Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать характеристику финансовой политики в Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- рассмотрена сущность финансовой политики;
- определены принципы и методы проведения финансовой политики;
Введение 3
1.Сущность финансовой политики 5
1.1.Понятие финансовой политики, ее функции, виды и роль в государстве 5
1.2.Принципы и методы реализации финансовой политики. 10
1.3.История развития финансовой политики российского государства. 17
2. Анализ финансовой политики на современном этапе развития государства 20
2.1. Органы, занимающиеся проведением финансовой политики 20
2.2. Контроль и регулирование финансовой политики в государстве. 25
2.3.Анализ современной финансовой политики. 27
3.Проблемымы и пути развития финансовой политики в Российском государстве 51
Заключение 55
Список использованной литературы 57
В 1992 году освобождение цен привело к их многократному росту.
Потребительские цены выросли в 26.1 раза. Поэтому главной целью финансовой политики становится снижение темпов роста цен и инфляции. Ставится задача снизить бюджетный дефицит до 3%.
Обобщая основное содержание и результаты финансовой политики в 1992-2001 г.г. следует отметить противоречивость и некомплексность финансовых преобразований, которые свидетельствуют о том, что процесс создания новой финансовой системы еще не закончился. На протяжении почти десятилетнего периода 90 годов 20 века резко изменялись внутренние и внешние условия социально-экономического развития, прежде всего мировые цены на топливно-энергетические ресурсы.
Становление и развитие рыночной экономики привели к коренной перестройке бюджетного процесса и серьезным изменениям в бюджетной политике государства.
Политическая, экономическая и, как следствие, финансовая неустойчивость в стране с переходной экономикой обусловили выбор главной цели бюджетной политики государства в 1990-ые годы – снижение бюджетного дефицита. Ее реализация происходила в условиях возрастания государственного долга и снижения собираемости налогов. Свою неспособность собирать налоги правительство пыталось компенсировать эмиссией своих ценных бумаг. В результате чрезмерный оборот государственных ценных бумаг, захлестнул финансовый рынок, отвлекая денежные средства от реального сектора экономики. Непродуманность бюджетной политики закономерно привела экономику страны к дефолту в августе 1998 года.
Финансовая политика на современном этапе представлена в следующем разделе работы.
55
2. Анализ финансовой политики на современном этапе развития государства
2.1. Органы, занимающиеся проведением финансовой политики
Общее управление финансами осуществляет высший законодательный орган власти - Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящий из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Разработка финансового законодательства, рассмотрение и утверждение федерального бюджета составляют прерогативу Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы (закон об утверждении федерального бюджета, налоговое законодательство, хозяйственное законодательство) создают нормативную основу функционирования всей институциональной финансовой системы.
Наряду с Федеральным Собранием деятельность финансовой системы регламентирует Президент РФ, издающий указы, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений, особенно налогообложения. Правительство РФ также выпускает постановления и распоряжения, создающие нормативную базу управления финансами, в основном во исполнение указов Президента РФ. Таким образом, на основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и закладывается нормативная основа финансовой системы.
Центральным органом, проводящим в жизнь финансовую политику и управляющим финансами, является Министерство финансов РФ.
«Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей…» [6]
В ведении Министерства Финансов находятся: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
«Стратегическими целями Минфина России и подведомственных ему федеральных служб являются:
обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации;
поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны;
формирование и функционирование эффективной налоговой системы;
создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;
обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы». [7]
Функции Министерства Финансов:
1. Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о
________________
[6] Положение о Министерстве финансов РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329.
[7] «Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 гг.
Основные положения Март 2008 год» [http://www.minfin.ru]
распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
2. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
3. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;
4. Разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в определении ценовой политики; принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
5. Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
6. Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
7. Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.
Министерству Финансов предоставлено право создавать департаменты в центральном аппарате министерства. К числу важнейших структурных подразделений Министерства финансов РФ принадлежат:
1. бюджетный департамент, основная функция которого состоит в разработке бюджетной политики, проектов бюджетов и бюджетных программ, поддержание межгосударственных бюджетных отношении;
2. главное управление Федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета;
3. департамент налоговых реформ;
4. департамент ценных бумаг и финансового рынка;
5. департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
6. отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и ряд других).
