Статистический анализ потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 06:28, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..………………..3
1. Изучение потребления………………………………………………...………..…………4
1.1.Изучение потребления на макроуровне…………………………………..…………….4
1.2. Изучение потребления населением основных продуктов питания……………….…5
1.3. Изучение дифференциации потребления…………………..…………………………15
2. Изучение потребителей………………………………………………..…………………21
2.1. Прожиточный минимум и потребительский бюджет…………………………..……21
2.2. Динамика потребления населения и потребительских цен…………...……………..24
2.3. Модели потребления………………………………...………………………………….30
Заключение………………………………..…………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_финалка.docx

— 196.52 Кб (Скачать)

     Индекс  потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.

                            

     И дефлятор ВВП, и ИПЦ являются инструментами  для расчета уровня инфляции в  стране; эти два индекса существенно  различаются. Во-первых, дефлятор ВВП, в отличие от ИПЦ, основывается на размере текущей потребительской  корзины (имеется в виду текущего, а не базисного года), то есть является индексом Пааше. Также, индекс потребительских  цен включает в себя только конечные потребительские товары, в то время  как дефлятор — все конечные товары и услуги, учитываемые в ВВП. Необходимо отметить, что ИПЦ переоценивает уровень инфляции, в то время как дефлятор ВВП наоборот, недооценивает. При подсчете ИПЦ учитываются импортные товары, а дефлятор — лишь товары и услуги, произведенные на территории данной страны. К тому же, дефлятор ВВП не имеет того недостатка, что ИПЦ, а именно включает в себя изменения цен на новые товары и услуги, в отличие от последнего.

       Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), являясь одним из составляющих индекса потребительских цен (ИПЦ), исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, и может быть использован для проведения определенных расчетов в аналитических целях. Основным подходом к исчислению базового индекса потребительских цен (базовой инфляции) является исключение из расчета индекса потребительских цен изменения цен на отдельные составляющие его виды товаров и услуг, подверженные существенным колебаниям цен, не связанных с общим фоновым уровнем инфляции.

     При этом основным принципиальным условием расчета БИПЦ является разработка постоянного  перечня товаров и услуг, влияние  изменения цен на которые ежемесячно исключаются из официального индекса потребительских цен (ИПЦ).

     БИПЦ рассчитывается на основании набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен за исключением отдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также в значительной степени подвержены воздействию сезонного фактора.

    1. Прогнозирование поведения и составления моделей потребления.
 

    С целью прогнозирования поведения  потребителей рассчитываются специальные показатели: индекс потребительских настроений и индекс потребительских ожиданий населения. Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывается специализированным Фондом. Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается Госкомстатом России.

    Изучение  динамики ИПН в россии дает возможность макроэкономического анализа влияния конечных потребителей (население) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и потребительского поведения.

    ИПН строится на данных опросов общественного  мнения по вопросам, относящимся к  текущему экономическому положению населения и экономики в целом, к оценке ближайших перспектив их развития. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.

    Методика  построения ИПН базируется на том, что  этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН — независимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Динамика индекса связана с поведением массового потребителя.17

    Измерения ИПН осуществлялись по выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек опроса — 101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы динамики отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения.

    Частные индексы разрабатываются следующим  образом: из доли положительных ответов  вычитается доля отрицательных и  к этой разнице прибавляется 100, чтобы  исключить появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе.18

    Обследование  потребительских ожиданий населения  организуется ежеквартально в 88 субъектах РФ. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий — ИПО. Целью обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.

    Обследование  потребительских ожиданий населения  организуется как выборочное. Применяется  территориальная многоступенчатая выборка. Базой для выборки является сеть домохозяйству подлежащих текущему обследованию бюджетов. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, представляет собой многомерную территориальную двухступенчатую выборку, отражающую социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и Других институциональных заведениях, монастырях/религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

    Формирование  стратифицированной (территориальной) выборки, которая была использована для отбора конкретных домохозяйств в выборочную совокупность обследования потребительских ожиданий населения, проводилось с учетом следующих обобщенных условий и ограничений:

     если

      30 ≤ ni ≤ win  ,

    где n — объем выборочной совокупности;

  ni — объем подвыбoрки по страте (в качестве страт рассматриваются регионы);

 i — номер субъекта РФ, где проводится обследование потребительских ожиданий населения; i = 1 , . . . , 88;

w — доля взрослого населения региона в общей численности взрослого населения России.

    Для корректировки выборки применяется  специальная техника взвешивания с учетом показателей, определяемых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунктов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешивания разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса. Для каждого респондента рассчитывается система весов для проведения взвешивания в пределах регионов и для проведения взвешивания в целом по России.

     В общем виде формула для расчета  весов имеет вид:

    где ig - вес по признаку g;

wg - доля населения в генеральной совокупности, обладающего характеристикой g;

      n - общее число опрошенных;

      nq — число опрошенных, обладающих характеристикой g.

    Результаты  обследования потребительских ожиданий населения предоставляют возможность:

  • проводить анализ экономического развития России;
  • объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения;
  • принимать определенные прогнозные решения;
  • участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;
  • в совокупности с вычисляемыми и публикуемыми Государственным комитетом РФ по статистике показателями деловой активности в промышленности, строительстве и розничной торговле рассчитывать агрегированный индекс-показатель "экономического настроения".
 

    Под моделями потребления понимаются уравнения  или их система, отражающая зависимость  показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода/дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.).

    Существует  множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями использования, включенными в модель переменными и т. д.

    Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают  метрические, порядковые и номинальные  шкалы измерения.

    На  основе метрических шкал построены  количественные переменные, которые имеют единицы измерения, варьируют и с ними оправданы арифметические действия. К таким переменным относятся натуральные и стоимостные показатели потребления (расходы на питание или доля расходов на питание в потребительских расходах).

    Порядковая  шкала позволяет ранжировать  единицы, но не позволяет измерить расстояние между ними. На таких шкалах измеряются уровень образования, балл успеваемости и тому подобное.

    На  номинальных шкалах измеряются качественные показатели. Среди них выделяют бинарные переменные, принимающие два альтернативных значения, обычно обозначаемые 1 и О (в частности, решение покупать или не покупать товар длительного пользования, подписываться или нет на периодическую печать). Качественные переменные могут иметь несколько вариантов выбора.

    При использовании в качестве зависимой  переменной указателя, измеренного  на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают следующие  виды моделей:

  • структурные;
  • факторные модели зависимостей;
  • макроэкономические модели спроса и предложения.19

    Параметры таких моделей наиболее часто  определяются методом наименьших квадратов (МНК) и позволяют прогнозировать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления.

    Если  зависимая переменная представлена показателем, измеренным на метрической дискретной шкале, то используются числовые модели.

    При анализе числа наступлений определенного  случайного события за единицу времени, когда факт наступления этого  события не зависит от того, сколько раз и в какие моменты времени оно происходило в прошлом и не влияет на будущее, а испытания проводятся в стационарных условиях, то для описания данной случайной величины используется модель на базе закона Пуассона (1837 г.):

     где Р(х) — вероятность того или иного значения признаках,

      а = х — средняя арифметическая ряда.

    Данный  закон часто называют законом  редких событий. Закон распределения Пуассона зависит от единственного параметра а, интерпретируемого как среднее число осуществления интересующего нас события в единицу времени. Пуассоновская случайная величина используется для описания числа требований на обслуживание, поступивших в единицу времени в систему массового обслуживания; описания закономерностей несчастных случаев, редких заболеваний и т. д.

    Для бинарных зависимых переменных наиболее часто при oпределении функции, область значений которой находится в интервале [0, 1], используют функцию стандартного нормального распределения, соответствующую пробит (probit)-модели, или функцию логистического распределения, соответствующую логит (logit)-модели.

    Модели  множественного выбора, имеющие более  чем две альтернативы, строятся на основе моделей бинарного выбора. При этом множественный выбор может быть представлен как последовательность бинарных выборов. Обобщением биномиального распределения на случай более чем двух возможных исходов является полиномиальный (мультиномиальный) закон распределения. Полиномиальное распределение используется при статистической обработке выборок большой совокупности, элементы которой разделяются более чем на две категории, применяются в социологических, социально-экономических и медицинских выборочных обследованиях.

Информация о работе Статистический анализ потребления населением товаров и услуг