Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа
Цель курсовой работы: охарактеризовать роль статистики промышленности как составной части экономической статистики. Обосновать актуальность инновационной деятельности в промышленности. Указать задачи статистики промышленности при изучении данной проблемы.
Введение
3
1. Методология статистики науки, инноваций и информационных технологий
6
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса. Предмет и метод статистики инноваций и информационных технологий 6
1.2 Организация статистического наблюдения за инновационной деятельностью 13
2. Система показателей статистики инноваций и информационных технологий 16
2.1 Показатели инновационных затрат по основным видам и типам инноваций 16
2.2 Показатели результатов инновационной деятельности предприятия 20
2.3 Показатели технологического обмена 22
2.4 Формы и источники финансирования инновационной деятельности 27
Документальный способ сбора статистической информации базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт.
В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения, который может быть произведен экспедиционным, анкетным или корреспондентским способом.
Существуют различные способы формирования выборочной совокупности:
Одной
из задач статистического
Собираются данные о количестве совместных проектов по выполнению исследований и разработок, в том числе по государственным научно-техническим, федеральным целевым и международным программам, стимулирующим научно-исследовательскую и инновационную деятельность.
2. СИСТЕМА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ИННОВАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
2.1
Показатели инновационных
Затраты на инновации – фактические расходы в денежной форме, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе предприятия (отрасли, региона, страны). В составе общих затрат учитываются текущие и капитальные затраты. В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов; затраты на приобретение неовеществленных технологий; на подготовку и переподготовку в связи с внедрением новых продуктов и технологических процессов и др.
Предлагается модель управления затратами инновационного предприятия. Под управлением затратами предприятия будет пониматься установление такого уровня затрат, который обеспечивает достижение поставленной цели в плановом периоде. Основной целью предприятия будем считать максимизацию маржинальной прибыли.
Затратные показатели:
Рассмотрим
методику расчета маржинальной прибыли
инновационного предприятия. Исходными
данными расчета являются:
Таблица 1 | |||
Прогноз затрат не создание инновационной технологии | |||
Uрт | UНИР мин | UНИР макс | |
вероятность | 1-q | q |
где Uрт мин – затраты, понесенные на создание инновационной технологии в случае неудачи; Uрт макс – затраты, понесенные на создание инновационной технологии в случае успеха; q – вероятность создания инновационной технологии в плановом периоде.
Таблица 2 | |||
Прогноз спроса на единицу i-го вида продукта | |||
xi | Ц1i | Ц2i | |
pi | В1i | В2i |
где xi – цена продажи единицы i-го вида продукта; pi – вероятность продажи единицы i-го вида продукта; Ц1i, Ц2i – возможные цены продажи единицы i-го вида продукта; В1i, В2i – вероятности продажи единицы i-го вида продукта по ценам Ц1i, Ц2i соответственно.
Предположим,
что прогнозная кривая спроса на реализуемую
продукцию является линейной, т.е. pi
= ai*хi + bi, где
;
.
Таблица 3 | ||||
Прогноз продаж i-го вида продукта | ||||
Еi | 0 | 1 | ||
Вероятность продажи | 1-pi | pi |
где Ei – объем продаж i-го вида продукта; pi – вероятность продажи единицы i-го вида продукта.
Для составления прогноза объема производства i-го продукта рассмотрим следующие события:
Рассмотрим возможные ситуации:
Таким образом, прогноз объема продаж i-го вида продукта можно представить следующим образом:
Таблица 4 | |||
Прогноз производства i-го вида продукта | |||
Ωki | Ω1i | Ω2i | Ω3i |
Vi | 1 | 0 | 0 |
Вероятность производства | q· pi | q·(1- pi) | 1-q |
где
Vi – объем производства i-го вида
продукта.
Далее предлагается методика расчета маржинальной прибыли в плановом периоде, на основе которой задача управления затратами формулируется следующим образом: найти такие цены для единицы каждого вида продукта, оптимальный объем венчурного финансирования, обеспечивающие максимальное значение маржинальной прибыли. Представим задачу в виде следующей экономико-математической модели: найти {x1*, … xn*,S*} , ® max, при ограничениях:
Таким
образом, предлагаемая экономико-математическая
модель позволяет управлять затратами
инновационного проекта, и может быть
использована в практической деятельности.
2.2
Показатели результатов инновационной
деятельности предприятия
Показатели результатов инновационной деятельности – набор показателей, характеризующих результаты внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов. В их составе статистика рассматривает две группы показателей:
1)
показатели удельных весов
2)
показатели, характеризующие влияние
инноваций на результаты
Оценка результатов инновационной деятельности является весьма актуальным направлением статистики инноваций, представляющим непосредственный интерес для всех уровней управления — от предприятий, заинтересованных в осуществлении такой инновационной стратегии, которая обеспечила бы им наибольшую прибыль, до федеральных министерств и ведомств, отвечающих за научно-техническую и инновационную политику в стране. Она имеет существенное значение и для деловых кругов при выборе перспективных инвестиционных проектов.
Статистика выработала достаточно надежные подходы к оценке влияния технологических инноваций на результаты деятельности предприятий и использование факторов производства. Прежде всего это определение динамики продаж за счет осуществления инноваций. Для ее расчетов используется показатель инновационной продукции — продукции, произведенной в отчетном году на основе разного рода технологических изменений. Состав инновационной продукции определяется по типам технологических инноваций с учетом степени их новизны. Она охватывает изделия новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). При этом понятие новой (вновь внедренной) продукции соответствует понятию радикальной продуктовой инновации, усовершенствованной продукции — понятию инкрементальной продуктовой инновации. Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций, как правило, это уже выпускаемая предприятием продукция. К данной категории инновационной продукции относят и продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемые путем технологического обмена (беспатентных лицензий, ноу-хау и т.п.).
Статистика учитывает объем инновационной продукции в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость, спецналога и акцизов. Исходя из этого определяется удельный вес инновационной продукции (в том числе новой, усовершенствованной и прочей) в общем объеме отгруженной продукции. Аналогичные расчеты проводятся также применительно к экспортной продукции (с выделением экспорта в страны СНГ и дальнего зарубежья).
Общий
объем отгруженной продукции
предприятия рассматривается
Показатели,
характеризующие влияние
Оценка
результативности инновационной деятельности
органично сочетается с изучением
факторов, препятствующих ее осуществлению.
Анализ проблем предприятий имеет
серьезное значение для выявления узких
мест в инновационном процессе, выработки
мер по повышению его эффективности. Статистика
предусматривает оценку значимости подобных
факторов, в том числе экономических, связанных
с финансовыми ресурсами предприятия,
спросом на новую продукцию, стоимостью,
сроками окупаемости инноваций; производственных,
выражающихся в наличии у предприятия
необходимого инновационного потенциала,
квалифицированных кадров, информации,
возможностей производственной и научной
кооперации; а также иных причин, сдерживающих
инновационную деятельность (отсутствие
необходимости в нововведениях, недостаточность
правовой базы, неразвитость инновационной
инфраструктуры и др.).
2.3
Показатели технологического обмена
Показатели затрат на технологические инновации занимают центральное место в статистике инноваций. Это обусловлено их экономической значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития.
Информация о работе Статистическое изучение инновационной деятельности промышленного предприятия