Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 18:08, курсовая работа
Цель данной работы:
Проанализировать с социально-экономической точки зрения занятость населения России.
К задачам исследования относятся:
1. Изучить классификацию населения по статусу занятости;
2. Ознакомиться с проблемами занятости населения в современных условиях;
3. Проанализировать состав и распределение безработных
Введение ………………………………………………………………………3
1. Теоретические вопросы статистического изучения занятости населения……………………………………………………………………………5
1.1 Классификация населения по статусу занятости……………………….5
1.2 Проблемы занятости населения в современных условиях……………8
2. Статистико-экономический анализ занятости населения………………14
2.1 Анализ состава и распределения безработных……………………….14
2.2 Анализ динамики и колеблемости численности занятых и уровня занятости…………………………………………………………………………..27
2.3 Корреляционно-регрессионный анализ занятости населения……….48
3. Прогнозирование занятости населения…………………………………52
Заключение……………………………………………………………………56
Список использованных источников……………………………………….59
Совершенствование управления трудовыми ресурсами можно рассматривать как приоритетное направление в решении задачи создания системы формирования эффективной занятости. Оно соотносится как конечный желаемый результат и исходный этап его достижения. [17]
Исходным звеном перестройки системы Государственного комитета труда является местные органы по труду и бюро по трудоустройству, ее исходным пунктом - отработка модели территориальных служб управления занятостью и трудовыми ресурсами. Дело в том, что деятельность этих звеньев особенно тесно соприкасается с интересами первичных хозяйственных подразделений и трудящихся, непосредственно "улавливает" последствия изменений условий хозяйствования и занятости, принятия законов, проведения мероприятий по совершенствованию оплаты труда и организационных структур управления. Им принадлежит ведущая роль в регулировании развития рынка рабочей силы на территориальном уровне.
К настоящему времени прошли экспериментальную апробацию разнообразные способы организации местными органами власти выполнения ряда важных управленческих задач: улучшение сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, сокращение срока вакантности рабочих мест и времени бездействия работников при смене места работы и ее подборе, при текучести кадров и других.
Общим для всех апробированных моделей является то, что они основаны на внедрении оперативного учета наличия и движения трудовых ресурсов и рабочих мест с использованием современных средств сбора и обработки информации, экономико-статистических методов и электронно-вычислительной техники. Это открывает большие возможности комплексному сбалансированному развитию всех сфер занятости для выработки обоснованных управленческих решений по наиболее рациональному использованию различных социально-демографических групп трудоспособного населения. Однако для обеспечения эффективной занятости условия еще не созданы. [9]
Современное состояние материально-технической базы системы трудоустройства не соответствует потребностям оперативного решения задач по эффективной территориально-отраслевой перегруппировке трудовых ресурсов при массовом высвобождении работников.
Во многих городах службы трудоустройства размещены в плохих помещениях. Это снижает их престиж у населения. Они не имеют необходимых технических средств: вычислительной техники, ЭВМ, автоматизированных поисковых систем, дисплеев.
Низок уровень квалификации кадров, работающих с населением, высока их текучесть из-за низкого уровня оплаты труда. Между тем качество работы службы во многом упирается именно в технику и кадровое обеспечение, без которых нельзя составить банка данных, трудно пользоваться имеющейся информацией, улучшить качество обслуживания населения и престиж органов трудоустройства.
Поэтому безотлагательной проблемой является коренное и качественное обновление материально-технической базы и кадрового обеспечения государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации, повсеместное оснащение территориальных служб занятости современными средствами сбора и обработки информации, компьютерной техникой, в том числе, индивидуального пользования. Без решения этой задачи нельзя обеспечить заинтересованность предприятий во внедрении новой техники, оперативное трудоустройство высвобождаемых людей, реальные гарантии занятости.
