Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:39, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Задачи исследования:
- дать краткий исторический очерк развития системы государственного пенсионного обеспечения (страхования) в России с момента её зарождения и до наших дней;
- рассмотреть основные цели , задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;
- проанализировать понятие, цели, значение индивидуального
(персонифицированного) учета;
- рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного;
- определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных персонифицированного учета;
-сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области.
Следует отметить, что требования подтверждения (и по косвенным признакам в том числе) индивидуального характера заработка для целей пенсионного обеспечения сохраняются и в новом законодательстве.
При подтверждении среднемесячного заработка на основании косвенных документов в пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.
В настоящее время продолжает существовать проблема дефицита денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий.
Несмотря на принятие нового пенсионного и налогового законодательств, нормы которых предусматривают ответственность налогоплательщика (по налоговому законодательству) и страхователя, застрахованных лиц, а также страховщика (по пенсионному законодательству), в стране не все организации уплачивают обязательные платежи в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.
В связи с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации и изменением в связи с этим пенсионного законодательства функции Пенсионного фонда России по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов, а также по перерасчету и возврату излишне уплаченных или взысканных платежей во внебюджетные фонды передана органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (статья 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах")1.
Практика показывает, что с вышеуказанными изменениями произошла ломка устоявшегося механизма взыскания страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поток денежных средств на выплату пенсий уменьшился.
Мне кажется, что существует необходимость внесения изменения в действующее пенсионное и налоговое законодательство, то есть изменений, связанных с возвратом Пенсионному фонду Российской Федерации функции по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, считаю необходимым в этих целях открытие Пенсионным фондом своих расчетных счетов, а также возможность безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов недобросовестных страхователей, по результатам документальных и камеральных проверок.
Также существует проблема со сбором и проверкой достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, необходимых для внесения и изменения информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, для последующего назначения и перерасчета пенсии. Реализация норм статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 25.10.2001 № 138-ФЗ), предусматривающих ответственность работодателей и застрахованных лиц, уклоняющихся от представления предусмотренных указанным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, осложняется тем, что в силу отсутствия четко налаженных взаимоотношений между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в лице территориальных налоговых инспекций, работники Пенсионного фонда не могут применить в полной мере нормы пенсионного законодательства в отношении недобросовестных страхователей и застрахованных лиц.
Также в настоящее время решается проблема по созданию единых пенсионных служб во всех регионах Российской Федерации.
В случае повсеместного
образования вышеуказанных
Кроме того, на данном этапе реформирования пенсионной системы, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" возникают проблемы по передаче органами социальной защиты населения материально-технической базы по назначению и перерасчету пенсии Пенсионному фонду.
Также существует проблема с квалифицированными кадрами, которые в соответствии с вышеназванным Указом должны быть переведены на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проблема заключается в том, что работники органов социальной защиты населения, занимающиеся назначением и выплатой государственных пенсий, имеют статус государственных служащих и соответствующие этому статусу льготы; работники же Пенсионного фонда России подобного статуса не имеют.
Решение данной проблемы, по-моему, должно заключаться либо в наделении статусом государственных служащих работников Пенсионного фонда, либо увеличением заработной платы, чтобы заинтересовать сотрудников органов социальной зашиты населения, дабы не потерять ценные кадры.
В связи с наделением Пенсионного фонда совершенно новыми для него функциями - назначения, выплаты и доставки пенсий - одной из важнейших задач является переквалифицирование кадров самого Пенсионного фонда.
Для этого уже сейчас проводятся совещания-семинары с работниками органов социальной защиты населения, органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства труда и социального развития Российской Федерации по обмену опытом и решению вопросов, возникающих при реализации нового пенсионного законодательства.
Законы Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Юридическая литература", 1998.
2. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"//Сборник документов по Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". - М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 1996.
3. Федеральный закон
от 05.05.1997 № 77 "О внесение изменений
и дополнений в Положение о
Пенсионном фонде Российской
Федерации, в Порядок уплаты
страховых взносов
4. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"// Правовая система "Гарант".
5. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"// Правовая система "Гарант".
6. Федеральный закон
от 25.10.2001 № 138-ФЗ "О внесение
изменений и дополнений в
7. Федеральный закон
от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в
8. Федеральный закон
от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".
10. Федеральный закон
от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в
Указы Президента Российской Федерации
1. Указ Президента Российской Федерации от 24.07.1992 № 799 "О компенсационных выплатах пенсионерам"// Правовая система "Гарант".
2. Указ Президента
Российской Федерации от 09.05.1993 №
787 "О управлении пенсионным
обеспечением в Российской
3. Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1766 "О компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни"// Правовая система "Гарант".
4. Указ Президента
Российской Федерации от 10.12.1993 №
2121 "О повышении ранее
5. Указ Президента
Российской Федерации от 03.08.1994 №
1584 "Об индексации
6. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1995 № 84 "О компенсационных выплатах пенсионерам с 1 февраля 1995 года"// Правовая система "Гарант".
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.11.1995 № 1166 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Рооссийской Федерации"//В сборнике нормативно-инструктивных материалов, регламентирующих деятельность уполномоченных и определяющих порядок уплаты страховых взносов в Пенсионного фонда России. - М.: Издательство "Геива", 1996. С. 11.
8. Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1997 № 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров"// Правовая система "Гарант".
9. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.1998 № 1647 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Рооссийской Федерации"//В сборнике нормативно-инструктивных материалов, регламентирующих деятельность уполномоченных и определяющих порядок уплаты страховых взносов в Пенсионного фонда России. Ч. IV. - М.: Издательство "Синус", 1999.
10. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.1999 № 391 "О единовременной компенсационной выплате пенсионерам"// Правовая система "Гарант".
11. Указ Президента
Российской Федерации от 30.03.1999 №
392 "О компенсационной выплате
малообеспеченным категориям пе
12. Указ Президента
Российской Федерации от 29.01.2000 "О
дополнительных мерах по
13. Указ Президента Российской Федерации от 17.02.2001 № 137 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе"// "Пенсия" № 3, 2001. С.6-8.
14. Указ Президента Российской
Федерации от 15.04.2000 № 680 "Об
отношении среднемесячного
15. Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"// Правовая система "Гарант".
Постановления Верховного Совета РСФСР, Президиума Верховного Совета Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
1. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации"// В сборнике материалов по Пенсионному фонду России. - М., 1996.
2. Порядок уплаты страховых
взносов работодателями и
3. Постановление Президиума
Верховного совета Российской
Федерации от 06.07.1992 № 3209-1 "О
создании в порядке
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 "О мерах по реализации концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации"// Правовая система "Гарант".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования"// Правовая система "Гарант".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (с изменениями от 17.09.1999) // Правовая система "Гарант".
7. Постановление Правительства
Российской Федерации от 04.03.2002 №
141 "О некоторых вопросах
8. Постановление Правительства
Российской Федерации от 18.03.2002 №
165 "Об утверждении Временных
правил размещения средств