразно принять показатель капитализации или рыночную стоимость страховой компании.[24]

1.3. Актуальные задачи Российского страхового бизнеса в условиях кризиса

 

Начиная с 2000 г. объективные общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка формировались под влиянием скачкообразного роста цен на экспортируемые в значительных масштабах из России сырьевые ресурсы и главным образом под влиянием роста цен на сырую нефть. На этой основе начали расти, пусть и крайне неравномерно, доходы предприятий, домашних хозяйств, отдельных регионов и государства. На часть этих доходов могли рассчитывать и отечественные страховщики.

В частности, особенностью отечественного страхового рынка стало широкое распространение, особенно в течение 2006, 2007 и большей части 2008 гг., "добровольно-принудительного" или "вмененного" страхования, связанного с ипотечным, автомобильным и потребительским кредитованием.[25] По некоторым оценкам, совокупный объем страховых взносов, связанных с этими видами кредитования, составил в 2008 г. 64 млрд руб., т.е. 11,6% от всего объема собранных премий, за исключением ОМС.

Темпы развития этих разновидностей страхования в своей основе определялись динамикой "сырьевых" экспортных доходов, под которые осуществлялись внешние заимствования, ставшие источником развития потребительского кредитования. В этом сегменте страхование развивалось фактически в качестве вспомогательного, "сопутствующего" по отношению к кредитованию бизнес-процесса. В реальности "источники" доходов страховщиков формировались здесь не на основе учета интересов страхователей и не путем повышения качества их обслуживания, а в результате взаимовыгодного сотрудничества страховщиков с банковскими и торговыми структурами, обеспечивавшими принудительное привлечение клиентов для поставщиков страховых услуг. В сущности, в этой сфере формально добровольное страхование реализовывалось как страхование принудительное.

В конечном счете на отечественном страховом рынке сложилась такая модель страховых отношений, при которой и в сфере обязательного, и в сфере добровольного страхования стало доминировать принуждение потребителей к страхованию, игнорирование их интересов. Такая модель страховых отношений все менее востребуется обществом. Это подтверждается сохранением в течение ряда лет доли страховых взносов в ВВП на низком уровне и даже снижением доли реального страхования: в 2004 г. она составляла 2,81% (без учета нерисковых операций по ОМС - 2,23%), в 2005 г. - 2,27% (1,62%), в 2006 г. - 2,25% (1,50%), в 2007 г. - 2,35% (1,47%), в 2008 г. - 2,27% (1,33%).

В целом анализ показывает, что в течение длительного времени доходная воспроизводственная база отечественного страхования формировалась в значительной степени "по инерции", за счет факторов, находящихся вне влияния отечественных страховщиков.

Сами источники формирования, поддержания и развития клиентской базы страхового рынка в России являются ненадежными, неустойчивыми. Сохраняется скрываемая квазистраховыми "схемами" структурная диспропорция между предложением и спросом на страховые услуги. Все это предопределяет чрезвычайно неустойчивый характер процесса воспроизводства страхового капитала в России и очень высокую степень "неопределенности будущего"

Произошедшее вследствие кризиса существенное "сжатие" основных источников экономического роста в РФ привело к заметному сокращению платежеспособного спроса на страхование, к ослаблению действия этого главного фактора развития отечественного страхового бизнеса.

В настоящее время и в краткосрочной перспективе доходы предпринимательских структур и домашних хозяйств могут снизиться в среднем на 30%. Это способно существенным образом снизить совокупную платежеспособность потребителей как по добровольным, так и по обязательным видам страхования. Логично предположить, что общее падение спроса будет как минимум в меру падения доходов потенциальных потребителей страховых услуг. Это означает, что спрос, в частности, на добровольное страхование может снизиться на 30% от уровня 2008 г.

Пока же, по данным за первое полугодие 2009 г., снижение по отношению к первому полугодию 2008 г. составило в рублевом выражении 7,7% (без учета ОМС).

В долларовом же выражении (т.е. с учетом изменения курса доллара США), которое актуально не для целей "абстрактной" статистики, а для реального планирования и организации бизнеса, - доходы российского страхового рынка упали за этот отрезок времени на 34%.

Обращает на себя внимание и тот факт, что одновременно со значительным сокращением доходов в первом полугодии высокими темпами росли выплаты страховых возмещений - на 23,5%.

Все это крайне негативно влияет на способность страховщиков выполнять свои обязательства перед потребителями страховых услуг. По утверждению Руководителя ФССН А.П. Коваля, в настоящее время "практически все страховые компании работают с колес", осуществляя выплаты за счет текущих поступлений.

Не следует забывать, что такие тенденции проявляются, несмотря на использование средств Резервного фонда, направляемых на покрытие бюджетного дефицита и, соответственно, поддерживающих платежеспособный спрос на страхование. Однако Резервный фонд не безграничен.

