Статистическое изучение товарооборота предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является статистическое изучение товарооборота предприятия.
Задачами данной работы являются: изучение теоретического материала по статистике товарооборота; изучение динамики товарооборота, определение его структуры, индексный анализ, изучение зависимости товарооборота от факторов внутренней среды предприятия.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯ по СТАТИСТИКЕ.doc

— 424.50 Кб (Скачать)

                                         ВВЕДЕНИЕ

     Товарооборот  относится  к  числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние,  как на  производство, так и на  потребление.

     Розничный  товарооборот  по  своему  составу  не  является  однородным. В  его  состав  входит  сумма  продажи  товара  населению  через  розничную  торговую  сеть  и  предприятия  общественного  питания, а  так  же  продажи  товаров  предприятиям, учреждениям  и  организациям. Большая  часть розничного  товарооборота непосредственно связана с личным  потреблением  и покупательными  фондами населения. 

     В  динамике  розничного  товарооборота  находят  отражение  систематический  рост  производства, с  одной  стороны, непрерывный  подъём, благосостояние  культуры  населения – с другой. Он  оказывает также большое влияние на  все количественные  и качественные  показатели  работы  торговых  предприятий и организаций. От  объёма  и структуры товарооборота зависят также такие  показатели, как  доходы, прибыль, рентабельность; сумма  и  уровень  издержек  обращения, фонд  оплаты  труда, численность  торговых  работников, финансовое  состояние  предприятий  и  др.

     Большое  значение  в  выполнении  и  перевыполнении  планов  товарооборота, изыскании резервов  по  его увеличению, улучшению обслуживания  населения имеет систематический контроль  и тщательный  анализ  этих  планов.

      К  задачам  анализа  розничного  товарооборота  относятся: контроль  за  выполнением  плана  розничного  товарооборота  по  общему  объёму  и  по  товарным  группам; оценка  выполнения  плана  по  предприятиям  и  организациям, входящим  в  данную  систему; изучение  ритмичности  выполнения  плана  розничного  товарооборота  как  в  целом  по  системе, так  и  по  организациям  и  предприятиям; изучение  динамики  розничного  товарооборота  за  ряд  лет; выявление  изменений, происшедших  в  объёме  и  структуре  товарооборота, товарных  запасов  и  поступлении  товаров; определение  степени  охвата  покупательных  фондов  населения, обслуживаемого  данной  торговой  организации  или  предприятием; вскрытие  и  изучение  причин, способствующих  выполнению  или, наоборот, тормозящих  выполнение  плана  товарооборота; изучение  качества  обслуживания  населения; выявление  внутренних  резервов  и  разработка  мероприятий  по  устранению  выявленных  недостатков, дальнейшему  увеличению  товарооборота  и  улучшению  обслуживания  населения.

      Основной  целью данной курсовой работы является статистическое изучение товарооборота предприятия. Задачами данной работы являются: изучение теоретического материала по статистике товарооборота; изучение динамики товарооборота, определение его структуры, индексный анализ, изучение зависимости товарооборота от факторов внутренней среды предприятия.

      Объектом  исследования является товарооборот ООО  «Азимут - А», занимающейся оптовой  реализацией вино-водочной продукции.

      В работе будут применены такие  методы исследования как: монографический, сравнительный, коэффициентный. Источником информации о товарообороте предприятия будут данные внутренней отчетности и балансов предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. СУЩНОСТЬ И АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА 

      1.1. Сущность товарооборота  предприятия

      Основную  массу материальных благ, которые  используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.

      В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового  потребления и предоставление платных  торговых услуг населению для  удовлетворения личных нужд в обмен  на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

      Значение  товарооборота необходимо рассматривать  на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия (рисунок 1)

      На  государственном уровне значение показателя «объем и структура товарооборота» состоит в следующем:

  1. розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
  2. Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда  и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.
  3. Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения страны.
 
  Объем и  структура товарооборота  
             
  На  уровне государства   На  уровне предприятия  
     
         
  Показатель  социально-экономического развития страны (региона)   Экономические предпосылки получения необходимого объема дохода и прибыли  
     
         
  Показатель  объема деятельности предприятия и  материализации покупных фондов населения   Фактор  формирования ресурсного потенциала предприятия  
     
         
  Индикатор уровня жизни населения      
       
         
  Показатель  состояния  денежного оборота      
       
 

Рисунок. 1. Значение показателя товарооборота  на уровне государства

и отдельного торгового предприятия 

     Для характеристики уровня жизни населения  используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.

  1. Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты.

     Объем товарооборота является основным валовым  показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности, что касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

     Значение  показателя «объем товарооборота» на уровне определенного  предприятия зависит  от типа экономической  системы.  

     1.2. Классификация товарооборота  предприятия и  характеристика его отдельных видов

     В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в  составе товарооборота торгового  предприятия выделяют его следующие  виды.

1. Розничный  товарооборот, который характеризует  объемы продажи непосредственно  населению потребительских  товаров для собственного использования;

2. Оптовый  товарооборот, который характеризует  выручку от продажи потребительских  товаров, которые прошли определенную  техническую обработку на данном  предприятии (хранение, оптовая рассортировка,  транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.

      Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:

- Оптовый  региональный товарооборот;

- Межрегиональный  товарооборот;

- Внешнеторговый  товарооборот;

3. Торгово-посреднический  товарооборот, который определяется  объемом посреднических операций  купли – продажи потребительских  товаров без каких-либо технических  обработок на данном торговом  предприятие розничными или оптовыми покупателями.

      Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:

  1. В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров подразделяется на:
  • Товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.);
  • Товарооборот предприятий общественного питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.);
  • Продажи вне торговой сети населения товаров собственного производства, закупленных «на стороне» или полученных по бартеру;
  1. В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:
  • Продажи непосредственно населению;
  • Продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта;
          1. В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:
  • Реализация товара за наличные деньги;
  • Расчетные чеки учреждений, банков;
  • Продажу товаров по безналичному расчету.
              1. В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:
  • Продажа товаров с немедленной оплатой;
  • Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей.

5. В  зависимости от характера реализованных товаров в составе товарооборота выделяют:

  • Продажа новых товаров;
  • Продажа товаров, которые были в использовании.

      Состав  отдельных форм и видов розничного товарооборота регламентируется инструкцией  об учете розничного товарооборота  и товарных запасов. 

      1.3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры  товарооборота предприятия

      Изучение  существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно  и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

      Проведение  экономического анализа разрешает:

  • Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
  • Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
  • Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
  • Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

      Проведение  анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.

Информация о работе Статистическое изучение товарооборота предприятия