Статистический анализ безработицы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование специфики проблем занятости, анализ динамики и прогнозирование уровня безработицы в Российской Федерации.

Объектом данной курсовой работы является «безработица» как социально-экономическое явление, характеризующее состояние экономики РФ.

Предмет курсовой работы - количественные закономерности и тенденции динамики уровня безработицы в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы изучения безработицы

1.1. Понятие, сущность, виды безработицы…………...............................

1.2. Методы борьбы с безработицей……....................................................

1.3. Социально-экономические последствия безработицы……………...

2. Анализ динамики и структуры безработицы в РФ

2.1Анализ состава и структуры безработных в РФ...................................

2.2Анализ безработицы по продолжительности поиска работы в РФ...

2.3 Анализ трудоустройства населения в РФ ………………………......

3. Статистический анализ динамики и прогнозирование уровня безработицы в РФ

Выводы и предложения………………………………………………………...

Список используемой литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

   Проблема  структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политике государства и, прежде всего тех институтов, которые напрямую задействованы на рыке труда и имеют непосредственное отношение к осуществляемым структурным изменениям. Необходимо принимать определенные меры по ее ограничению. Это программы развития определенных сфер экономической деятельности в стране и регионах, а также в области переквалификации рабочей силы; перемещение безработных из депрессивных регионов страны; предоставление рабочих мест в государственном секторе экономики.

   Совокупность  структурной и фрикционной безработицы  определят, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. Таким образом, уровень естественной безработицы – есть тот общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы.

   Сезонная  безработица – результат колебаний на труд из-за сезонных изменений в производстве и занятости. Она порождается временным характером волнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ – массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим – фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

   Циклическая безработица возникает вследствие неспособности спроса в национальной экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. Она является результатом недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из-за снижения темпов экономического роста.

   Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы.

   Для борьбы с циклической безработицей требуется разработка и реализация государственных программ, способствующих стабилизации в развитии национальной экономики и повышению совокупного спроса на рабочие места.

   Исходя  из необходимости учета безработных  и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих раз: зарегистрированную безработицу, которая отражает

количество незанятых  граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной  службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в отпуск.

   Существует  еще так называемая безработица по обследованию – «оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения». [18]

   В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с  учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государстве служб занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.

   Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость не совместима с идеей рыночного хозяйства, в то же время понятие «полная занятость» не означает полное отсутствие безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.

   Анализ  причин безработицы дают многие экономические  школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста – священника Т. Мальтуса (конец XVIII века) «Опыт о законе народонаселения». Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.

   Довольно  тщательно исследовал безработицу К. Маркс в «Капитале» (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отстаиванию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.

   Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы  в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую – безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

   К причинам возникновения безработицы относятся:

    • высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требует ее продавец

    Поведение покупателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина.  Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технический прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.

    • Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель

    В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого  покупателя. В течение определенного  времени он может оставаться без  работы и относится к категории безработных.

    • Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

      В обществе всегда есть люди, которые  не могут быть вовлечены в процесс  производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой  или наличия рабочей силы настолько  низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать.

    Таким образом, основной причиной возникновения  безработицы является нарушение  равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается  в период экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Методы борьбы  с безработицей

    При разработке федеральной и региональной программ обеспечения занятости  населения необходимо учитывать  определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой и речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату безработным уйдет 2,5% валового национального продукта.

    В социально-трудовой политике первоначально  превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчающих институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условия спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально-страховых отношений способствовало из нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами. [4]

    Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформатов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

    В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным  контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

    Вместе  с тем увеличивалась вынужденная  безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов. [8]

    Неуклонный  рост структурной безработицы предопределял  необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

   Однако  безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий, причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

   Курс  на обеспечение возможно полной занятости  и предотвращения безработицы не решал важнейшую задачу реформ – повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово-промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

   В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узко прагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Информация о работе Статистический анализ безработицы в РФ