В этих условиях введение государством новых видов принудительного страхования не представляется разумным, так как, неизбежно обостряя в кризисных условиях противоречия в обществе, способно породить для него только новые проблемы вместо решения старых. Таким образом, вполне возможно, что в среднесрочной перспективе доходная база страховых операций на российском рынке будет сокращаться.

Для страхового и перестраховочного бизнеса это означает, что в процессе кризиса будет деградировать и сжиматься спрос, сворачиваться страховое поле. "Внешние" по отношению к рынку условия для развития страхования и перестрахования будут неблагоприятными - новых приемлемых для страховщиков источников доходов они практически не формируют.

Неопределенность будущего может нарастать. Это способно привести к росту оппортунизма как на рынке, так и в отношениях внутри страховых организаций, к сокращению "горизонта" планирования в бизнесе (до, максимум, квартального), падению его инвестиционной привлекательности. Все это может вызвать дальнейшее снижение уровня доверия на рынке, уменьшение как бы его "дистанции", "радиуса". В свою очередь это может стимулировать "кэптивизацию" и "клановизацию" страховых отношений, "вытеснение" их рыночной экономической основы межличностными и административно-командными практиками.

В докризисный период на российском страховом рынке сформировалась "застойно-перераспределительная" модель отношений. В рамках этой модели основным содержанием страховых отношений был передел клиентской базы и ее источников.

В настоящее время и на ближайшую перспективу передел может практически полностью доминировать в качестве основного содержания отношений на страховом рынке. Это значит, что на практике будут преобладать такие его "инструменты", как демпинг, коррупционные проявления, административный ресурс и т.п.

В связи с этим следует подчеркнуть и бесперспективность упований на победу над демпингом с помощью призывов, угроз и административных мер. Демпинг - существенный элемент перераспределительной системы страховых отношений, построенной усилиями, прежде всего, самих страховщиков. В условиях кризиса и неуклонного сокращения доходной базы присущие этой системе противоречия будут только обостряться, и никакими картельными практиками (явными или вуалируемыми под пулы, многоуровневые системы страховой защиты и т.п.) их не преодолеть.

Не даст ожидаемого эффекта и подключение к решению этой проблемы института независимых аудиторов. На "ответственных" аудиторов можно попытаться переложить ответственность, но решить проблему нельзя. Демпинг - "генетическая" составляющая современной системы страховых отношений, основанной на переделе, и устранить его можно только путем ее существенной модернизации.[26] К такой модернизации подавляющее большинство отечественных страховщиков сегодня не готово. В связи с этим рынок ожидает традиционная бесплодная борьба со следствиями вместо устранения причин.

В то же время необходимость выживания страхового бизнеса в условиях ограниченной и сужающейся воспроизводственной базы уже сегодня может потребовать от страховых предпринимателей немедленного принятия адекватных мер.

Представляется, что отечественный страховой бизнес нуждается, прежде всего, в кадровой модернизации. К сожалению, в настоящее время на российском страховом рынке кадровая проблема остается во многом нерешенной. Это следствие доминирования на нем перераспределительной модели отношений, которая "предъявляла" свои собственные требования к качеству, подбору и расстановке кадров.

По мере развития кризиса эти требования неуклонно теряют свою актуальность. То, что было "хорошо" для участия в переделе рынка, совсем не подходит для вывода бизнеса из кризиса и его последующего существования в посткризисных условиях.

Простым "перетоком" кадров в условиях сокращения количества поставщиков страховых услуг эту проблему не решить: сегодня рынку нужны кадры с принципиально иной идеологией и существенно более высоким уровнем профессионализма.

В современных условиях особенно ценными становятся способности менеджеров, руководителей страхового бизнеса к самостоятельному целеполаганию, независимому мышлению и творческой инициативе.

Приоритетное значение имеет "перенацеливание" и, если надо, переучивание кадров под новые рыночные условия, под реальные антикризисные программы, которые должны быть разработаны и приняты в каждой страховой организации.

Нельзя игнорировать и неуклонное нарастание еще одной беды: возможного развала системы высшего страхового образования в связи с неоправданным переводом вузов страны на так называемую двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат и магистратура).

Главное же заключается в том, что кадрам, скорее всего, придется решать задачи по обеспечению выживания бизнеса в условиях неуклонно сокращающихся доходов и их последующей стабилизации на существенно более низком уровне. Аналитики компании Merrill Lynch отмечают сегодня, что "модель экономического развития России по-прежнему сохраняет зависимость от динамики цен на сырьевые ресурсы, и особенно от цен на нефть", и что "правительство вряд ли изыщет объем средств, достаточный для стимулирования экономики и процесса модернизации". По их оценкам, в период до 2020 г. сырьевые отрасли будут играть в российской экономике ведущую роль. Вследствие этого зависимость динамики доходов отечественного страхового бизнеса от колебаний спроса на сырьевые товары российского экспорта, скорее всего, будет сохраняться.

Информация о работе Роль страхования в современных условиях