Статистическая оценка и анализ инвестиционной привлекательности регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является совершенствование методик комплексного статистического анализа инвестиционной привлекательности регионов, например, Курской и Белгородской областей.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты статистического исследования инвестиционной привлекательности;
предложить систему показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность;
проанализировать методы оценки инвестиционной привлекательности;

Файлы: 1 файл

курсовая статистика.docx

— 166.36 Кб (Скачать)

Отметим, что на инвестиционный потенциал является одним из возможных  критериев классификации регионов.

Регионы – «точки роста» - небольшие по численности населения  и экономической мощи, отличающиеся низким инвестиционным риском. В отличие  от «полюсов роста» эти регионы имеют  ограниченные перспективы экономического роста и уже через 10-15 лет достигают  своего «потолка», когда даже высокая  инвестиционная привлекательность  не в состоянии «притянуть» дополнительные инвестиции вследствие ограниченности трудовых, территориальных, водных и  других ресурсов.

К «проблемным» относятся  регионы, обладающие не до конца использованными  ресурсами роста вследствие худшего  инвестиционного климата и недостатка инвестиций. При повышении инвестиционной привлекательности наиболее крупные  из них могут стать «полюсами», а небольшие – «точками» роста. Наиболее многочисленную группу составляют регионы «с неопределившимися перспективами», судьба которых зависит от профессионализма управления региональных властей».

Вторая составляющая инвестиционной привлекательности региона –  инвестиционный риск. Его уровень  отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В том или ином регионе этот риск определяется общеэкономическими (тенденции в экономическом развитии региона), финансово-валютными (степень  сбалансированности регионального  бюджета и финансов предприятий), политическими (распределение политических симпатий населения по результатам  последних парламентских выборов, легитимность местной власти), законодательными, социальными (уровень социальной напряженности), экологическими, криминальными и  другими факторами.

Финансовые риски в  регионе принято характеризовать  как общим балансом задолженностей между регионом и Федеральным  центром, так и внутренней взаимной задолженностью предприятий региона. Основное внимание при анализе финансовых рисков в регионе должно уделяться  таким факторам как:

  • финансовый статус региона в Федеральном бюджете (донор, реципиент);
  • валовой региональный продукт;
  • наличие финансовых гарантий инвесторам и прочие факторы.

Экономический риск региона  определяется, прежде всего, структурой экономики региона, при анализе  экономического риска региона можно  использовать такие факторы как:

  • удельный вес убыточных предприятий;
  • индекс роста стоимости потребительской корзины;
  • доля региона в валовом национальном продукте и другие.

Социальный риск региона  определяет возможность создания и  развития производств с привлечением новой рабочей силы. В этой связи  для оценки социального риска  принято использовать следующие  факторы:

  • наличие жилья и социальной инфраструктуры;
  • уровень доходов населения;
  • состояние рынка труда в регионе;
  • состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания в регионе;
  • демографическая и экологическая ситуация и другие.

Криминогенный риск предназначен для оценки степени зависимости  успешности инвестиционной деятельности от уровня преступности, коррупции. При  оценке криминогенного риска появляется возможность оценить безопасность инвестиций. В этой связи, возникает  необходимость оценки такого обобщающего  показателя как экономическая безопасность региона. Также для инвесторов большое значение имеет политический риск, поскольку от таких факторов как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полна законодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестиций зависит привлекательность региона как объекта инвестиций.

Таким образом, уровень инвестиционной привлекательности региона в  целом определяется соотношением инвестиционного  риска и инвестиционного потенциала, насколько, исходя из существующего  положения и перспектив будущего развития региона, риски, связанные  с инвестированием в данный регион, компенсируются доходами, которые на эти инвестиции можно получить.

 

Глава 2. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов.

2.1. Показатели оценки инвестиционной привлекательности регионов.

