Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование специфики проблем занятости, анализ динамики и прогнозирование уровня безработицы в Российской Федерации.
Объектом данной курсовой работы является «безработица» как социально-экономическое явление, характеризующее состояние экономики РФ.
Предмет курсовой работы - количественные закономерности и тенденции динамики уровня безработицы в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы изучения безработицы
1.1. Понятие, сущность, виды безработицы…………...............................
1.2. Методы борьбы с безработицей……....................................................
1.3. Социально-экономические последствия безработицы……………...
2. Анализ динамики и структуры безработицы в РФ
2.1Анализ состава и структуры безработных в РФ...................................
2.2Анализ безработицы по продолжительности поиска работы в РФ...
2.3 Анализ трудоустройства населения в РФ ………………………......
3. Статистический анализ динамики и прогнозирование уровня безработицы в РФ
Выводы и предложения………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………….
Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.
Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:
Отрицательные | Положительные | |
Обесценение последствий обучения | Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики | |
Сокращение производства | Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей труда | |
Затраты на помощь безработным | Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования | |
Утрата квалификации | Стимулирование
роста интенсивности и | |
Снижение жизненного уровня | ||
Недопроизводство национального дохода | ||
Снижение налоговых поступлений |
Одно
из главных негативных последствий
безработицы – нерабочее состояние трудоспособных
граждан и, соответственно, невыпущенная
продукция. Если экономика не в состоянии
удовлетворить потребности в рабочих
местах для всех, кто хочет и может работать,
кто ищет работу и готов приступить к ней,
то теряет потенциальная возможность
производства товаров и услуг. следовательно,
безработица мешает обществу развиваться
и двигаться вперед с учетом своих потенциальных
возможностей. В конечном итоге это рассматривается
как снижение темпов экономического роста,
отставание объемов увеличения валового
национального продукта.
2. Анализ динамики и структуры безработицы в РФ
2.1 Анализ состава и структуры безработных в РФ
Анализ
структуры безработицы играет важную
роль в разработке эффективной политики
занятости. Рассмотрим состав безработных
в Российской Федерации, начиная с образования.
Структура безработных по уровню образования
отражена в следующей таблице:
Таблица 1 – Динамика структуры безработных по уровню образования, %
Уровень образования | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2008г. к 2004г. (+,-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего в экономике | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Высшее
профессиональное
Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего образования |
10,9
2,7 20,5 33,1 13,5 1,1 |
10,1
2,9 18,8 32,4 16,4 1,1 |
10,7
2,1 17,3 37,0 13,5 1,8 |
11,5
2,5 18,8 34,9 12,6 1,1 |
12,3
3,3 19,3 32,2 11,0 1,4 |
1,4
0,6 -1,2 -0,9 -2,5 0,3 |
Мужчины | ||||||
Высшее
профессиональное
Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего образования |
10,0
2,5 15,3 32,4 16,2 1,4 |
8,8
3,0 13,5 33,1 19,5 1,2 |
8,7
1,9 13,0 39,8 14,8 1,9 |
9,3
1,5 15,7 35,4 14,7 1,6 |
9,5
3,0 15,6 33,5 13,0 1,6 |
-0,5
0,5 0,3 1,1 -3,2 0,2 |
женщины | ||||||
Высшее
профессиональное
Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего образования |
11,9
2,9 25,8 33,8 10,7 0,7 |
11,5
2,9 25,0 31,5 12,8 1,0 |
13,0
2,3 22,1 33,8 12,1 1,8 |
14,0
3,6 22,4 34,3 10,1 0,5 |
15,7
3,8 23,7 30,6 8,5 1,1 |
3,8
0,9 -2,1 -3,2 -2.2 0,4 |
В
таблице показано распределение
безработных граждан в
Наглядно изобразив данные из таблицы о взаимосвязи уровня образования и безработицы, можно отметить, что больше всего безработных имеют среднее полное образование, причём в 2006 году эта цифра была самой максимальной – 37,0%. Меньшая же доля безработных приходится на граждан, имеющих начальное общее образование или не имеющие образование вообще. В 2004, 2005 и 2007 годах эта цифра была минимальной – 1,1%.
