Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа
Целью работы является исследование медицинского страхования. Постановка такой цели предопределила решение следующих задач:
- исследовать возникновение и развитие медицинского страхования и его системы:
- описать виды медицинского страхования;
- раскрыть правовое регулирование медицинского страхования;
- проанализировать работу территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области;
- дать характеристику нормативных документов обязательного медицинского страхования Тамбовской области;
- описать работу Тамбовского фонда социального страхования в рамках Национального проекта обязательного медицинского страхования;
Введение.........................................................................................................3
ГЛАВА.1 Понятие медицинского страхования, его сущность и виды.....5
1.1. Возникновение и развитие медицинского страхования и его система.......................................................................................................................5
1.2. Виды медицинского страхования.........................................................18
1.3. Правовое регулирование медицинского страхования........................22
ГЛАВА 2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области..........................................................................33
1.1. Обязательное медицинское страхование Тамбовской области.........33
2.2.Нормативные документы обязательного медицинского страхования..............................................................................................................36
2.3.Национальный проект обязательного медицинского страхования..............................................................................................................43
Заключение....................................................................................................57
Список использованных источников..........................................................59
Страховая операция заемного банка, распространявшаяся только на города, и обеспечивала страхованием лишь строения, принимаемые банками в качестве залога под выдаваемые ссуды. Для этой цели тогда же при банке была открыта Страховая экспедиция - первая страховая организация в России. Механизм страхования был лишь простым придатком кредитной деятельности. Выдача кредитов со стороны Заемного банка без предварительного страхования объекта залога в Страховой экспедиции категорически запрещалась. Хотя в целом деятельность Страховой экспедиции по проводимым операциям носила безубыточный характер, казенно-бюрократическая процедура оформления договоров, искусственно ограниченная только объектами залога в государственном Заемном банке, существенным образом тормозила развитие страхования в стране. В 1822 г. к моменту закрытия Страховой экспедиции в ней оказались застрахованными всего 95 строений на сумму в 1,6 млн руб. ассигнациями [15, c. 11] .
В 1797 г правительство открыло
Страховую контору при
Были и попытки создать систему взаимного страхования - под контролем государства и по «Уставам столиц Петербурга и Москвы» (1798-1799 гг.). Страхование в столицах передавалось в ведение Ассекуранц-конторы, учреждаемой при Камеральном департаменте: эта контора принимала на страхование недвижимое имущество на случай пожара. Однако уставы так и не были введены в действие. Таким образом, принцип государственного страхования, господствовавший в первый период истории страхования в России, также не смог реализоваться.
Вместе с тем, в российском обществе стал складываться капитализм, и все настойчивее ощущалась необходимость перемен. Требовалось осуществить коренную перестройку организации страхового дела, как это происходило в Западной Европе. К этому времени, уже стоял вопрос о полной отмене государственной монополии на страховое дело и привлечения ресурсов частных инвесторов.
В 1827 г. бароном Штиглицем и другими российскими предпринимателями было учреждено «Российское страховое от огня общество». Уставный капитал общества составил 4 млн руб., а председателем правления стал адмирал Н.С. Мордвинов, который убедил императора и его правительство в преимуществах частной формы страхового общества. Позднее общество было переименовано в «Первое российское страховое общество» [15, c. 21].
В 1835 г. было учреждено первое
в России страховое общество «Жизнь»,
которое стало заниматься личным
страхованием. Следующий этап развития
российского страхового рынка начался
после отмены крепостного права
в 1861 г. и проведения целого ряда экономических
реформ в области земельных отношений,
денежно-кредитной системы и
Всего к концу XIX в. в России работало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земские страховые организации и общества взаимного страхования.
В результате накануне Первой мировой войны в России сложился развитый страховой рынок. На нем присутствовали практически все направления страховой защиты, которые практиковались в Европе: страхование от огня и других имущественных рисков, транспортное страхование, страхование жизни и от несчастных случаев. Страхование жизни, однако, не имело массового распространения: им было охвачено всего 0,25% всего населения России [15, c. 12].
Акционерные страховые общества
как форма организации
В начале XX века страхование начинает применяться в борьбе с другими неблагоприятными факторами и стихийными бедствиями, приносящими большой урон. Значительное место в имущественном страховании занимало транспортное страхование судов и грузов. Возникли такие виды имущественного страхования, как страхование урожая сельскохозяйственных культур от градобития и др. Стали более разнообразны варианты имущественного страхования. В целом общероссийский страховой рынок перед первой мировой войной представлял собой сферу, тесно интегрированную в финансово-кредитную область. К этому времени страховое дело выделилось в самостоятельную область хозяйственного законодательства и административного[15, c. 13].
Однако важной особенностью
правового регулирования
Начавшаяся летом 1914 года первая мировая война внесла резкие изменения в экономическую и политическую жизнь России и привела к кризису во всех сферах жизни общества. Падение покупательной способности рубля обесценило страховые суммы заключаемых договоров, страховые платежи, выплачиваемое страховое возмещение, что привело к потере доверия к идее страхования. И соответственно к резкому сжатию страхового рынка России.
Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа:
1) установление государственного контроля над всеми видами страхования;
2) объявление страхования
во всех видах и формах
Первым законодательным
актом советской власти, посвященным
страхованию, стал Декрет Совнаркома РСФСР
«Об учреждении государственного контроля
над всеми видами страхования, кроме
социального», которым был образован
Совет по делам страхования. Наряду
с контрольными функциями Совет
должен был проводить новую страховую
политику приближения к потребностям
беднейших слоев населения, устранения
конкуренции страховщиков, обращения
излишков чистой прибыли в казну
и изыскания новых способов повышения
доходов казны от страхового дела.
По делам страхования был
28 ноября 1918 г. Декретом
Совнаркома «Об организации
Однако в связи с гражданской войной и разрухой большевики временно отказались от страхования. В 1919 г. было отменено страхование жизни, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть внедрен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.
Введение новой экономической политики в марте 1921 г. привело к восстановлению страховой системы. В 1921 г. вышел декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В 1922-1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование[62, c.50].
Важной особенностью государственной системы страхования с первых лет ее существования было обязательное страхование имущества. В конце 1921 г. восстановлено обязательное окладное страхование строений, скота и посевов в сельской местности, заменившее прежнее земское страхование. Практически в неизменном виде оно сохранилось до 1940 г., когда был принят новый закон об обязательном окладном страховании и утверждены новые правила и инструкции о порядке определения и оплаты убытков по каждому виду окладного страхования.
Великая Отечественная война подорвала существующую страховую систему, но не разрушила ее. В 1950-х гг. были внесены коррективы в систему обязательного имущественного страхования. С 1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений и организаций, состоящих на местном бюджете. Таким образом, весь государственный сектор хозяйства был освобожден от страхования.
Исключение составляло лишь государственное имущество, сдаваемое в аренду. По нему сохраняется обязательность страхования за счет арендаторов. Сохранялось и развивалось обязательное страхование имущества колхозов, введенное в 1930-х гг. вместо кооперативного страхования. В 1968 г. его объемы существенно расширены за счет введения обязательного страхования посевов на случай неурожая, любых стихийных бедствий, включая засуху. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространился и на совхозы с целью укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства.
В полной мере сохранялось
обязательное страхование имущества,
принадлежащего гражданам (жилые дома,
садовые домики, дачи, хозяйственные
постройки), а также животные (крупный
рогатый скот, лошади и верблюды).
Эти формы обязательного
После окончания войны к Госстраху перешли в качестве репараций акции многих страховых компаний Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. В связи с ростом страховой деятельности за рубежом в 1947 г. было принято решение о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица[62, c.48].
Сильной стороной государственного страхования и компаний, созданных на его основе, была и остается их система работы с населением в части имущественного и личного страхования. В конце 80-х гг. в СССР работало 5765 страховых органов - инспекций государственного страхования, имевших огромную сеть страховых агентов; 3425 таких инспекций находились на территории России. Общие объемы страховых операций с учетом нерыночного характера экономики были велики и составляли свыше 3% ВВП [62, c. 49].
Но система перестрахования в СССР отсутствовала, за исключением Ингосстраха, который с самого начала своей деятельности вынужден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых компаниях. В 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О создании Российской государственной страховой компании» от 10.02.92 г. № 76 на базе Правления Госстраха РСФСР было создано акционерное общество «Российская государственная страховая компания (Росгосстрах)» - правопреемник имущественных прав и обязанностей Госстраха России.
При переходе к рыночным
реформам в 1991-1992 гг. большая часть
финансового потенциала государственного
страхования была уничтожена начавшейся
инфляцией. Государственная монополия
в области страхования была практически
снята принятием в мае 1988 г. Закона
«О кооперации», который предусматривал,
что кооперативы могут
Демонополизация коснулась
и системы Госстраха СССР. Страховым
организациям республик, краев и
областей предоставлялось право
наряду с едиными по стране видами
страхования проводить
Законодательную базу правового
регулирования национального
С 1992 года государственные
и муниципальные страховые
Особенностью формирования российского страхового рынка стало массовое появление новых, преимущественно небольших, компаний, не имеющих опыта страхования. Российский страховой рынок изначально отличался значительными региональными диспропорциями. К настоящему времени сложилось крайне неравномерное распределение страховых компаний по регионам России. В Москве зарегистрировано более половины всех страховых компаний, на которые приходится более 70% страховых поступлений и выплат [62, c.51].
Резкий поворот к рынку и кризис 90-х гг. прошлого века снизил масштабы страхования в российском обществе. Только в 2002 г. доля объема страховых взносов в ВВП достигла доперестроечного уровня. Если исключить из рассмотрения взносы по обязательному медицинскому страхованию, то этот показатель на порядок ниже уровня развитых стран. Невелик и размер страховой премии на душу населения. Основная причина столь значительных различий заключается в низком уровне доходов населения [62, c. 53].
Страховой рынок в России только развивается, в государственном реестре страховщиков в 2005 г. было зарегистрировано около 950 страховых организаций, однако не все они реально занимались страхованием. В России имеется большой потенциал для развития страхования жизни. А совершенствование страхового рынка продолжается и в наши дни.
1.2. Виды медицинского страхования
Медицинское страхование проводится в двух формах: добровольной и обязательной. В их основу положены разные организационно-правовые и экономические принципы. Они различаются по числу сторон, участвующих в страховании целям и условиям функционирования.