Статистическое изучение инновационной деятельности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать роль статистики промышленности как составной части экономической статистики. Обосновать актуальность инновационной деятельности в промышленности. Указать задачи статистики промышленности при изучении данной проблемы.

Оглавление

Введение
3
1. Методология статистики науки, инноваций и информационных технологий
6
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса. Предмет и метод статистики инноваций и информационных технологий 6
1.2 Организация статистического наблюдения за инновационной деятельностью 13
2. Система показателей статистики инноваций и информационных технологий 16
2.1 Показатели инновационных затрат по основным видам и типам инноваций 16
2.2 Показатели результатов инновационной деятельности предприятия 20
2.3 Показатели технологического обмена 22
2.4 Формы и источники финансирования инновационной деятельности 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тюменский  государственный нефтегазовый университет»

Институт  менеджмента и бизнеса

     Кафедра ЭКуП
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу: « Статистика промышленности»

на тему: «Статистическое изучение инновационной деятельности промышленного предприятия»

 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил: ст. гр. МО-09

                                                                                          Петров А.А.

                                                                                          Проверил: к.с.н.,доцент

                                                                                           Дружинина И.В. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Методология статистики науки,  инноваций и информационных технологий

6
1.1 Понятие  инновации и инновационного процесса. Предмет и метод статистики  инноваций и информационных технологий 6
1.2 Организация  статистического наблюдения за инновационной деятельностью 13
2. Система  показателей статистики инноваций  и информационных технологий 16
2.1 Показатели  инновационных затрат по основным  видам и типам инноваций 16
2.2 Показатели  результатов инновационной деятельности  предприятия 20
2.3 Показатели  технологического обмена 22
2.4 Формы  и источники финансирования инновационной  деятельности 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Статистика  промышленности изучает количественную сторону массовых явлений и процессов, происходящих в промышленности, неразрывной связи с их качественной стороной. Она исследует количественное выражение закономерностей промышленного производства в конкретных условиях места и времени. Эти закономерности могут быть связаны с развитием явлений, изменением структуры явлений, зависимостью одних явлений от изменения других и проявляются они только в совокупностях, свободных от влияния случайных факторов. Таким образом, изучая массовые явления и процессы, статистика промышленности выступает в качестве обобщающего учета в отличие от бухгалтерского и оперативного, предметом изучения которых служит каждый единичный факт производственной и хозяйственной деятельности отдельного предприятия. Но это не означает, что статистика не связана с другими видами учета. Напротив, все они составляют единую систему учета и статистики

     Статистика  промышленности вскрывает и появление  новых, прогрессивных явлений и  процессов, которые в будущем  становятся массовыми, например переход  промышленных предприятий на новый  порядок планирования и экономического стимулирования, образование новых производственных объединений и т.д.

     Статистика  промышленности представляет различным  министерствам и хозяйственным  органам экономико-статистическую информацию о ходе выполнения государственных  планов развития промышленности. Направления, темпы развития промышленности, намечаемые в планах, находят конкретное выражение в определенной системе показателей. Статистика промышленности должна прежде всего организовывать статистический учет за ходом выполнения плановых заданий начиная от предприятий, производственных объединений и кончая промышленностью в целом. Обрабатывая полученные данные, статистика исчисляет показатели, характеризующие состояние промышленности за истекший период и тем самым дает исходные данные для построения плана на будущий период. Однако она не только регистрирует достигнутый уровень производства, но и анализирует выполнение планов, сигнализируя о возникновении частичных диспропорций, вскрывая внутрипромышленные резервы и, тем самым, участвует в выполнении планов. Эта аналитическая задача статистики с каждым годом приобретает все большее значение. Таким образом, задачи статистики промышленности в основном определяются задачами планирования и управления этой отраслью.

     С первой задачей статистики промышленности тесно связана и вторая задача – разработка и анализ научно обоснованной развернутой системы статистических показателей, необходимой для всестороннего научного исследования экономики российской промышленности.

     Кроме того, задачами статистики промышленности являются: выявление результатов работы промышленности в целом и на отдельных ее участках, оценка степени выполнения плана, определение роли отдельных факторов, обусловивших достигнутые результаты, выявление внутрипромышленных резервов для дальнейшего увеличения выпуска продукции. Также важной задачей статистики является обеспечение достоверности и своевременности представления статистических данных.

     Цель  курсовой работы: охарактеризовать роль статистики промышленности как составной  части экономической статистики. Обосновать актуальность инновационной деятельности в промышленности. Указать задачи статистики промышленности при изучении данной проблемы. 
 
 
 
 
 
 

     1. МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИКИ, НАУКИ, ИННОВАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

     1.1 Понятие инновации и инновационного процесса. Предмет и метод статистики инноваций и информационных технологий 

     Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности; в новом подходе к социальным услугам. Типы инновации:

  1. введение нового продукта;
  2. введение нового метода производства;
  3. создание нового рынка;
  4. освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
  5. реорганизация структуры управления.

     В зависимости от вида внедрения различают:

    1. продуктовые инновации – охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов;
    2. процессные инновации – освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, изменения в оборудовании, организации производства, направленные, как правило, на выпуск новой продукции.

     Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок, научно-технических достижений и пр.), в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам. Предполагает комплекс научно-технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям.

     Виды  инновационной деятельности:

  1. инструментальная подготовка и организация производства;
  2. пуск производства и предпроизводственные разработки;
  3. маркетинг новых продуктов;
  4. приобретение неовеществленной технологии со стороны (патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок и пр.);
  5. приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, связанных с внедрением инновационной продукции или процесса);
  6. производственное проектирование, необходимое для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов.

     Инновационная продукция – продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Охватывает изделия:

  1. новые (вновь внедренные) – радикальная продуктовая инновация;
  2. изделия, подвергавшиеся усовершенствованию, – инкрементальная продуктовая инновация;
  3. изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства, – прочая инновационная продукция.

     Статистика  учитывает объем инновационной  продукции, аналогично отгруженной  продукции в отпускных ценах  предприятий без налога на добавленную  стоимость и акцизов.

     Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

     Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

     С термином "инновация" тесно связаны  понятия интеллектуальная собственность, патент, изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, лицензирование.

     Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители  продукции или услуг постоянно  вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

     Важным  условием для их практической реализации в бизнесе является привлечение  инновационных инвестиций.

     В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и  способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия  становятся первооткрывателями новых  продуктов и новых технологий в различных отраслях.

     Инновационный процесс (ИП) - совокупность состояний  инновации, сменяющих друг друга  в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс охватывает создание новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя. Инновационный процесс может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом. По охвату и масштабу он может быть кластерный (межотраслевой) и отраслевой.

     Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

     Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

     К этим элементам относятся:

    • инициация инновации;
    • маркетинг инновации;
    • выпуск (производство) инновации;
    • реализация инновации;
    • продвижение инновации;
    • оценка экономической эффективности инновации;
    • диффузия (распространение) инновации.

Информация о работе Статистическое изучение инновационной деятельности промышленного предприятия