Чтобы рассмотреть динамику безработных в зависимости от уровня образования, рассчитаем значения показателей структурных сдвигов (А – абсолютный прирост; Тр – темп роста)
Таблица
2 – Показатели структурных сдвигов
Уровень образования | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | Тр | А | Тр | А | Тр | А | Тр | |
Высшее
профессиональное
Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют начального общего образования |
-0,8
0,2 -1,7 -0,7 2,9 0 |
92,7
107,4 91,7 97,9 121,5 100 |
0,6
-0,8 -1,5 4,6 -2,9 0,7 |
98,2
77,8 84,4 111,8 100 163,6 |
0,8
0,4 1,5 -2,1 -0,9 -0,7 |
105,5
92,6 91,7 105,4 93,3 100 |
0,8
0,8 0,5 -2,7 -1,6 0,3 |
112,8
122,2 94,2 97,3 81,5 127,3 |
Анализируя показатели годового прироста и темпа роста безработных, отметим, что наибольший рост безработицы произошёл в 2006 году – число безработных с начальным общим или не имеющих начального общего образования (Тр=163,6) по сравнению с 2005 годом возросло примерно в 1,5 раза.
Если рассматривать образовательный уровень безработицы по половому признаку (таблица 1), то можно прийти к следующему выводу: в общем различий по безработице в зависимости от уровня образования нет, за исключением того, что уровень безработицы женщин, имеющих среднее профессиональное образование выше аналогичного показателя у мужчин. Это можно проследить по следующему графику:
Рисунок 2 – численность безработных, имеющих среднее профессиональное образование
Теперь
рассмотрим структуру безработных
в зависимости от возраста, используя
следующие таблицу и
Таблица
3 – Структура безработных по
возрастным группам, %
Возраст, лет | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2008г. к 2004г. (+,-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего в экономике | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
15-19
20-24 25-29 30-49 50-54 55-59 60-72 |
10,4
17,7 12,3 11,3 8,7 2,8 2,3 |
10,5
17,9 13,0 10,9 9,0 3,6 2,4 |
9,5
21,6 13,9 10,4 8,4 3,8 1,3 |
9,0
20,5 11,7 11,2 9,2 3,5 1,6 |
9,2
20,2 12,2 10,4 9,6 5,1 2,4 |
-1,2
2,5 -0,1 -0,9 0,9 2,3 0,1 |
Средний возраст | 34,9 | 35,7 | 33,3 | 34,5 | 34,9 | |
Мужчины | ||||||
15-19
20-24 25-29 30-49 50-54 55-59 60-72 |
10,3
18,3 12,7 10,9 8,7 3,5 2,8 |
10,3
19,5 12,7 10,8 8,1 4,1 2,1 |
8,8
21,9 14,4 10,4 7,9 4,1 1,4 |
9,4
21,0 11,7 11,05 8,4 3,8 1,5 |
9,8
20,6 12,5 10,0 9,4 5,3 2,5 |
-05
2,3 -0,2 -0,9 0,7 1,8 -0,3 |
Женщины | ||||||
15-19
20-24 25-29 30-49 50-54 55-59 60-72 |
10,6
17,0 11,9 11,7 8,6 2,9 2,1 |
10,8
16,0 13,4 11,0 10,0 3,0 2,8 |
10,4
21,3 13,3 10,4 9,0 3,6 1,1 |
8,5
19,9 11,7 11,2 10,1 3,2 1,7 |
8,4
19,8 11,9 10,7 9,9 4,8 2,3 |
-2,2
2,8 - -1,0 1,3 1,9 0,2 |
Рисунок 3 – структура безработных по возрастным группам
Анализируя
табличные и графические
Прежде
чем рассматривать безработицу
по продолжительности поиска работы,
проанализируем динамику экономически
активного населения и
показатели | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2008г. к 2004г.
(+,-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Численность
населения, тыс. чел.
Численность экономически активного населения, тыс. чел. Численность безработных, тыс. чел. Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел. Уровень экономической активности населения, % Уровень безработицы, % Уровень официально зарегистрированной безработицы, % |
143474
72909 5674,8 1920,3 65,3 7,8 2,6 |
142754
73811 5262,8 1830,1 65,8 7,2 2,5 |
142221
74156 5311,9 1742,0 66,1 7,2 2,3 |
142009
75060 4588,5 1553,0 67,1 6,1 2,1 |
141904
75892 4791,5 1521,8 67,7 6,3 2,0 |
-1570
2983 -883,3 -398,2 2,4 -1,5 -0,6 |