Российская система единства измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:00, реферат

Краткое описание

Основная идея системы единства измерения заключается в обеспечении единства измерений внутри страны, а также во взаимоотношениях Российской Федерации и ее хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.
Эта идея положена в основу действующего Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 и полностью сохраняет свое значение также и в настоящее время.

Файлы: 1 файл

Единство измерений.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются Госстандартом России.

    При выполнении поверочных работы на территории отдельного региона с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти этого региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе: предоставлять им соответствующие помещения; обеспечивать их вспомогательным персоналом и транспортом; извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

      Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

    Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

    Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений производится после проверки органами Государственной метрологической службы наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.

    В случаях нарушения установленных пунктом 2 настоящей статьи условий лицензия аннулируется.

      Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм

    Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

    Государственный метрологический надзор за количеством  товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

    Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

 

    Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее - государственные инспекторы). Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей.

    Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения: посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению; поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений; проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений; проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора; использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.

    При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право: запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных; гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал; при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации; представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности; давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм; составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

     

5. Ответственность государственных инспекторов

 

    Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Жалобы  на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственном подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются, и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут также быть в установленном порядке обжалованы в суд.

    Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний. Содействие государственному инспектору Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение

 

    Таким образом, основополагающим актом законодательства в рассматриваемой области является Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» 1993 г. Этим Законом определены наиболее общие положения и принципы метрологической деятельности в стране с учетом особенностей начального периода перехода к рыночной экономике.

    На  базе положений этого Закона принят ряд подзаконных актов различного уровня, среди которых выделяется постановление Правительства Российской Федерации «Об организации работ  по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» № 100 от 12 февраля 1994 г. Этим постановлением утвержден ряд Положений, касающихся важнейших видов деятельности в области обеспечения единства измерений, в частности, Положение о государственных научных метрологических центрах; о порядке аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений; Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации и др.

    Правовое  регулирование вопросов обеспечения единства измерений характеризуется наличием значительного количества технико-юридических норм и актов по таким специальным вопросам метрологии как поверка и калибровка средств измерений, методики выполнения измерений и испытаний, метрологическая экспертиза, аттестация и др. Этими актами положения, основанные на выводах и закономерностях метрологии – науки об измерениях, возводятся в ранг обязательных правовых предписаний, и в связи с этим они нуждаются в регулярном обновлении. Удельный вес этих актов весьма значителен. А их разработка может быть возложена лишь на научные метрологические центры. Утверждение этих актов осуществляется согласно действующему законодательству Госстандартом России.

    13-летний период применения Закона 1993 г. и принятых на его основе подзаконных актов позволил выявить ряд пробелов в правовом регулировании, несогласованность ряда положений этого Закона с актами, принятыми в последующие годы (например, с Федеральными законами «О техническом регулировании», «Об энергосбережении» и др.). Некоторые положения Закона отстали от времени. Недостаточным является механизм реализации отдельных положений Закона, что проявляется, в частности, в неопределенности организационных основ метрологической деятельности и в отсутствии эффективных мер ответственности за нарушение метрологической дисциплины. Не менее актуальным является также задача приведения положений Закона в соответствие с последними решениями МОЗМ, принятыми с учетом тенденций развития общего экономического пространства.

    Согласно  международной практике законодательство в области метрологии отличается повышенной мобильностью и, как правило, регулярно подвергается пересмотру или обновлению. Это вызвано прямой зависимостью рассматриваемых правовых положений от научно-технического прогресса, а также от меняющихся экономических и социально-политических факторов. Так, например, Закон ФРГ «Об измерительном деле и поверке», принятый в 1969 г. был кардинально пересмотрен 22 февраля 1985г. и 23 марта 1992 г., после чего в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Аналогичное положение наблюдается в большинстве развитых зарубежных стран.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 "О стандартизации" (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).
  2. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 1996-169 с.
  3. О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». 19 июня 1995 №89-ФЗ // Российская газета. 1995. 22 июня.
  4. Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 // Российская газета. 1993. 9 июня.
  5. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управления качеством. - М.: Издательство стандартов,1990.-342 с.

Информация о работе Российская система единства измерения