Статистика трудовых конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.
Статистика трудовых конфликтов, которая в настоящее время существует в России, базируется на международных статистических нормах, последняя пересмотренная редакция которых была принята 15-й Международной конференцией статистиков труда в 1993 г.

Оглавление

Введение............................................................................................................3
1Сущность трудовых конфликтов..................................................................4
1.1 Понятие, предмет, функции и причины трудовых конфликтов........4
2 Виды трудовых конфликтов.........................................................................8
3. Трудовые конфликты в период кризиса...................................................12
Заключение......................................................................................................25
Список литературы.........................................................................................26

Файлы: 1 файл

Курсовая трудовые конфликты.docx

— 68.94 Кб (Скачать)

Данные о числе трудовых конфликтов на основе интернет-мониторинга, приведены в таблице 1. Кроме общего числа акций здесь фиксируется число конфликтов, проходивших в форме акций с полной или частичной остановкой работы (3) (стоп-акции).

 

Таблица 1. Число трудовых конфликтов, общее и в ходе которых происходила полная или частичная остановка работы предприятия по месяцам в 2008 и 2009 гг.

 

 

Янв.

Фев.

Мар.

Апр.

Май

Июн

Июл

Авг

Сен.

Окт.

Ноя.

Дек.

Всего

Общее число конфликтов

2008

4

7

6

7

1

11

10

9

11

8

10

9

93

2009

11

15

16

22

-

-

-

-

-

-

-

-

64

Число конфликтов, ходе которых  происходила полная или частичная  остановка работы

2008

3

1

3

4

1

8

6

3

3

5

5

5

47

2009

2

5

8

7

-

-

-

-

-

-

-

-

22




 

Из помесячного сравнения  видно, что с момента начала кризиса (сентябрь 2008 г.) число протестов  стало нарастать. В целом за восемь докризисных месяцев количество прошло 55 акций, а за 8 кризисных месяцев  количество акций увеличилось почти  вдвое до 102 (на 85 %).

О нарастании числа конфликтов также свидетельствуют средние  данные о числе  конфликтов, приведенные  в таблице 2. Число трудовых конфликтов в кризисные месяцы выросло в  абсолютном выражении и в среднем  за месяц. Если до кризиса в месяц  в среднем фиксировалось почти  семь акций, то после кризиса общее  число конфликтов увеличилось в 2,1 раза. Число акций протеста с  полной или частичной остановкой работы тоже увеличилось, хотя и несколько  меньше, на 88%. Хотя доля таких акций  в общем числе конфликтов немного  снизилось с 62% в докризисные месяцы до 55 % в кризисные месяцы. Это  позволяет говорить о том, что  при общем увеличении числа трудовых конфликтов доля стоп-акций несколько  уменьшилась.

 

Таблица 2. Общее и среднее количество трудовых конфликтов за 2008-2009 г.

 

 

Общее число акций

Среднее число акций в месяц

Общее число акций с  остановками работы

Среднее число акций с  остановками работы

Доля акций с остановкой работы

2008

93

7,75

60

5,0

64

2009

64

16,0

30

7,5

47

До кризиса (янв.-авг. 2008)

55

6,87

34

4,25

62

Во время кризиса (сент. 2008 – апр. 2009)

102

14,57

56

8,0

55


Распространенность  трудовых конфликтов по регионам

Важнейшим параметром уровня конфликтности является их распространенность по территории страны. Данные об этом приведены в таблице 3.

 

Таблица 3. Распространенность трудовых конфликтов по федеральным округам, число конфликтов в месяц

 

Округ

До кризиса

(% от числа случаев), удельный вес

Во время кризиса

(% от числа случаев), удельный вес

Всего

(% от числа случаев)

Центральный 

29,1

20,6 max

23,6

Северо-Западный 

9,1min

10,8

10,2

Южный 

9,1 min

9,8

9,6

Приволжский 

14,5

12,7

13,4

Уральский 

9,1 min

20,6 max

16,6

Сибирский 

16,4

16,7

16,6

Дальневосточный 

12,7

8,8

10,2


В докризисной ситуации по уровню конфликтности выделялся  Центральный округ. В остальных  округах число конфликтов меньше, хотя и ненамного. Важно то, что  зон свободных от конфликтов не было и даже не было зон с низким уровнем  конфликтности. Если рассматривать  более подробно, по субъектам федерации, то в этот период половина всех конфликтов Центрального округа пришлась на Москву и Ярославль. В Сибирском округе выделился Красноярский край.

