Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать характеристику финансовой политики в Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотрена сущность финансовой политики;
- определены принципы и методы проведения финансовой политики;
Введение 3
1.Сущность финансовой политики 5
1.1.Понятие финансовой политики, ее функции, виды и роль в государстве 5
1.2.Принципы и методы реализации финансовой политики. 10
1.3.История развития финансовой политики российского государства. 17
2. Анализ финансовой политики на современном этапе развития государства 20
2.1. Органы, занимающиеся проведением финансовой политики 20
2.2. Контроль и регулирование финансовой политики в государстве. 25
2.3.Анализ современной финансовой политики. 27
3.Проблемымы и пути развития финансовой политики в Российском государстве 51
Заключение 55
Список использованной литературы 57
механизмов финансового обеспечения деятельности организаций новых организационно-правовых форм и создание условий для проведения реструктуризации бюджетной сети;
3) упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса (составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности), в том числе закрепление единых требований к бюджетному планированию, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов;
4) планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств;
5) системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего, главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;
6) утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации Российской Федерации Бюджетным кодексом с одновременным расширением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по ее детализации, а также интеграция бюджетной классификации и бюджетного учета.
«Предлагаемая система поправок позволит создать правовую основу для новой организации бюджетного процесса всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внедрения современных принципов и методов финансового менеджмента, повышения самостоятельности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления и, в конечном счете, повышения эффективности и
прозрачности управления общественными финансами». [8]
Впервые принят трехлетний бюджет, который является, в сущности, финансовым ядром экономической политики страны, направленный на диверсификацию нашей экономики.
Основными отличительными особенностями федерального бюджета на 2008-2010 годы является его планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.
Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
«Значительная часть государственных непроцентных расходов будет направлена на повышение уровня жизни работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и
____________________________
[8] «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса…» [http: // www.consultant.ru]
приравненных к ним лиц, пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов. По сравнению с 2007 годом значительно увеличены расходы по разделу "Национальная экономика". В целях достижения устойчивого роста экономики будет обеспечена реализация проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда РФ. Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры. Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения и судостроения». [9]
Устойчивость бюджета с точки зрения как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП.
По расходной части бюджета 2008-2010 г.г. можно сказать следующее:
Таблица 1
Параметры расходной части федерального бюджета в 2005–2010 гг., млрд руб.
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | |
Расходы – всего: | 3514,3 | 16,3 | 4281,3 | 15,9 | 5983,0 | 18,1 | 6570,3 | 18,8 | 7451,2 | 18,8 | 8089,9 | 18,1 |
в том числе непроцентные расходы | 3306,0 | 15,3 | 4112,3 | 15,3 | 5839,9 | 17,7 | 6382,4 | 18,2 | 7238,6 | 18,2 | 7842,8 | 17,5 |
процентные расходы | 208,3 | 1,0 | 169,1 | 0,6 | 143,1 | 0,4 | 187,9 | 0,5 | 212,6 | 0,5 | 247,1 | 0,6 |
Справочно: ВВП | 21625 |
| 26883 |
| 32989 |
| 35000 |
| 39690 |
| 44800 |
|
Источник: Министерство финансов РФ, расчеты ИЭПП.
Одной из причин столь заметного роста непроцентных расходов федерального бюджета в 2008–2010 г.г. стало Послание Президента РФ
____________________________
[9] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Федеральному Собранию, в котором был выделен ряд приоритетных направлений бюджетной политики на рассматриваемый период. В частности, к числу приоритетов было отнесено решение целого ряда задач в сфере социальной политики и повышения уровня жизни работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства, а также устранение транспортных и энергетических ограничений развития национальной экономики, стимулирование роста наноиндустрии и авиационной промышленности. Также в составе расходов бюджета на 2008–2010 г. г. предусмотрены средства на реализацию положений Послания президента, направленных на улучшение демографической ситуации в России.
В структуре расходов федерального бюджета РФ на период 2008–2010 г.г. по сравнению с предыдущими годами также наблюдаются некоторые изменения.
Таблица 2
Динамика изменения структуры расходов федерального бюджета за период 2005–2010 г.г., в % к ВВП
| Факт | Закон о бюджете | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Расходы – всего: | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,8 | 18,8 | 18,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы | 2,3 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 2,4 | 2,4 |
из них обслуживание государственного долга | 1,0 | 0,6 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
Национальная оборона | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2,1 | 2,0 | 2,0 | 2,2 | 2,3 | 2,2 |
Национальная экономика | 1,2 | 1,3 | 2,1 | 2,1 | 2,0 | 1,2 |
Расходы на социальную политику и социальную сферу | 2,2 | 2,5 | 3,3 | 2,5 | 2,5 | 2,6 |
Межбюджетные трансферты | 5,8 | 5,6 | 5,8 | 6,5 | 6,1 | 6,1 |
Источник: Министерство финансов РФ, расчеты ИЭПП.