Регион - сложная система, состоящая из элементов (подсистем), каждая из которых имеет свои характеристики, влияющие на заинтересованность инвестора  в осуществлении инвестиционных вложений, что определяет необходимость  разработки единого системного подхода  к оценке инвестиционной привлекательности  регионов, учитывающем необходимое  количество условий и факторов. Такая  комплексная оценка направлена на решение  следующих задач: повышение эффективности  использования бюджетных инвестиционных ресурсов, формирование оптимальных  территориальных, отраслевых и других направлений инвестиционных потоков, создание более благоприятного инвестиционного  климата, стратегическое планирование и формирование инвестиционной политики, совершенствование механизмов обоснования  и привлечения инвестиций, снижение степени рисков для инвесторов и  кредиторов. Заинтересованность в такой  оценке, прежде всего, возникает у  органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур  инвестиционного рынка и иностранных  инвесторов, которые обычное имеют  слабое представление о современной  российской действительности. Практика оценки инвестиционной привлекательности стран и регионов для обоснования инвестиционных решений (корпоративных и государственных) получила распространение во всем мире и насчитывает более 30 лет. На этом специализируются консалтинговые компании, специальные подразделения банков, корпораций, учебных заведений, государственных органов, СМИ. Наиболее часто использовались следующие параметры и показатели: тип экономической системы; макроэкономические показатели, обеспеченность природными ресурсами; состояние инфраструктуры; развитие внешней торговли; участие государства в экономике.

Задачами оценки инвестиционной привлекательности региона является:

  • определение социально-экономического развития,
  • установление влияния инвестиционной привлекательности на  приток  инвестиций,
  • разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности.

 Инвестиционная   привлекательность   в современных условиях является  одной из важнейших характеристик  деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку она прямо влияет  на его перспективы развития, конкурентоспособность, финансовую  устойчивость, кредитоспособность. Грамотная  инвестиционная политика хозяйствующего  субъекта позволяет привлекать  дополнительные инвестиции, эффективно  их использовать и укреплять  свое финансовое положение. Для  того чтобы определить, насколько   инвестиционно  привлекательна  фирма, необходимо рассчитать  индекс   инвестиционной   привлекательности. 

Для определения совокупного  индекса   инвестиционной   привлекательности  предлагается следующий  алгоритм, основанный на методике Анискина Ю.П.:

    1. Набор частных  показателей определяется по  каждой составляющей  инвестиционной   привлекательности  исходя из  показателей, заложенных в основу  семифакторной модели рентабельности  активов фирмы.

    2. Частные показатели  являются значимыми (наиболее  важными для частного направления  деятельности), независимыми (отсутствие  прямой зависимости), относительными (отражающими относительные темпы  роста/снижения или долевые части  целого за определенный период).

    3. По каждому  частному направлению определяется  индекс  относительного изменения,  представляющий собой отношение  показателя отчетного (планового)  периода к базовому (за прошлый  отчетный период), например,  индекс  относительного измерения объемов  производства представляет собой  отношение темпов роста в анализируемый  период.

  Интегральный   индекс  каждой составляющей  инвестиционной   привлекательности  определяется  как отношение относительных   индексов  частных показателей(1)

 

                       (1)                            

где:

     - относительный индекс  частных показателей.

    Если  > 1 - повышение инвестиционной   привлекательности ;

    =1 - сохранение темпов развития;

     < 1 - снижение  привлекательности.

Возможности и условия  развития отдельных  регионов   (особенно  природно-ресурсных) определяются  величиной их  природно-ресурсного   потенциала. Величина  природно-ресурсного   потенциала  представляет собой  сумму  потенциалов  отдельных видов  природных  ресурсов (земельных, минеральных, водных, биологических, рекреационных и др.) независимо от характера их использования.  Природно-ресурсный   потенциал  определяется совокупностью  всех видов   природных  ресурсов, которые в настоящее время известны  и использование которых  в обозримом будущем возможно по техническим причинам. Представляется, что при разработке методических положений по оценке величины  природно-ресурсного   потенциала   возникает необходимость агрегирования всех элементов (факторов), учитывающих количественно-качественные параметры природно-ресурсной базы , иначе они будут просто методическим аппаратом, а не инструментом для практического применения. В этом отношении любая методика требует определенных допущений, что   учтено при разработке предлагаемых  методических положений.