В кризисное время ситуация несколько изменилась. Прежде всего, Центральный округ перестал быть лидером по числу конфликтов, с  ним сравнялся Уральский, ненамного  отстал и Сибирский округ. За счет этого уровень конфликтности  в кризисный период стал более  равномерным по сравнению с докризисным. Абсолютными лидерами стали два уральских региона – Свердловская и Челябинская область – по 10 конфликтов в каждой. В числе самых конфликтных регионов по-прежнему осталась Москва и Красноярский край. В Северо-Западном округе выделилась Мурманская область.

Распространенность  трудовых конфликтов по отраслям

Другая характеристика показывающая степень распространенности конфликтов это отраслевой аспект. Данные об отраслевой распространенности трудовых конфликтов приведены в табл. 4. Первый вывод, связанный с распространенность конфликтов по отраслям заключается  в том, что в условиях кризиса  число отраслей, где стали возникать  трудовые изменилось незначительно. Из 38 отраслей в докризисный период трудовые конфликты были зафиксированы  в 17 отраслях, а во время кризиса  в 19.

Лидерами по числу конфликтов являются транспорт и машиностроение – на их долю приходится более 40% от общего числа акций. Правда, если до сентября лидерами по числу акций были транспортники, то в условиях кризиса доля этой отрасли уменьшилась, а вот доля машиностроения значительно увеличилась до 26%. При этом надо иметь в виду, что речь идет об относительных показателях, а в абсолютном выражении число акций в машиностроении увеличилось с 9 до 27. В кризисные месяцы на долю машиностроения приходится четверть (!) всех конфликтов.

 

Таблица 4. Распространенность конфликтов по отраслям экономики

 

Отрасль 

До кризиса (% от числа  случаев)

Вовремя кризиса(%от числа случаев)

Всего (% от числа случаев) 

электроэнергетика

3,6

-

1,3

топливная

3,6

7,8

6,4

черн. металлургия

-

5,9

3,8

цветн. металлургия 

5,5

2,9

3,8

химия, нефтехимия

1,8

5,9

4,5

машиностроение, металлообработка

16,4

26,5

22,9

деревообработка, целлюлозобумажная промышленность

7,3

4,9

5,7

стройматериалы 

-

1,0

1,6

легкая промышленность

-

2,0

1,3

пищевая промышленность 

10,9

2,9

5,7

другое 

-

2,0

1,3

Сельское хозяйство 

3,6

3,9

3,8

Лесное хозяйство

-

1,0

,6

Транспорт и связь

23,6

16,7

19,1

Строительство 

3,6

5,9

5,1

Торговля, общепит

1,8

2,0

1,9

ЖКХ 

9,1

4,9

6,4

Здравоохранение, соцобеспечение

3,6

-

1,3

Народное образование 

1,8

2,0

1,9

Культура и искусство

-

1,0

1,6

наука

1,8

-

1,6

Управление

1,8

1,0

1,3

Всего 

100,0

100,0

100,0


В докризисные месяцы лидерами по числу конфликтов были также пищевая  промышленность, ЖКХ и деревообрабатывающей промышленности. А вот в условиях кризиса на вторые позиции вышли  совершенно другие отрасли – топливная, черная металлургия и химическая. Если говорить об отраслях, в которых  не зафиксировано конфликтов, то это  финансово-крединая сфера, информационно-техническое обслуживание, материальное снабжение, медицинская и полиграфическая промышленность.

Таким образом, ведущие отрасли  промышленности в той или иной мере охвачены трудовыми конфликтами. В некоторых отраслях (электроэнергетика) конфликтов было немного, и они исчезли. В других, число акций снижается (пищевая, цветная металлургия и  др.), довольно часто происходило  увеличение числа конфликтов, иногда незначительное, а в случае с машиностроением  довольно  большое. Таким образом, есть все виды тенденций, и исчезновение, снижение, нарастание и резкое увеличение. Видимо характер изменения уровня конфликтности  по отраслям зависит от целого ряда экономических и организационных  факторов складывающихся в отрасли.