На фоне общего роста расходов наиболее заметные изменения по сравнению с бюджетами 2005–2007 гг. связаны со снижением финансирования мероприятий в области социальной сферы, а также колебаниями доли в ВВП расходов на национальную экономику: в 2008 г. она остается на своем максимуме в 2,1% ВВП за период 2005–2010 гг., а затем сокращается до 1,2% ВВП к 2010 г., что преимущественно связано с завершением ряда федеральных целевых программ. Причем важно подчеркнуть, что завершаются программы, непосредственно направленные на развитие инфраструктуры и авиастроения – «Автомобильные дороги», «Модернизация транспортной системы России», «Гражданская авиация», «Морской транспорт», «Внутренние водные пути», «Развитие экспорта транспортных услуг России».
Отдельно следует отметить сокращение расходов на общегосударственные вопросы (без учета расходов на обслуживание государственного долга) с 2,1% ВВП в 2007 г. до 1,8% ВВП в 2010 г., и рост величины межбюджетных трансфертов в 2008 г. (на 0,7% ВВП) за счет увеличение отчислений во внебюджетные фонды.
Остальные разделы расходной части федерального бюджета на 2008–2010 г.г. в долях ВВП либо незначительно (в пределах ±0,1% ВВП) изменились, либо остались неизменными.
Как и годом ранее, значительные объемы финансирования были традиционно предусмотрены по разделам «Межбюджетные трансферты», «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика» и блок социальных расходов.
Ситуация с расходами бюджета в период 2008–2010 гг. выглядит отнюдь неоднозначно. С одной стороны, в расходной части федерального бюджета были учтены те ориентиры финансирования, которые обозначил Президент в своем Послании Федеральному Собранию РФ. С другой стороны, такой существенный рост расходов бюджета (почти 3% ВВП по сравнению с 2006 г.) может иметь негативные последствия для российской экономики, поскольку в условиях избыточного инфляционного давления создает дополнительные проблемы, снижающие эффективность антиинфляционных действий правительства.
В результате достаточно жесткой и сбалансированной финансовой политики и выгодной конъюнктуры на мировых рынках создана «подушка безопасности» для российской экономики в целом и для федерального бюджета. Стабилизационный фонд, который для обеспечения долгосрочной стабильности и сбалансированности бюджета разделился на Резервный фонд и фонд будущих поколений.
«Одними из основных направлений повышения эффективности управления общественными финансами являются задачи по созданию стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и созданию стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами». [10]
Сформированная система межбюджетных отношений явилась важнейшим инструментом для решения указанных задач.
В результате упорядочено бюджетное устройство субъектов Российской Федерации, в целом разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов на формализованной основе, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.
В 2008-2010 г.г. были предприняты дополнительные усилия, направленные на систематизацию каналов финансовой помощи, а так же
____________________
[10] Распоряжение Правительства РФ от 03.04.06 г. № 467-р. «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах».
введение дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В результате повысился уровень соблюдения в субъектах РФ и муниципальных образованиях требований бюджетного законодательства, а так же уровень качества управления региональными и муниципальными финансами.
Решение задачи по выравниванию доступа граждан к государственным и муниципальным услугам обеспечивается путем представления в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в рамках единой нормативно-правовой и методической базы, а так же предоставление субсидий для развития социальной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований.
Созданные конституционные условия функционирования бюджетов всех уровней обеспечили в 2007 году продолжения положительной динамики роста показателей экономического развития субъектов Российской Федерации.
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2007 год по доходам составило 4 836,8 млрд. рублей, что на 1 071,8 млрд. рублей (или 28,5%) выше уровня 2006 года. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в общей сумме доходов составили 854,1 млрд. рублей, или 17,7 процента от общего объема доходов консолидированных бюджетов регионов.
По расходам консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены в сумме 4 797,7 млрд. рублей или выше уровня 2006 года на 32,3%. Профицит консолидированных бюджетов регионов определился в сумме 39,1 млрд. рублей. С дефицитом исполнены бюджеты в 36 субъектах Российской Федерации, из них в 15 регионах дефицит составил менее 5% от суммы доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета, в 17 регионах – от 5 до 10%.