Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Задачи исследования:
- дать краткий исторический очерк развития системы государственного пенсионного обеспечения (страхования) в России с момента её зарождения и до наших дней;
- рассмотреть основные цели , задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;
- проанализировать понятие, цели, значение индивидуального
(персонифицированного) учета;
- рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного;
- определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных персонифицированного учета;
-сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области.

Файлы: 1 файл

персучетпенс.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

3) служба в Вооруженных Силах  Российской Федерации и иных  созданных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  воинских формированиях, Объединенных  Вооруженных Силах Содружества  Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной  нетрудоспособности, начавшейся в  период работы, и период пребывания  на инвалидности I и II группы, полученной  вследствие увечья, связанного с  производством, или профессионального  заболевания;

5) периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения  пособия по безработице, участия  в оплачиваемых общественных  работах, переезда по направлению  службы занятости в другую  местность и трудоустройства.

Для лиц, которым по состоянию  на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного капитала трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Статьями 10 и 11 вышеназванного Федерального закона предусмотрены  периоды работы, виды деятельности, включаемые в страховой стаж, а также условия и порядок их зачета. 

В календарном порядке  зачисляются следующие периоды  деятельности:

1) периоды работы и  (или) иной деятельности, которые  выполнялись на территории Российской  Федерации при условии уплаты  страховых взносов в Пенсионный  фонд Российской Федерации;

2) периоды работы и  (или) иной деятельности, которые  выполнялись за пределами территории  Российской Федерации в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации или международными  договорами Российской Федерации,  либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

3) период прохождения  военной службы, а также другой  приравненной к не службы, предусмотренной  Законом Российской Федерации  "О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности, указанные в пунктах 1 и 2;

4) период получения  пособия по государственному  социальному страхованию в период  временной нетрудоспособности, если  ему предшествовали и (или)  за ним следовали периоды работы  и (или) иной деятельности (независимо  от их продолжительности), указанные  в пунктах 1 и 2;

5) период ухода одного  из родителей за каждым ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, но не более  трех лет в общей сложности,  если ему предшествовали и  (или) за ним следовали периоды  работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в пунктах 1 и 2;

6) период получения  пособия по безработице, период  участия в оплачиваемых общественных  работах и период переезда  по направлению государственной  службы занятости в другую  местность для трудоустройства,  если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в пунктах 1 и 2;

7) период содержания  под стражей необоснованно привлеченных  к уголовной ответственности,  необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в пунктах 1 и 2;

8) период ухода, осуществляемого   трудоспособным лицом за инвалидом  I группы, ребенком-инвалидом или  за лицом, достигшим возраста 80 лет, если ему предшествовали  и (или) за ним следовали  периоды работы и (или) иной  деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в пунктах 1 и 2.

В целях обеспечения  реализации Федерального закона "О  трудовых пенсиях в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации  разработал технологию документооборота для назначения трудовых пенсий и определения размера её страховой части по данным индивидуального (персонифицированного)  учета.

1. Во исполнение телетайпограммы  Министерства труда России и  Пенсионного фонда Российской  Федерации от 19.02.2002 года № 958-ЮЛ/МЗ-06-32/1 на застрахованных лиц, выходящих на пенсию по старости, страхователи (работодатели) представляют в территориальные органы Пенсионного фонда России действующие документы индивидуального (персонифицированного) учета.

Формирование полномасштабной  базы данных персонифицированного учета страховых взносов, которая могла бы практически использоваться при назначении пенсии, требует определенного времени для накопления соответствующей информации.

В настоящее время уже реализован комплекс мероприятий по корректировке  порядка назначения и перерасчета пенсий в соответствии с ориентацией на использование данных индивидуальных лицевых счетов застрахованных граждан.

Для этого были внесены  изменения в Закон Российской Федерации "О государственных  пенсиях в Российской Федерации", которые предусматривают установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивидуальных лицевых счетов.

До принятия на федеральном  уровне нормативных документов, регулирующих порядок назначения пенсий на основании данных персонифицированного учета, в том числе и технологии документооборота между органами, назначающими пенсию и ведущими учет в системе государственного пенсионного страхования, Комитет социальной защиты населения Москвы и ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве устанавливают Временный порядок работы ГУ-ОПФР по г. Москве, его структурных подразделений, районных управлений социальной защиты населения (РУСЗН) и работодателей по подготовке и оформлению документов для назначения пенсий застрахованным лицам на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В совместном письме Комитета социальной защиты населения и ГУ-ОПФР по г. Москве от 14.03.2002 года № 02/4100/1844,19-2328 "Об организации работ ГУ - ОПФР по г. Москве и РУСЗН г. Москвы по подготовке и оформлению документов для назначения трудовых пенсий на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования"1, сообщается, что регистрация в системе персонифицированного учета государственного пенсионного страхования и представление страхового свидетельства являются обязательными условиями для решения вопроса о назначении трудовой пенсии.

1. Документом, подтверждающим  стаж и заработок застрахованного лица за периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица, но не ранее 01.01.1997 года, является Выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица форма СЗИ-4.

