Статистический анализ безработицы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование специфики проблем занятости, анализ динамики и прогнозирование уровня безработицы в Российской Федерации.

Объектом данной курсовой работы является «безработица» как социально-экономическое явление, характеризующее состояние экономики РФ.

Предмет курсовой работы - количественные закономерности и тенденции динамики уровня безработицы в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы изучения безработицы

1.1. Понятие, сущность, виды безработицы…………...............................

1.2. Методы борьбы с безработицей……....................................................

1.3. Социально-экономические последствия безработицы……………...

2. Анализ динамики и структуры безработицы в РФ

2.1Анализ состава и структуры безработных в РФ...................................

2.2Анализ безработицы по продолжительности поиска работы в РФ...

2.3 Анализ трудоустройства населения в РФ ………………………......

3. Статистический анализ динамики и прогнозирование уровня безработицы в РФ

Выводы и предложения………………………………………………………...

Список используемой литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

   Обеспечение занятости и массовая безработица  находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождение работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатам и льготам неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

   Наряду  с этим расширяется «исход» ранее  многочисленного слоя квалифицированных  работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально-профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

   Суть  новой социально-трудовой политики можно свести к следующему: окончательный  переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация законодательства в полном соответствии с требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить « дух законов» о труде, без всяких оговорок признать рабочую силу товара, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

   Для обеспечения  свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнения наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве. [15]

   Необходимо  заменить архаичные и неэффективные  формы законодательного регулирования труда, например, единый для всех размеров заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

   Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать  трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

   Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработный, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям. [1]

   Однако, в последнее время применяются  попытки «спрятать» официальную  растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем наступает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует очередь других «нарушителей» новых правил, вводимых «задним» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

   По  мере углубления реформ число безработных  должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты труда. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемой для интенсивного развития экономики. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи  занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально-трудовой сферы. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3 Социально-экономические  последствия безработицы

   Социально-экономические  последствия безработицы можно сформулировать следующим образом: происходит обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей, усиливается давление за размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, увеличиваются затраты общества и индивида на восстановление или изменение профессионального статуса и уровня производительного труда, формируются категории лиц  с девиантным поведением, склонных к поступкам, противоречащим принятым социальным нормам и ценностям. [5]

   Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие:

    1. демографические факторы – изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости и смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.
    2. технико-экономические факторы: темпы и направления НТП, обуславливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких российских производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения: ликвидность предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих более 15 человек; сокращение численности в количестве 50 или более человек в течение 30 календарных дней, 200 и более человек в течении трех месяцев, 500 и более в квартал; увольнение  работников в количестве одного процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятия либо сокращения численности в течение 30 календарный дней в регионе с общей численностью занятых менее 5,0 тысяч человек.
    3. экономические факторы: состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый «всплеск» безработицы связан  со снижением реального объема ВНП. При каждом увеличении уровня безработицы на один процент темп роста реального ВНП снижается на два процента. Ежегодный прирост ВНП в размере 2,7% удерживает долю безработных на постоянном уровне. Следовательно, пока не будет достигнуто не менее чем трехпроцентного прироста макроэкономических показателей, доля безработных будет увеличиваться. Закон Оукена иллюстрируется пиктограммой, где на горизонтальной оси показаны изменения уровня безработицы, а на вертикальной – изменения реального объема ВНП. Каждая точка соответствует определенному году. Линия, проведенная через точки, показывает, что изменение реального объема ВНП (в %) = 3-2* на изменение безработицы. При росте безработицы с 6 до 8 % рост реального ВНП составит: 3-2*(8-6)= - 1%. Снижение ВНП указывает на спад в экономике.

    Существует  взаимосвязь безработицы и инфляции, впервые зафиксированная в 50-е  годы А. Филипсом в виде кривой. Он зафиксировал обратную взаимосвязь между темпами инфляции и долей безработицы: чем выше темпы инфляции, тем ниже доля безработных. Вмешательство государства может снизить уровень безработицы, расширяя совокупный спрос. возникающая при этом напряженность на рынке труда будет способствовать росту заработной платы, цен, следовательно, и развертыванию инфляции. Для снижения инфляции необходимо производить политику ограничения спроса, что приводит к свертыванию производства, росту безработных. Увеличение последних становится платой общества за реализацию антиинфляционной политики.

    Современная кривая Филипса, используемая в разных странах в различное время, отличается от рассмотренной, во-первых, тем, что темпы прироста номинальной заработной платы включают показатель ожидаемых темпов инфляции. М. Фридмен и Э. Фелпс, развивая в конце 60-х годов модель неверных ожиданий работников,  раскрыли важность ожиданий для анализа совокупного предложения. Во-вторых, включают показатель шоковых изменений предложения. Значительное повышение мировых цен  на нефть в 70-е годы со стороны Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) привлекало экономистов к осмыслению проблемы последствий экономических шоков для формирования совокупного предложения. В-третьих, учитывает уже осознанный факт, что экономика может выходить на уровень полной занятости (естественный уровень безработицы) при любых темпах инфляции, что в длительном периоде инфляции и безработицы не корреспондируют друг с другом. [6]

  1. Организационно-экономические факторы. Изменение организационно-правовых форм предприятий, происходящие в ходе приватизации госсобственности, акционирования предприятий, структурной перестройки, существенно влияют на безработицу, так как усиливают процессы выталкивания работников из данного производства и притяжения в другие производства, в другие местности, т.е. колебания рынка труда. [6]

   Безработица, как социальное явление, приводит к объединению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

   Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых социальных последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Отрицательные Положительные
Обострение  криминогенной ситуации Повышение социальной ценности рабочего места
Усиление  социальной напряженности Увеличение  личного свободного времени
Рост  количества физических и душевных заболеваний Возрастание свободы  выбора места работы
Увеличение  социальной дифференциации Увеличение  социальной значимости и ценности труда
Снижение  трудовой активности  
 

   Кризисное положение граждан, оказавшихся  безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого  душевного  дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социально-культурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

   Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Они представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больше, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

   Самооценки  безработных свидетельствует об ощущении собственной ущербности. Можно  говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоидентификации), затронувшей  группы и занятого и незанятого населения.

   Особое  место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Большая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

Информация о работе Статистический анализ безработицы в РФ