 Природно-ресурсный   потенциал   зависит  от количества  соответствующих ресурсов, их продуктивности, качественного влияния на  состояние  окружающей среды(2):

 

где:

Q – количество того  или иного вида ресурса;

P – продуктивность того  или иного ресурса;

C – содержание полезного  компонента, отражающего качественное   состояние ресурса.

Для целей сравнительной  оценки,  интегрирования локальных  параметров представляется целесообразным   расчет относительного  индикатора  - индекс состояния  природно-ресурсного   потенциала   региона  (I

Расчет IPRQR предлагается производить с применением следующего алгоритма (3):

 

                                          (3)

 

где:

EOr – экономическая оценка природно-ресурсного   потенциала   региона в расчете на 1 тыс. кв. км. общей площади территории

Eos – экономическая оценка природно-ресурсного   потенциала в расчете на 1 тыс. кв. км. общей площади ее территории.

В экономику социализма для  определения роли человека в хозяйственной  жизни в научный оборот было введено  понятие "трудовой потенциал", рассматривающее  человека как субъекта со своими потребностями  и интересами в сфере труда. Трудовой потенциал традиционно входил в  понятие экономического, производственного, промышленного и других потенциалов  как составляющая человеческого  фактора. Натуральный подход к оценке трудового потенциала основан на учете реального состояния наличного количества трудовых ресурсов региона и динамики их развития. Анализ производится по статистическим данным с учетом объемов трудовых ресурсов населения региона в режиме номинальной занятости. По этому подходу также определяется влияние замещения и миграции трудовых ресурсов в кризисный период. Трудовой потенциал региона в натуральном выражении. Рассчитывается как произведение количества носителей трудовых ресурсов (людей) на время трудового процесса (натуральный подход). (4)

 

 

где:

Ч – численность занятого населения в процессе труда; Т  – время работы (день, месяц, год). Измеряется данный показатель в человеко-днях, человеко-месяцах, человеко-годах.

Интегральные оценки трудового  потенциала должны включать натуральные, стоимостные и относительные  показатели. При этом целесообразно  натуральные и стоимостные представить  как базовые, а относительные  показатели – как усилители эффективности  трудового потенциала. Тогда относительная  оценка в сочетании с натуральной  сформирует условную (интегральную) натуральную  оценку трудового потенциала. Относительная  оценка в сочетании со стоимостной  даст условную (интегральную) стоимостную  оценку трудового потенциала. В результате получен базовый подход к процессу оценки трудового потенциала на региональном уровне.

Основой методологического  подхода к измерению трудового  потенциала является уточнение понятия  потенциала как усредненного показателя исследуемого параметра, что наиболее подробно отражает возможности экономической  системы. Существующее мнение о потенциале как о максимально возможном  значении параметра для рыночной экономики неприемлемо, так как  в экономике потенциал всегда может трансформироваться и сохранение его максимального значения, как  правило, снижает эффективность  хозяйственной системы. В методике предлагается использовать нормированное значение потенциала, основанное на усреднении параметра динамического ряда значений по формуле(5):

 

где:

РN – нормативное значение потенциала;

Рi – текущее значение потенциала;

i – количество значений  динамического ряда, i=1÷n.

Индекс трудового потенциала, частные индексы трудового потенциала, определяются как отношение текущего значения потенциала к его нормативному значению, и вычисляется по формуле (6):

 

В результате мы получим возможность оценки трудового потенциала и его составляющих по каждому году исследуемого динамического ряда. Это позволяет не только рассчитать текущее значение потенциала, но и производить прогнозирование потенциальных параметров в экономической системе.

Также особую роль в инвестиционной привлекательности регионов играет уровень экономической активности населения и индекс покупательной

способности. Экономически активное население – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (по отношению к обследуемому периоду). Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле (7):

Информация о работе Статистическая оценка и анализ инвестиционной привлекательности регионов