Причины трудовых конфликтов

Причина трудового конфликта  характеризует само противоречие, возникшее  между работниками и работодателями. Однако, здесь необходимо иметь в виду, что в журналистских сообщениях о трудовых конфликтах причины отражаются не всегда и не всегда полно. Кстати, не всегда это вина журналистов, в условиях стихийных акций работники выдвигают крайне нечеткие требования, позволяя внешним наблюдателям самим интерпретировать причины выступлений и мотивы его инициаторов. Но, тем не менее, довольно часто доступная информация позволяет судить о том, почему работники решились на конфликт, на проведение какой-то акции. По тем причинам, которые описывают журналисты, можно получить представление о самых «горячих» проблемах, лежащих на поверхности. Данные о причинах зафиксированных трудовых конфликтов приводятся в табл. 5.

 

Таблица 5.Причины трудовых конфликтов докризисный период и во время кризиса

 

Причина

До кризиса

(% от числа случаев)

Во время кризиса

(% от числа случаев)

Всего (% от числа случаев)

Невыплата зарплаты  

52,7

62,7

59,2

Низкая зарплата 

25,5

9,8

15,3

Изменение систем оплаты труда 

7,3

7,8

7,6

Увольнения, сокращения

3,6

19,6

14,0

Изменения режима труда 

-

2,9

1,9

Изменение условий труда 

7,3

4,9

5,7

Отказ администрации от переговоров 

3,6

3,9

3,8

Политика администрации, реорганизация, закрытие

10,9

15,7

1,0

Рост потребительских  расходов 

-

1,0

0,6

Другое 

7,3

6,9

7,0


Примечание: так как в  рамках одного конфликта могло фиксироваться  несколько причин, то сумма долей  по всем позициям превышает 100 %.

Безусловной и главной  причиной большинства трудовых конфликтов в наблюдаемый период является невыплата зарплаты. До кризиса каждый второй конфликт был связан с этой проблемой, а во время кризиса это стало причиной почти двух третей выступлений работников. Тревожным является и доля этой причины среди других и ее рост. Интересным является и тот факт, что значительно снизилось количество конфликтов, связанных с низкой зарплатой. Это говорит о том, что центр тяжести борьбы работников за свою зарплату сместился с ее уровня на ее сохранение.

Другой причиной, заслуживающей  пристального внимания, является увольнения и сокращения. До кризиса такая  причина встречалась довольно редко, но в условиях кризиса она стала  второй по значимости, хотя со значительным отрывом от причины-лидера. В докризисный  период эта причина звучала в 3% случаев, а в кризисные месяцы  практически каждый пятый конфликт разгорался именно по этой причине. Увеличение числа таких конфликтов в условиях кризисов вполне объяснимо, предприятия сбрасывают численность, и работники пытаются защититься от необоснованных, с их точки зрения, увольнений.

Небольшой рост наблюдается  по такой причине конфликтов, как  несогласие с политикой администрации  в области организации и реорганизации  производства. Она не была главной  ни раньше, ни теперь, в условиях кризиса. Довольно часто это требование идет как дополнительное, сопровождающее, хотя в некоторых случаях оно  выдвигалось как первое и главное. Значение такого требования велико. Оно  отличается от более распространенных причин, рассмотренных выше более  общим характером и более широким  взглядом работников на ситуацию. Невыплаты  зарплаты, сокращения, низкая зарплата и другие проблемы являются следствиями  тех решений, которые принимает  руководство, проводя конкретную политику на предприятии. Поэтому работники  неизбежно начинают не просто ликвидации негативных последствий, а изменения  всей политики, приводящей к возникновению  таких последствий.

Другие причины встречаются  нечасто, однако здесь необходимо обратить внимание на широту спектра. Есть причины, имеющие внутренний характер – режим, условия, давление администрации, но есть внешние, например это были причины  связанные с ростом потребительских  цен, т.е. внешние, по отношению к  предприятию факторы тоже становятся причинами трудовых конфликтов.

Формы трудовых конфликтов

Самой важной характеристикой  трудовых конфликтов является та форма, в которой они реализуются. По сути дела, форма трудового конфликта  это форма инцидента, в которой  реализуется противоречие между  работниками и работодателями. И  именно эта форма является самой  видимой, привлекающей внимание прессы, политиков и общества. В рамках одного конфликта могут быть выбраны  разные формы, например, конфликт, в  рамках которого происходит несколько  инцидентов, каждая новая акция может  проходить иначе. Например, сначала  проходит митинг с выдвижением требований, а потом остановка работы и  т.п. Да и в рамках одной акции  сразу может быть использованы разные формы и остановка работы и  пикет и голодовка, т.е. акция проходит как комплексная. Данные о комплексности  акций приведены в табл. 6.

Информация о работе Статистика трудовых конфликтов