Министерство налогов и сборов РФ и Федеральная служба налоговой полиции контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность взносов в бюджет всех налогов и обязательных платежей;
Министерство государственного имущества также имеет непосредственное отношение к сфере финансов. Во-первых, оно призвано эффективно управлять государственным имуществом и таким образом обеспечивать значительную часть доходов бюджета. Осуществляя программу приватизации, оно способствует экономии государственных расходов на дотации неэффективным государственным предприятиям. Реализация части национального богатства путем открытых аукционов служит дополнительным источником поступления средств в бюджет.
Федеральная комиссия по ценным бумагам призвана регулировать функционирование финансового рынка, деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка, способствовать переливу капитала в более эффективные сектора экономики и тем самым - развитию доходной базы бюджета.
Система Центрального Банка Российской Федерации - важнейший орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Одновременно она выполняет регулирующие и контрольные функции по отношению ко всем коммерческим банкам и кредитным организациям.
Непосредственное управление финансами коммерческих и некоммерческих организации осуществляют финансовые (бухгалтерские) службы этих предприятий.
Минфин России и подведомственные ему федеральные службы исполняют три типа государственных функций:
- правоустанавливающие – регулирование, в том числе нормативно-правовое, и выработка государственной политики в финансовой, бюджетной, налоговой и других сферах;
- правоохранительные - непосредственное администрирование и управление, в том числе предоставление государственных услуг, выполнение административных функций, администрирование государственных расходов функции разработки проекта федерального бюджета, управления государственным долгом, сбора налогов, управления резервным фондом и Фондом национального благосостояния, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы);
- контрольные – контроль и надзор за исполнением налогового, бюджетного и валютного, страхового финансового законодательства.
На контрольных функциях остановлюсь подробнее в следующей части своей работы.
55
Финансовый контроль в экономике современной России приобретает чрезвычайно важное значение, прежде всего в интересах граждан, которые получают государственную (как правило, финансовую поддержку), предпринимателей, которые заинтересованы в эффективной деятельности в реальной экономике. Государственные естественные монополисты так же заинтересованы в осуществлении действенного финансового контроля.
Финансовый контроль в современной экономике имеет следующие виды:
-контроль за хозяйствующими субъектами со стороны государственной налоговой инспекции;
-принятие привентивных мер по выявлению финансовых, налоговых нарушений государственной налоговой полицией;
-государственный контроль за правильностью использования бюджетных средств;
-контроль центрального банка России за деятельностью коммерческих банков;
-контроль коммерческих банков за деятельностью предприятий, счета которых находятся в банке.
Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Федерального Собрания, Главным контрольным управлением Президента РФ, контрольно-ревизионным управлением, управлением Федерального казначейства, Государственным таможенным комитетом, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой налоговой полиции, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ.
За последний год в рамках бюджетной политики проведены мероприятия по нормативно-правовому регулированию финансово-бюджетного контроля. Деятельность Минфина в 2007 году была направлена на приведение нормативно-правовой базы в соответствие с новой системой управления экономикой, сложившейся в процессе административной реформы. В частности, приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Основным органом валютного регулирования в России является Центральный Банк РФ полномочия которого в этой области определяются Законом « О валютном регулировании и валютном контроле» ( ст.9).
55
Бюджетная политика РФ на современном этапе.
В 2008 году наша страна вышла на новый рубеж формирования бюджетного процесса и бюджетной политики. В апреле 2007 г. вступил в силу новый Бюджетный кодекс, определяющий формирование бюджетного процесса, правила бюджета, бюджетную дисциплину, налоговое бремя, расходы, которые несет государство по поддержке экономики.
Поправки, внесенные в Бюджетный кодекс РФ (Федеральным законом N 63-ФЗ от 26 апреля 2007г.) являются, на мой взгляд, самым значимым событием в сфере бюджетной политики в 2007 г., в результате чего серьезным изменениям подверглись многие основополагающие главы Кодекса. В новой редакции Кодекса необходимо выделить следующие новации:
1) переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период;
2) четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам с выполнением государственных (муниципальных) заданий, введение