В этой связи представляется необходимой дальнейшая отработка и уточнение принципов и механизма финансирования системы технического переоснащения службы трудоустройства с необходимостью централизованного бюджетного финансирования, основой которого должна стать плата предприятий за трудовые ресурсы в общероссийский и местные бюджеты или налог с прибыли. [8]
Вызывает сомнение правомерность принятия порядка финансирования социальных выплат, связанных с процессом высвобождения и переподготовки. При увольнении ответственность за социальное обеспечение и переподготовку высвобожденных работников возложена на предприятия, осуществляющее их высвобождение и прием на работу. В условиях рынка, когда зарплата должна быть каждым заработана, такой порядок ставит заведомо трудовые коллективы в невыгодное положение. Перенесение на них расходов по социальным выплатам в связи с трудоустройством данного контингента создает барьер на пути активизации высвобождения работников за пределы предприятий. [2]
При расторжении трудового договора в случае сокращения штатов и высвобождения людей за пределы предприятий должны быть предусмотрены альтернативы социальной защиты человека - гарантированы определенные преимущества данному контингенту в очередности получения работы на других предприятиях по сравнению с уволившимися с работы по собственному желанию;
предоставлено право досрочного выхода на пенсию лицам пред пенсионного возраста с частичной компенсацией потерь заработка;
продлена продолжительность периода социальных выплат и предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации трудоустройства по специальности в определенный законом срок;
организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных органов власти (в частности по созданию объектов социальной сферы) с последующей гарантией предоставления работы по специальности и т.п.
Местные органы власти должны иметь в своем распоряжении специальный фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению занятости и реализации права людей на труд. [18]
2. Статистико-экономический анализ занятости населения
2.1 Анализ
состава и распределения
К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:
1. не имели работы (другого доходного занятия);
2. занимались поиском работы в любой форме;
3. были готовы приступить к работе.
Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).
Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).
В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. [13]
Численность безработных в России в сентябре 2012г. составила, по предварительным данным, 4 млн. человек, или 5,2% численности экономически активного населения. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). По сравнению с августом 2012г. количество безработных выросло на 0,8%, а по сравнению с сентябрем 2011г. - снизилось на 13,7%.
Численность экономически активного населения в сентябре 2012г. составила 76,2 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны.
При этом численность официально зарегистрированных безработных в сентябре 2012г. сократилась по сравнению с августом на 4,3% и достигла 1 млн. 022 тыс. человек. По сравнению с сентябрем 2011г. этот показатель снизился на 19,1%.
В январе-сентябре 2012г. были зафиксированы 4 забастовки, в которых приняли участие 399 человек, потери рабочего времени составили 1 тыс. 672 человеко-дня. [15]
Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.
Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация. [16]
Одним из важных показателей, характеризующий ситуацию на рынке труда, является коэффициент безработицы, который рассчитывается как соотношение количества безработных к числу экономически активного населения.
Сумма коэффициента занятости и коэффициента безработицы равна единице. [1]
Рассмотрим, как распределяются субъекты РФ по уровню безработицы за 2010 год
Таблица 1 – Ранжированный ряд распределения субъектов Российской Федерации по уровню безработицы за 2010 год
№№ по ранжиру |
Субъекты РФ |
Уровень безработицы, % |
1 |
Город Москва |
1,72 |
2 |
Город Санкт-Петербург |
2,63 |
3 |
Московская область |
3,33 |
4 |
Чукотский автономный округ |
4,09 |
5 |
Липецкая область |
4,55 |
6 |
Ленинградская область |
5,22 |
7 |
Белгородская область |
5,23 |
8 |
Республика Мордовия |
5,34 |
9 |
Самарская область |
5,70 |
10 |
Магаданская область |
5,73 |
11 |
Новгородская область |
5,74 |
12 |
Тульская область |
5,84 |
13 |
Владимирская область |
6,16 |
14 |
Костромская область |
6,17 |
15 |
Республика Татарстан |
6,25 |
16 |
Красноярский край |
6,32 |
17 |
Саратовская область |
6,34 |
18 |
Калужская область |
6,53 |
19 |
Пензенская область |
6,56 |
20 |
Тверская область |
6,59 |
21 |
Краснодарский край |
6,72 |
22 |
Тюменская область |
6,86 |
23 |
Ставропольский край |
6,86 |
24 |
Амурская область |
6,94 |
25 |
Камчатский край |
7,10 |
26 |
Архангельская область |
7,22 |
27 |
Оренбургская область |
7,39 |
28 |
Смоленская область |
7,43 |
29 |
Воронежская область |
7,54 |
30 |
Челябинская область |
7,57 |
31 |
Ивановская область |
7,58 |
32 |
Ярославская область |
7,59 |
33 |
Новосибирская область |
7,63 |
34 |
Нижегородская область |
7,76 |
35 |
Ростовская область |
7,81 |
36 |
Вологодская область |
7,90 |
37 |
Тамбовская область |
7,90 |
38 |
Томская область |
7,92 |
39 |
Брянская область |
7,98 |
40 |
Волгоградская область |
8,01 |
41 |
Омская область |
8,08 |
42 |
Курская область |
8,21 |
43 |
Астраханская область |
8,35 |
44 |
Рязанская область |
8,44 |
45 |
Пермский край |
8,51 |
46 |
Свердловская область |
8,51 |
47 |
Кировская область |
8,80 |
48 |
Алтайский край |
8,83 |
49 |
Республика Саха (Якутия) |
8,84 |
50 |
Мурманская область |
8,87 |
51 |
Ульяновская область |
8,92 |
52 |
Кемеровская область |
8,97 |
53 |
Орловская область |
8,98 |
54 |
Республика Башкортостан |
9,00 |
55 |
Хабаровский край |
9,06 |
56 |
Республика Хакасия |
9,07 |
57 |
Республика Адыгея |
9,22 |
58 |
Чувашская республика |
9,25 |
59 |
Сахалинская область |
9,27 |
60 |
Удмуртская республика |
9,31 |
61 |
Еврейская автономная область |
9,41 |
62 |
Республика Карелия |
9,59 |
63 |
Приморский край |
9,69 |
64 |
Псковская область |
9,71 |
65 |
Республика Северная Осетия - Алания |
9,81 |
66 |
Иркутская область |
10,19 |
67 |
Республика Коми |
10,28 |
68 |
Карачаево-Черкесская республика |
10,28 |
69 |
Республика Бурятия |
10,39 |
70 |
Республика Марий Эл |
10,53 |
71 |
Калининградская область |
10,57 |
72 |
Забайкальский край |
11,38 |
73 |
Республика Алтай |
12,30 |
74 |
Кабардино-Балкарская республика |
12,69 |
75 |
Курганская область |
12,70 |
76 |
Республика Дагестан |
14,84 |
77 |
Республика Калмыкия |
14,96 |
78 |
Республика Тыва |
22,04 |
79 |
Чеченская республика |
43,13 |
80 |
Республика Ингушетия |
49,72 |
[15]
Так как последние 3 субъекта имеют скачок в показателе уровня безработицы, мы выделяем их в отдельную группу.
Формула равновеликого интервала (i): [5]
Определяем группы по субъектам РФ:
I гр. от Xmin до Xmin+i
II гр. от Xmin+i до Xmin+2i
III гр. от Xmin+2i до Xmax
Таблица 2 – Интервальный ряд распределения субъектов РФ по уровню безработицы за 2010 год
Группа субъектов РФ по уровню безработицы за 2010 год. |
Количество субъектов |
Удельный вес, % |
I гр. от 1,72 до 6,12 |
12 |
15 |
II гр. от 6,12 до 10,52 |
57 |
71,2 |
III гр. от 10,52 до 14,96 |
8 |
10 |
IV гр. от 14,96 до 49,72 |
3 |
3,8 |
Всего |
80 |
100 |
В первую группу субъектов РФ по уровню безработицы вошло 12 субъектов, их удельный вес составляет 15%, во вторую группу - 57 субъекта РФ, их удельный вес – 71,2%, в третью группу - 8 субъектов РФ, их удельный вес - 10%, в четвертую отдельную группу - 3 субъекта, их удельный вес – 3,8%.
Так как вторая группа занимает наибольший удельный вес, следует перегруппировать её в 3 группы, а третью и четвёртую группы с наименьшим удельным весом объединить в одну.
Перегруппировка второй группы выглядит следующим образом:
Формула равновеликого интервала (i):
Определяем группы по субъектам РФ:
I гр. от 6,16 до 7,56 %
II гр. от 7,56 до 8,96 %
III гр. от 8,96 до 10,39 %
Таблица 3 – Интервальный ряд распределения субъектов РФ по уровню безработицы за 2010 год
Группа субъектов РФ по уровню безработицы за 2010 год. |
Количество субъектов |
Удельный вес, % |
I гр. от 1,72 до 6,12 |
12 |
15 |
II гр. от 6,12 до 7,56 |
17 |
21,2 |
III гр. от 7,56 до 8,96 |
22 |
27,5 |
IV гр. от 8,96 до 10,39 |
18 |
22,5 |
V гр. от 10,39 до 49,72 |
11 |
13,8 |
Всего |
80 |
100 |
Информация о работе Статистико-экономический анализ занятости населения