Выписка формируется  из базы данных программно-технического комплекса системы персонифицированного учета Пенсионного фонда России по запросам РУСЗН г. Москвы и содержит информацию о стаже и заработке застрахованного лица с даты регистрации в системе персонифицированного учета. Начиная с 2002 года в Выписке содержатся сведения об уплаченных работодателем страховых взносах с сумм заработка (вознаграждения), дохода застрахованного лица.

2. Для обеспечения  полноты и своевременности поступления  данных на застрахованных лиц  Пенсионным фондом России и  его территориальными органами проводится разъяснительная работа с работодателями об изменении порядка подготовки и предоставления документов для установления трудовых пенсий.

Кроме того, за 3 месяца до наступления права на пенсию по старости застрахованному лицу направляется информация о состоянии его лицевого счета и предоставляется возможность уточнения стажа и заработка с момента регистрации в системе персонифицированного учета и представления доработанных форм СЗВ-3 в территориальный орган Пенсионного фонда.

3. Работодатель представляет в Пенсионный фонд следующий комплект документов:

- Пояснительная записка  к индивидуальным сведениям о  стаже и заработке;

- Формы СЗВ-3 на лиц,  выходящих на пенсию;

- Формы АДВ-10 "сводная  ведомость форм документов СЗВ-3, предоставляемых работодателем  в Пенсионный фонд";

- Ксерокопии форм СЗВ-3 на лиц, выходящих на пенсию;

- Ксерокопии платежных поручений  работодателя о перечислении  страховых взносов за месяцы, указанные в индивидуальных сведениях  (форма "назначение пенсии") за 2002 год.

При этом на лиц, выходящих  на пенсию, работодатель не позднее  чем за 10 дней до наступления права застрахованного лица на пенсионное обеспечение, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда индивидуальные сведения о трудовом стаже и заработке застрахованного лица (форма СЗВ-3) за текущий период 2002 года (тип формы "назначение пенсии"), недостающие сведения за предшествующие периоды.

5. Специалист РУСЗН  при приеме заявления о назначении  пенсии проверяет правильность  заполнения заявления, в котором  в обязательном порядке должен  быть указан страховой номер  застрахованного лица. При отсутствии страхового номера, в заявлении отражаются сведения о прохождении им анкетирования в системе государственного пенсионного страхования.

В расписке к заявлению  в числе недостающих документов для назначения пенсии указываются страховое свидетельство (если оно не предоставлено) и Выписка из индивидуального лицевого счета, первый экземпляр расписки выдается представителю предприятия или заявителю. После получения указанных документов на обороте заявления отражаются сведения об их представлении.

В случае непредставления  страхового свидетельства в течение  трехмесячного срока после подачи заявления о назначении пенсии РУСЗН  выносит решение об отказе в назначении трудовой пенсии и рассматривает  вопрос о возможности назначения пенсии по Федеральному закону от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

 РУСЗН принимает  решение о назначении пенсии  и переводе на другой вид  пенсии без представления страхового  свидетельства в следующих случаях:

- если у заявителя имеется  трудовой стаж только до 31.12.1996 года включительно и на момент  обращения за назначением пенсии  он не работает;

- если заявитель прибыл  из государства - бывшей республики  СССР и не работал на территории  России после 01.01.1997 года;

- если обращается за  назначением пенсии семья умершего  кормильца, который на момент  смерти не был зарегистрирован  в системе персонифицированного  учета государственного пенсионного  страхования;

-если заявителю ранее  (до 31.12.1996 года) назначалась пенсия по законодательству Российской Федерации (в том числе по линии других органов), независимо от факта их работы по состоянию на 01.01.1997 года и позднее.

При обращении за назначением  пенсии заявителя, работавшего после 1 января 1997 года и не прошедшего регистрацию в системе персонифицированного учета  государственного пенсионного страхования, пенсия может быть начислена с учетом заработка и стажа за периоды до его регистрации в органах Пенсионного фонда.

Стаж работы за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается трудовой книжкой или другими документами, выдаваемыми в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями и предприятиями.

Такими документами  является справка о заработке. Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов по оплате труда организацией, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации или прекращения деятельности организации по другим причинам справки выдаются её правопреемником, вышестоящей организацией или архивными органами, располагающими данными документами.

При желании застрахованного  лица пенсия может быть исчислена  из заработка за период до 01.01.1997 года. Тогда этот заработок должен быть подтвержден выданной работодателем (а если работа протекала в нескольких местах - работодателями) справкой о заработке, содержащей сведения об отчислении страховых взносов в Пенсионный фонд России, а за период до 01.01.1991 года - об отчислении на социальное страхование. При отсутствии таких записей на справке о заработке за период с 01.01.1991 по 31.12.1996 год, а также при возникновении у РУСЗН сомнений в правильности и обоснованности выдачи справки о заработке за этот же период, РУСЗН направляет в Пенсионный фонд Запрос об уплате страховых взносов работодателем за определенный период. Пенсионный фонд в ответ на данный запрос передает для РУСЗН справку, содержащую сведения об отчислении работодателем страховых взносов за указанный период.

Информация о работе Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования