Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:59, курсовая работа
Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.
Статистика трудовых конфликтов, которая в настоящее время существует в России, базируется на международных статистических нормах, последняя пересмотренная редакция которых была принята 15-й Международной конференцией статистиков труда в 1993 г.
Введение............................................................................................................3
1Сущность трудовых конфликтов..................................................................4
1.1 Понятие, предмет, функции и причины трудовых конфликтов........4
2 Виды трудовых конфликтов.........................................................................8
3. Трудовые конфликты в период кризиса...................................................12
Заключение......................................................................................................25
Список литературы.........................................................................................26
Министерство образования Российской Федерации
Сибирский государственный технологический университет
Экономический факультет
Кафедра математических моделей и информационных систем в экономике
Курсовая работа
По статистике
На тему: «Статистика трудовых конфликтов»
Выполнила:
студентка группы
дневного отделения
(подпись)
(шифр зачетной книжки)
Дата сдачи работы__________
Оценка:___________________
Проверила:
Доц. Захарова Л.Н
(подпись)
Содержание
1Сущность трудовых конфликтов.
1.1 Понятие, предмет, функции
и причины трудовых конфликтов.
2 Виды трудовых конфликтов......
3. Трудовые конфликты
в период кризиса..............
Список литературы.............
Трудовой конфликт представляет собой столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты). Трудовой конфликт отличается от трудового спора. К трудовым спорам относятся споры между работником (группой работников) и работодателем по поводу условий труда. Трудовой конфликт – более широкое понятие. Кроме столкновения в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и улучшения снабжения продовольствием, а иногда и политическими требованиями. Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами трудового законодательства, так и другими правовыми и не правовыми средствами.
Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать его, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить организации и пользу. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Чтобы извлечь выгоду из него, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такая среда есть, то организация от наличия конфликтов становится только лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.
В развитии каждого конфликта
можно фиксировать
Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.
Статистика трудовых конфликтов, которая в настоящее время существует в России, базируется на международных статистических нормах, последняя пересмотренная редакция которых была принята 15-й Международной конференцией статистиков труда в 1993 г.
1Сущность трудовых конфликтов
1.1 Понятие, предмет, функции и причины трудовых конфликтов
В статистике трудовой конфликт — это ситуация, когда между трудящимися и работодателями возникает несогласие по определенным вопросам или группе вопросов, по поводу которых трудящиеся или работодатели выразили недовольство, либо по поводу которых трудящиеся, или предприниматели поддерживают требования или недовольство других трудящихся или работодателей.
Статистика трудовых конфликтов как составная часть статистики труда является сравнительно новым разделом отечественной статистики, так как до недавнего времени существовавшие юридические нормы не позволяли организациям предпринимателей и трудящихся разрешать противоречия, возникающие по вопросам трудовых отношений, путем забастовок либо локаутов.
Забастовка — это временное прекращение работы одной или несколькими группами трудящихся с целью навязать свои требования или противостоять им, либо выразить недовольство, либо поддержать требование или недовольство других трудящихся.
В России основными причинами забастовок являются: задержки выплаты заработной платы, требования повышения заработной платы, невыполнение коллективных трудовых соглашений и др. Лидируют по числу забастовок топливно-энергетическая промышленность, отрасли образования, науки и научного обслуживания.
Локаут — это полное или частичное закрытие одного или нескольких мест работы, либо попытка воспрепятствовать нормальной трудовой деятельности работников одним или несколькими работодателями с целью навязать требования или противодействовать им, либо поддержать требования или недовольство других работодателей.
Данные о трудовых конфликтах собираются ежемесячно. При этом учитываются:
1.число забастовок и локаутов;
2.количество предприятий и организаций, вовлеченных в трудовой конфликт;
3. число трудящихся, вовлеченных в трудовой конфликт.
Лица, которые отсутствовали на своем рабочем месте во время проведения забастовки в связи с болезнью, отпуском и по другим причинам с разрешения администрации или без него, должны исключаться из числа вовлеченных в трудовой конфликт на весь период их отсутствия.
Определяются
Для аналитических целей данные о трудовых конфликтах разрабатываются по следующим направлениям:
- Составляются группировки по причинам трудовых конфликтов с указанием количества конфликтов, числа предприятия и организаций, вовлеченных в трудовой конфликт, количества трудящихся, участвовавших по этой причине в трудовых конфликтах, и количества рабочего времени (в человеко-днях), потерянного в трудовых конфликтах. Эти данные устанавливаются по отраслям, регионам и для экономики в целом;
- Разрабатываются данные о продолжительности трудовых конфликтов в комбинации с такими признаками, как количество конфликтов, численность участвующих в конфликтах и количество потерянных человеко-дней в результате остановки работы по причине трудовых конфликтов;
- Проводится группировка данных о числе участвующих в трудовых конфликтах с учетом данных о количестве конфликтов, числе трудящихся, участвующих в конфликтах, и количестве потерь рабочего времени;
- Рассчитываются также среднее число трудящихся, вовлеченных в одну забастовку, среднее количество неотработанного времени в расчете на одну забастовку, средняя продолжительность одной забастовки, среднее количество неотработанного времени в расчете на одного трудящегося, вовлеченного в конфликт. Эти показатели разрабатываются для отдельных отраслей, по регионам и для экономики в целом.
Определяются
Для сопоставления данных о трудовых конфликтах на международном уровне рекомендуется применять следующие показатели:
1) потери рабочего времени в результате конфликтов в расчете на 1000 работников:
2) число вовлеченных в конфликт трудящихся в расчете на 1000 трудящихся:
Эти показатели рассчитываются для отраслей, где имели место трудовые конфликты.
В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:
1.Условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).
2.Система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование финансовых средств; распределение полученной прибыли; участие работников в управлении капиталом; правила проведения приватизации и т.д.).
3.Выполнение ранее принятых договорённостей (взаимные поставки, расчёты; погашение долгов и т.д.).
Так же существуют различные причины трудовых конфликтов:
- бюрократическое отношение
администрации к интересам
- бездействие администрации в улучшении условий труда;
- попытки администрации незаконно уволить работников;
- незнание или игнорирование
работодателем норм
- девальвация ценностей трудовой культуры;
- снижение трудовых и
социальных гарантий
- низкая заработная плата, несправедливые расценки;
- несвоевременная выплата заработной платы;
- нецелевое расходование
руководителями финансовых
- нарушение договорных
обязательств по поставкам,
- рост безработицы;
- обнищание населения, включая наемных работников.
Лица, которые отсутствовали на своем рабочем месте во время проведения забастовки в связи с болезнью, отпуском и по Другим причинам с разрешения администрации или без него, должны исключаться из числа вовлеченных в трудовой конфликт на весь период их отсутствия.
При определении количества трудовых конфликтов руководствуются следующим критерием — одной забастовкой считается:
а) временное прекращение работы группой работников, связанное с одним трудовым конфликтом одного предприятия или организации в одно и то же время;
б) временное прекращение работы, связанное с одним трудовым конфликтом (например, задержка выплаты зарплаты), которое осуществляют группы работников, занятых на разных предприятиях в одно и то же время;
в) временное прекращение работы, связанное с одним трудовым конфликтом, в которое вовлечены работники одного предприятия либо работники, занятые на разных предприятиях, при этом остановки работы происходили в разное время, но период между остановками работы не превышает двух месяцев.
Функциями трудовых конфликтов являются:
1.Трудовой конфликт влияет
на баланс индивидуальных, групповых,
коллективных интересов и
2.Трудовые конфликты
3.Существует инновационная, тв
4.Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-психологического климата, сплочённости, авторитета, взаимного уважения.
2 Виды трудовых конфликтов
Вид конфликта - вариант конфликтного взаимодействия, выделенного по определенному признаку.
1.Способ разрешения конфликтов предполагает их деление на антагонистични (насильственные) конфликты и компромиссные (ненасильственные). Насильственные (антагонистични) конфликты представляют собой способы разрешения противоречий путем разрушения структур всех сторон-конфликтерив или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает. Например: полное поражение противника в споре, выборы органов власти и т. д.
Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не отправляет производителю заказанную сырье в указанный срок. Производитель имеет право требовать выполнения графика поставок, но сроки поставок груза изменились по причине отсутствия средств транспортировки из-за неплатежей. По взаимной заинтересованности достичь компромисса возможно путем проведения переговоров, изменения графика поставок.
2.Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны: политика, экономика, социальные отношения, взгляды и убеждения людей. Выделяют политические, социальные, экономические, организационные конфликты.