Статистический анализ потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..………………..3
1. Изучение потребления………………………………………………...………..…………4
1.1.Изучение потребления на макроуровне…………………………………..…………….4
1.2. Изучение потребления населением основных продуктов питания……………….…5
1.3. Изучение дифференциации потребления…………………..…………………………15
2. Изучение потребителей………………………………………………..…………………21
2.1. Прожиточный минимум и потребительский бюджет…………………………..……21
2.2. Динамика потребления населения и потребительских цен…………...……………..24
2.3. Модели потребления………………………………...………………………………….30
Заключение………………………………..…………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_финалка.docx

— 196.52 Кб (Скачать)

    Величина  М нормируется на величину

     Отношение М/С подчиняется распределению  ×2 с числом степеней свободы df= m -1. При М/С < ×2 табл принимается гипотеза Н0, т. е. различия между дисперсиями незначимы. При М/С ≥ ×2 табл гипотеза Н0 отклоняется; между дисперсиями есть существенные различия.

    В данном случае:

     M/C = 3.55/1.004 = 3.54  ; ×2 табл = 3.8 (a = 0,05 ; df = 265)

    Здесь М/С < хтабл, гипотеза Н0 подтверждается, и дисперсии различаются незначимо.

    Проведенный анализ оценки существенности различий в показателях потребления кофе в крайних децильных группах выявил существенные различия в уровне и в вариации потребления. Несущественны различия в дисперсиях и по доле потребителей, потребляющих кофе от 3 до 7 кг в год.

    Сопоставить распределения по потреблению кофе позволяют построение кривой Лоренца и расчет коэффициента Джини (табл. 3).

     Коэффициент Джини

    Аналогично  по десятой децильной группе коэффициент  Джини G10 = 0,132. Сопоставление коэффициентов между собой подтверждает ранее сделанный вывод, что дифференциация потребления кофе в наименее обеспеченных домохозяйствах выше, чем среди наиболее обеспеченных.

    Таблица 3

    Результаты  расчета коэффициента Джини на примере  первой децильной группы домохозяйств (наименее обеспеченных)13

Потребление кофе в год Доля домохозяйств

FH

Общий объем потребления Накопленная частость по объему потребления cumFC FH·FC FH cumFC CumFH
кг

С1

долей к итогу

FC

Менее 3 0.38 76 0.164 0.164 0.06232 0.06232 0.38
3 – 5 0.22 88 0.190 0.354 0.04180 0.07788 0.60
5 – 7 0.18 108 0.233 0.587 0.04194 0.10566 0.78
7 – 9 0.14 112 0.241 0.828 0.03374 0.11592 0.92
9 и более 0.08 80 0.172 1 0.01376 0.08000 1.00
Итого 1 464 1        
 
  1. Изучение  потребителей.
    1. Прожиточный минимум, потребительский бюджет и индексы цен.

    Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

    Различают минимальный и рациональный потребительские  бюджеты.

    Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.14

    Существуют  следующие подходы к определению  и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

    Измерение ПМ или МПБ представляет собой  комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

  • научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека
  • фактического объема потребления в малоимущих семьях;
  • состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
  • объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

    Таблица 4

    Состав  продовольственной корзины15
№ п/п Продукт Минимальная норма среднедушевого потребления, кг в год
по  действующей

методике (25 наименований)

по новой  методике

(33 наименования)

1 2 3 4
Бобовые - 7,3
Мука пшеничная   20
Рис 3,7 5
Другие крупы, кроме риса 9,8 6
Хлеб пшеничный 62,9 75
Хлеб ржаной 68.7 115
Макаронные  изделия 5.2 6
Картофель 124,2 150
Капуста 27,9 35
Огурцы и  помидоры, свежие и соленые - 1,8
Столовые корнеплоды 37,5 35
Прочие овощи 28,4 20
Фрукты 19,4 18,6
Сахар 20,7 20
Конфеты - 0,7
Печенье - 0,7
Говядина 8,4 15
Колбаса полукопченая 0,35 -
Колбаса вареная 0,46 -
Баранина - 1,8
Свинина - 4
Мясо птицы 17,5 14
1 2 3 4
Рыба 11.7 14
Сельдь - 0,7
Молоко и  кефир 123,1 110
Сметана 1.6 1,8
Масло животное 2,5 1,8
Творог 9.9 10
Сыр 2,3 2,5
Яйца (шт.) 151 180
Маргарин 3,9 6
Масло растительное 6,4 7
Соль - 3,65
Чай - 0,5
Специи - 0,73
    Примечание.

— Перечень продуктов по действующей методике приведен в среднем надушу населения; по новой методике — в среднем на мужчину трудоспособного возраста.

    Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим  группам населения:

  • трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);
  • пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа);
  • дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет.

    Нормативы потребления продуктов питания  в минимальной потребительской  корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по новой — 16.

    По  действующей методике определения  прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1 — на непродовольственные товары, 7,4 — на услуги, 5,2% — налоги и платежи.16

    Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине.

    Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны.

    Рациональный  потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной.

      В России приняты  некоторые законодательные акты, защищающие интересы потребителя. В  Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», утвержденном в 1993г., определены общие правовые, экономические  и социальные основы защиты прав граждан  – потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель  имеет право на:

      - государственную защиту своих  интересов;

      - гарантированный минимальный уровень  потребления;

      - надлежащее качество продукции;

      - безопасность продукции, полную  и достоверную информацию о  ней;

      - возмещение в полном объеме  ущерба, причиненного продукцией  ненадлежащего качества;

      - обращение в суд и другие  государственные органы;

      - объединение в общественные организации  потребителей.

      В российском законодательстве в 1993г. были приняты два закона: «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».

      Под сертификацией продукции понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

      Стандартизация  – деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ  и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним.

      Организация этой работы также возложена на Госстандарт  России, разрабатывающий государственные  стандарты. Стандарты же отраслей и  стандарты предприятий подготавливаются соответствующими ведомствами, но они  не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов.

      Индекс потребительских  цен — один из видов индексов цен, созданный для измерения  среднего уровня цен на товары и  услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

  • Основывается на фиксированном уровне цен множества товаров и услуг потребительской корзины
  • Считается лучшим показателем стоимости жизни
  • Является индексом Ласпейреса, поскольку при расчете ИПЦ используется потребительская корзина базового года
  • Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.
  • В России Федеральная служба государственной статистики публикует индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. В качестве базового периода выступает предыдущий месяц или декабрь предыдущего года

Информация о работе Статистический анализ потребления населением товаров и услуг