Статистическое изучение инновационной деятельности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать роль статистики промышленности как составной части экономической статистики. Обосновать актуальность инновационной деятельности в промышленности. Указать задачи статистики промышленности при изучении данной проблемы.

Оглавление

Введение
3
1. Методология статистики науки, инноваций и информационных технологий
6
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса. Предмет и метод статистики инноваций и информационных технологий 6
1.2 Организация статистического наблюдения за инновационной деятельностью 13
2. Система показателей статистики инноваций и информационных технологий 16
2.1 Показатели инновационных затрат по основным видам и типам инноваций 16
2.2 Показатели результатов инновационной деятельности предприятия 20
2.3 Показатели технологического обмена 22
2.4 Формы и источники финансирования инновационной деятельности 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать)
>     При непосредственном учете фактов сведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т.д.

     Документальный  способ сбора статистической информации базируется на систематических записях  в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт.

     В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения, который может быть произведен экспедиционным, анкетным или корреспондентским способом.

     Существуют  различные способы формирования выборочной совокупности:

    • индивидуальный отбор, включающий такие разновидности, как случайный, механический, стратифицированный;
    • серийный, или гнездовой, отбор.

     Одной из задач статистического наблюдения за инновациями является определение  наличия кооперационных связей, сотрудничества организации, осуществляющей инновационную  деятельность в сфере исследований и разработок, прочих ее видах с другими организациями за отчетный год, независимо от того, выступает организация заказчиком или исполнителем соответствующих работ, услуг.

     Собираются  данные о количестве совместных проектов по выполнению исследований и разработок, в том числе по государственным научно-техническим, федеральным целевым и международным программам, стимулирующим научно-исследовательскую и инновационную деятельность.

2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ИННОВАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

     2.1 Показатели инновационных затрат  по основным видам и типам инноваций 

     Затраты на инновации – фактические расходы в денежной форме, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе предприятия (отрасли, региона, страны). В составе общих затрат учитываются текущие и капитальные затраты. В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов; затраты на приобретение неовеществленных технологий; на подготовку и переподготовку в связи с внедрением новых продуктов и технологических процессов и др.

     Предлагается модель управления затратами инновационного предприятия. Под управлением затратами предприятия будет пониматься  установление такого уровня затрат, который обеспечивает достижение поставленной цели в плановом периоде. Основной целью предприятия будем считать максимизацию маржинальной прибыли.

     Затратные показатели:

    1. удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
    2. удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
    3. затраты на приобретение инновационных фирм;
    4. наличие фондов на развитие инициативных разработок.
 

     Рассмотрим  методику расчета маржинальной прибыли  инновационного предприятия. Исходными  данными расчета являются: 

          Таблица 1
      Прогноз затрат не создание инновационной технологии
      Uрт UНИР мин UНИР макс
      вероятность 1-q q
 

     где Uрт мин – затраты, понесенные на создание инновационной технологии в случае неудачи; Uрт макс – затраты, понесенные на создание инновационной технологии в случае успеха; q – вероятность создания инновационной технологии в плановом периоде.

          Таблица 2
      Прогноз спроса на единицу i-го вида продукта
      xi Ц1i Ц2i
      pi В1i В2i
 

     где xi – цена продажи единицы i-го вида продукта; pi – вероятность продажи  единицы i-го вида продукта; Ц1i, Ц2i –  возможные цены продажи единицы i-го вида продукта; В1i, В2i – вероятности  продажи единицы i-го вида продукта по ценам Ц1i, Ц2i соответственно.

     Предположим, что прогнозная кривая спроса на реализуемую  продукцию является линейной, т.е. pi = ai*хi + bi, где ; . 
 
 
 

          Таблица 3
      Прогноз продаж i-го вида продукта
      Еi 0 1
      Вероятность продажи 1-pi pi
 

     где Ei – объем продаж i-го вида продукта; pi – вероятность продажи единицы i-го вида продукта.

     Для составления прогноза объема производства i-го продукта рассмотрим следующие  события:

    • А1 – событие, состоящее в том, что инновационная технология создана, P(А1)=q;
    • Ā1 – событие, состоящее в том, что инновационная технология не создана, P(Ā1)=1-q;
    • А2i – событие, состоящее в том, что единица i-го вида продукта продана, P(А2i)=pi;
    • Ā2i – событие, состоящее в том, что единица i-го вида продукта не продана, P(Ā2i)=1-pi.

     Рассмотрим  возможные ситуации:

    • Ω1i= А1· А2i; P(Ω1i)=q· pi;
    • Ω2i= А1· Ā 2i; P(Ω2i)=q·(1- pi);
    • Ω3i= Ā1; P(Ω3i)=1-q.

     Таким образом, прогноз объема продаж i-го вида продукта можно представить следующим образом:

      Таблица 4
Прогноз производства i-го вида продукта
Ωki Ω1i Ω2i Ω3i
Vi 1 0 0
Вероятность производства q· pi q·(1- pi) 1-q

     где Vi – объем производства i-го вида продукта. 

     Далее предлагается методика расчета маржинальной прибыли в плановом периоде, на основе которой задача управления затратами формулируется следующим образом: найти такие цены для единицы каждого вида продукта, оптимальный объем венчурного финансирования, обеспечивающие максимальное значение маржинальной прибыли. Представим  задачу в виде следующей экономико-математической модели: найти {x1*, … xn*,S*} , ® max, при ограничениях:

    1. xi ³ si;
    2. 0 £ pi £ 1;
    3. ;
    4. £ .

     Таким образом, предлагаемая экономико-математическая модель позволяет управлять затратами инновационного проекта, и может быть использована в практической деятельности.  
 

     2.2 Показатели результатов инновационной деятельности предприятия 

     Показатели  результатов инновационной  деятельности – набор показателей, характеризующих результаты внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов. В их составе статистика рассматривает две группы показателей:

     1) показатели удельных весов инновационной  продукции в общем ее объеме  новой продукции, усовершенствованной продукции, прочей инновационной продукции;

     2) показатели, характеризующие влияние  инноваций на результаты деятельности  предприятий (сумма прибыли от  реализации инновационной продукции  и ее доля в общей сумме  прибыли, объем продаж инновационной продукции на внешнем и внутреннем рынках и их доля в общих объемах продаж, доступ к новым рынкам сбыта, доля на традиционных рынках сбыта), а также показатели, характеризующие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций.

     Оценка  результатов инновационной деятельности является весьма актуальным направлением статистики инноваций, представляющим непосредственный интерес для всех уровней управления — от предприятий, заинтересованных в осуществлении такой инновационной стратегии, которая обеспечила бы им наибольшую прибыль, до федеральных министерств и ведомств, отвечающих за научно-техническую и инновационную политику в стране. Она имеет существенное значение и для деловых кругов при выборе перспективных инвестиционных проектов.

     Статистика выработала достаточно надежные подходы к оценке влияния технологических инноваций на результаты деятельности предприятий и использование факторов производства. Прежде всего это определение динамики продаж за счет осуществления инноваций. Для ее расчетов используется показатель инновационной продукции — продукции, произведенной в отчетном году на основе разного рода технологических изменений. Состав инновационной продукции определяется по типам технологических инноваций с учетом степени их новизны. Она охватывает изделия новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию, а также основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). При этом понятие новой (вновь внедренной) продукции соответствует понятию радикальной продуктовой инновации, усовершенствованной продукции — понятию инкрементальной продуктовой инновации. Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций, как правило, это уже выпускаемая предприятием продукция. К данной категории инновационной продукции относят и продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемые путем технологического обмена (беспатентных лицензий, ноу-хау и т.п.).

     Статистика  учитывает объем инновационной  продукции в отпускных ценах  предприятий без налога на добавленную  стоимость, спецналога и акцизов. Исходя из этого определяется удельный вес инновационной продукции (в том числе новой, усовершенствованной и прочей) в общем объеме отгруженной продукции. Аналогичные расчеты проводятся также применительно к экспортной продукции (с выделением экспорта в страны СНГ и дальнего зарубежья).

     Общий объем отгруженной продукции  предприятия рассматривается также  по стадиям ее жизненного цикла (освоения, наращивания объемов производства, стабилизации выпуска продукции, снижения объемов производства), что дает возможность оценить структуру производства с позиций технологического обновления продукции и его перспективы.

     Показатели, характеризующие влияние инноваций  на результаты деятельности предприятий, измеряются суммой прибыли от реализации инновационной продукции и ее долей в общей сумме годовой прибыли. Результаты инновационной деятельности проявляются также в изменении затрат производственных ресурсов. В связи с этим используются показатели, отражающие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций за счет сокращения затрат на оплату труда, материалы, энергию и др., повышения фондоотдачи и прочих факторов.

     Оценка  результативности инновационной деятельности органично сочетается с изучением  факторов, препятствующих ее осуществлению. Анализ проблем предприятий имеет серьезное значение для выявления узких мест в инновационном процессе, выработки мер по повышению его эффективности. Статистика предусматривает оценку значимости подобных факторов, в том числе экономических, связанных с финансовыми ресурсами предприятия, спросом на новую продукцию, стоимостью, сроками окупаемости инноваций; производственных, выражающихся в наличии у предприятия необходимого инновационного потенциала, квалифицированных кадров, информации, возможностей производственной и научной кооперации; а также иных причин, сдерживающих инновационную деятельность (отсутствие необходимости в нововведениях, недостаточность правовой базы, неразвитость инновационной инфраструктуры и др.). 

     2.3 Показатели технологического обмена 

     Показатели  затрат на технологические инновации занимают центральное место в статистике инноваций. Это обусловлено их экономической значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития.

Информация о работе Статистическое изучение инновационной деятельности промышленного предприятия